Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 248 - Правила без ценностей

Оглавление

Добрый день всем. В этом материале кратко расскажу о своих впечатлениях от 4 места списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", которое занимает один из главных фильмов французского режиссёра Жана Ренуара.

4 место

"Правила игры"/"La règle du jeu"(1939)

Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 3 780;

Рейтинг IMDb - 7,9; Кол-во оценок - 31 487;

Режиссёр - Жан Ренуар.

«Правила игры» (La règle du jeu, 1939)
Франция накануне Второй мировой войны. Авиатора Андре Жюрье, совершившего рекордный перелет, встречают на земле его друг Октав и толпа взбудораженных репортеров, он сообщает радиослушателям, что предпринял эту авантюру из-за любви к женщине, которая, однако, даже не пришла поприветствовать его в аэропорт. Это Кристин. В это время она готовится выйти в свет со своим мужем, который знает о романе жены, но не хочет ее потерять.
Сам он пытается порвать с обожающей его любовницей. Октав признается Андре, что ему также не безразлична Кристин, и заявляет, что тот никогда не получит ее, так как пренебрегает правилами игры в обществе… Чуть позже оба попадают на уик-энд и охоту в загородное поместье де ла Шеснея. Здесь и разыгрывается безжалостная игра, ограниченная жесткими правилами «высшего света». Все, включая слуг, имеют свои маленькие драмы…
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Без спойлеров

Из четырёх просмотренных по списку картин Ренуара не особо проникся я только "Великой иллюзией", там я только завершающую часть запомнил; "Река", "Загородная прогулка" и "Правила игры" мне нравятся. Но сейчас меня интересует последний.

Это ещё одно произведение, которое сразу после выхода приняли так себе, зато как минули года, все сразу всё поняли. В случае с "Правилами игры" я солидарен с мнением после переоценки. Причины, по которым это кино не оценили в своё время, как я понял, в значительной степени в том, что сам режиссёр назвал "неприязнью к правде", тем более вышло оно в середине 1939 года, когда общество в Европе было, м-м-м... несколько более настороженным, нежели обычно. Поэтому повозмущались все, мол "да как можно", в прокате это дело провалилось, к показу во Франции запретили, а как накал страстей в миру улёгся, так сразу "ой, какая прелесть, вот вам место в топе лучших фильмов ever". Понимаем.

-2

Говорить же от себя об этом фильме мне сложно, потому как он наследует такую общую черту хорошего кино: о нём не хочется, не можется и нечего говорить. Как говорят в таких случаях, об этом бессмысленно говорить — это надо смотреть. Обычно это говорят о музыке, но и с хорошими фильмами то же самое. Снято хорошо, камера двигается плавно, актёры старой школы, симпатичные, но уже несколько в возрасте, мизансцены обставлены интересно.

Диалогов хватает, и временами они аж наслаиваются друг на друга, передавая "привет" лентам "Его девушка Пятница" Хоукса и "8½" Феллини, а так как детище Ренуара я смотрел также с субтитрами, то удовольствия от параллельно идущих диалогов получил сполна. Я, правда, в такие моменты немножко не успевал, собственно, кино смотреть, потому что читал бесконечные субтитры.

-3

Но предлагаю посмотреть на это с другой стороны: если мне кино понравилось даже несмотря на такой напряг, из-за которого я от самих двигающихся картинок отвлекался, то это, наверно, что-то говорит о качестве ленты. Другое дело, что это поднимает вопрос целесообразности просмотра фильмов с субтитрами, не зная языка оригинала. Вот уж есть за что любить немое кино, двадцать вставок с текстом на полтора часа — и до свидания.

Ну и смысл в фильме, безусловно, есть, но, — и тут со мной, возможно, не согласились бы особо рьяные кинокритики и зрители, — для меня это некое такое просто простое во всём и приятное кино, особенно если не любить себе мозги с этой установкой "иу, смотрю онли он лэнгуэдж оф ориджинал, иначе не тру", а смотреть в дубляже. Наполовину драма, наполовину комедия, с обеими своими ипостасями справляющаяся хорошо.

-4

Со спойлерами

Под правилами игры, как я понял и как формулирую, понимают не просто какой-то свод указаний, как себя типа надо вести, а в целом жизнь в советском обществе того времени. Само существование среди этих людей уже подразумевало "игру". Вы не можете вести себя так, как вам заблагорассудится, в соответствии с вашими чувствами. Хотя не всегда это подразумевает действовать против своей воли, что интересно. Порой обстоятельства оборачиваются так, что от вас требуется лишь сделать грустное лицо, но на деле вы вполне удовлетворены произошедшим.

-5

Самый яркий пример этого я вижу в финальной сцене, когда Ла Шене с прискорбием сообщает о гибели Андре, при этом провожая жену Кристину в дом. Я может чего не понял, но по мне здесь муж Кристины показал себя супер рассчётливым чёртом: когда Шумахер бегал за Марсо с револьвером по всей усадьбе, никого не убив, тот его выгнал, но когда тот буквально подстрелил и убил национального героя Андре Журье, он зазывает Шумахера обратно к себе, будто ничего и не было. На этом фоне даже как бы негодяй Марсо начинает казаться честным человеком, потому что он в итоге покинул это место, как и Октав. А всё потому, что Ла Шене терпеть не мог Журье, его устроила его гибель, и ввиду этого можно предположить, что то, что он его пригласил к себе, как они якобы примирились после драки перед Кристиной, — всё это было очередное представление. Ла Шене хотел, чтоб Кристина была с ним. Журье этому мог помешать. Журье не стало — вот и ладно, с его точки зрения.

Белка. Милая...
Белка. Милая...

