Мария Медичи, вторая жена Генриха IV
Ее страсть не супруг, не дети, а драгоценности. Пока был жив король Анри, Марии приходилось туго: если она вылезала за рамки личного годового бюджета в 400 тысяч ливров, на новый год ее расходы урезали. Зато когда в 1610-м мужа убили, 37-летняя королева разгулялась вовсю.
Впрочем, и Генрих не жадничал. На одной из церемоний его жена щеголяла в платье с 3 000 бриллиантов и 32 000 жемчужин; рыцарские доспехи весили меньше. Королева напоминала башню и еле волочила ноги, но нарядом осталась довольна. Еще Генрих подарил ей громоздкое жемчужное ожерелье за 450 тысяч; при дворе украшение зовут «большим ошейником».
Марии Медичи поставляют бриллианты все известные ювелиры Парижа. Ей мало: она клянчит понравившиеся украшения у своих гостей. Платит как попало, часто забывает о долгах.
Лучшая подруга королевы Леонора Галигаи умеет делать для нее деньги из воздуха. Открыла бизнес по продаже высоких должностей и за 15 сделок выручила 2 млн. ливров. Весь бюджет Франции - 20 млн. Расцвела система взяток; за них можно отменить какой-нибудь налог, ввести новую должность. Набожность королевы тоже истощает казну: открыто несчетное число монастырей, Генеральные штаты в ужасе. Помощь бедным – конек Марии; после богоугодных дел награждает себя новыми побрякушками. Покупает верность придворных, одаривает итальянских друзей. Через 5 лет после смерти Генриха IV, что оставил Францию сильной и богатой, в казне наскребают всего миллион двести тысяч ливров. «Когда… Людовик XIII лишил свою мать власти, французское королевство было буквально разграблено», пишет в книге о Марии Медичи Мишель Кармона.
По иронии судьбы эта королева, сбежав из Франции с солидным золотым запасом, умрет в бедности.
Маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV
«Она милее всех его прежних фавориток, и король любит ее больше их всех», - пишет один вельможа в год знакомства Жанны д’Этиоль с королем (1745-й). Да, изящна, весела, само очарование.
Поместье Помпадур и титул маркизы – великая честь для нее, чего больше? О, у редкой королевской любовницы не растут аппетиты. Вот мадам де Майи, прежняя фаворитка Луи XV, была скромнее некуда. Свежеиспеченная Помпадур из другого теста.
Страсть Жанны – покупать и перестраивать дворцы. Начинает с малого: уютный павильон Эрмитаж в сельском духе рядом с Версалем; что за прелесть. Маркиза велит строить его копии в Компьене и Фонтенбло. Дальше – замок Бельвю, шедевр архитектуры 18 века, с картинной галереей. Отель д’Эвре (Елисейский дворец). Дворец Шамп, дом герцога де Жевра, великолепный замок Менар на Луаре… Еще Помпадур обожает переделывать королевские резиденции – Версаль, Шуази, Ла Мюэтт. Ее придворный театр, картины, сады, оранжереи, наряды, драгоценности, супчик из трюфелей – попутные расходы, мелочь.
Вредные финансисты подсчитали: мадам Помпадур обошлась казне в 36 млн. ливров. Сущие копейки в сравнении, например, с Семилетней войной (1350 млн. ливров). После смерти бездетной маркизы (ее дочь умерла раньше) все дворцы, кроме Менара, отходят королю. Распродажа предметов искусства из коллекции Помпадур займет целых 8 месяцев.
Деньги, драгоценности она раздаст окружению. В мир иной 42-летняя маркиза уйдет беднейшей дамой Франции: в ящике ее комода скучает горстка луидоров. Настает очередь мадам Дюбарри разорять королевство.
Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI
«Легкомыслие и неразумие могут ей сильно навредить», - тревожилась о младшей дочке императрица Мария-Терезия. Она знала свою Антуанетту. И не раз в письмах отчитывала ту за мотовство.
А ей хоть бы хны. Австрийское детство было сытым, но не роскошным; когда стала королевой Франции, захотелось сразу всего и побольше. Подвески с бриллиантами почти за 500 тысяч ливров; браслеты за четверть миллиона; годовой расход на прически у модного мастера – сто тысяч. Еще – стотысячная яхта, роскошный дворец в Сен-Клу… Родив наследника, надевает расшитое серебром платье, цепляет украшения на 800 тысяч ливров – и в Оперу. Репутация Марии-Антуанетты уже здорово подмокла, театр встречает королеву гробовым молчанием. Плачет: «Ну что я им