Другое дело, что возникает вопрос, а зачем ему Кристина, если у него была любовница? Да, он с самого начала пытается завязать с Женевьевой, но как-то не похоже, что с ней он таки разорвал всё по итогу. Хотел да не закончил. Да и сама Кристина хороша. То она верна Ла Шене, потом прячется за закрытыми дверями с каким-то Сент-Абеном, потом решает сбежать с Андре, потом, разочаровавшись его вполне понятным желанием объяснится с Ла Шене(да, может, это желание Журье тоже как бы часть общего лицемерия, но если и так, то здесь оно мне видится отчасти оправданным; пусть Ла Шене пригласил его не от любви, но пригласил же, а отвечать злом на пусть даже лицемерное добро — такое себе, тем более он же национальный герой, как никак, честь, совесть, все дела), потом она на всё плюёт и хочет свинтить с Октавом, а когда Андре гибнет от пули, которая даже не ему предназналась, она с абсолютно спокойным лицом возвращается к Ла Шене, будто только его всегда ждала и любила.

Вот когда Ла Шене показывает всем свои приобретения и изобретения, он, как мне кажется, искренен в своей улыбке
Вот когда Ла Шене показывает всем свои приобретения и изобретения, он, как мне кажется, искренен в своей улыбке

Стало быть, даже если она и говорила правду, говоря что устала от этого всего, от этой "игры", непосредственно играть она научилась. Подмазалась в финале она знатно. Гибель любви это да, но жить-то хочется в усадьбе, богато, а не как Октав или даже Марсо, надеясь только на себя и без лицемерия. Если бы она подобно этим двоим ушла, её слова об усталости от "игры" звучали бы правдоподобно. А так выходит, что она чуть ли не главная гадина во всей этой ярмарке тщеславия.

У Лизетт, служанки Кристины, Шумахера(или Шумашера?) и Марсо тоже есть свой конфликт, но я о нём не стал упоминать, т.к. это ещё один симптом общей болезни
У Лизетт, служанки Кристины, Шумахера(или Шумашера?) и Марсо тоже есть свой конфликт, но я о нём не стал упоминать, т.к. это ещё один симптом общей болезни

Но тут вообще все такие. Даже сам Андре, который как бы, наряду с Октавом, более-менее приличный, замечен по фильму в странном контакте с Джеки, племянницей Кристины, из которого создаётся впечатление, что между ними что-то то ли было, то ли намечалось, но оборвалось, потому что Андре влюблённый в Кристину пингвин и более ничего не видит. Но, кроме этой стычки, каких-то подлых поступков да ним не замечено. Он действительно один из двух или трёх персонажей здесь, у которых в душе есть нечто настоящее. У Андре это его слепая любовь, увы, к не очень разборчивой и честной, как выяснилось, Кристине.

Октав и Марсо прощаются и покидают обитель лжи
Октав и Марсо прощаются и покидают обитель лжи

Ещё кино определяют как "показывающее нравы именно на фоне предвоенной обстановки". Помню, читал даже, что некоторые считают фильм в этом плане чуть ли не документальным. Люди, подобные показанным здесь, согласно трактовке, имели вес и власть, чтоб остановить развитие общества в том направлении, которое приведёт к большой войне, но ничего по этому поводу не сделали. Более того, они сами и есть убийцы, что показывают в сцене с охотой, где одним за одного валят зайчиков в полной тишине, разрезаемой лишь выстрелами. Ну и после гибели Журье это тоже видно. Поэтому вместо того, чтоб бессмысленную бойню остановить, они ничего с этим не сделали, а некоторые и приветствовали. Полагаю, смысл есть и в таком прочтении, однако сейчас, когда даже та самая большая война стала прошлым, это не столь очевидно. Хотя как знать, всегда можно посмотреть на год выхода и начать что-то подозревать.

Деревья на фоне людей, что сами больше тени, чем люди...
Деревья на фоне людей, что сами больше тени, чем люди...

Сам Ренуар, если я ничего не путаю, относится к изображаемым людям хоть и с иронией, но в то же время и с некоторой жалостью, однако его отношение, как по мне, видно в финальном кадре, когда на фоне ряда небольших деревьев, на стене проходят их тени. Вот кто они все — тени. Даже не люди. У них нет каких-то особых характеристик. Они все одинаковые. А перед этим ещё и коротенький диалог между Сент-Абеном и генералом, когда второй говорил, мол "у этого Ла Шене есть класс, а это сейчас такая редкость", — да, он перед этим так же говорил и об Андре, и о Кристине. Больно уж много редкостей собралось в одном месте. Даже этот Сент-Абен, который дрался с Журье и мог испытывать к нему некую неприязнь, говорит генералу после речи Ла Шене что-то в духе "больно уж удачное совпадение, определяющее понятие несчастного случая", за счёт чего выглядит как-то откровеннее, что ли.

Постер фильма
Постер фильма

Послесловие

"Правила игры" — это хороший, яркий и заводной фильм режиссёра Жана Ренуара, который по большей части шутливо обыгрывает лицемерие людей высшего сословия тех лет, как они клянутся в вечной любви в одной сцене, а в следующей назначают встречу с любовницей, и всё такое. Хотя с точки зрения современного обывателя это всё может казаться лишь особенно хорошим воспитанием и манерами, пусть и со своей спецификой, но тут надо учитывать контекст, чтоб понять, что оно именно что "кажется" таким. На деле там всем на всех и вся наплевать, и даже смерть воспринимается там в лучшем случае как лёгкая досада, а то и вовсе своеобразное развлечение, по поводу которого не грех отпустить едкий комментарии.

Согласен с мнением академика Лео Брауди, который говорил, что фильм отражает реальность, в которой есть правила, но нет ценностей. По мне, исчерпывающее определение.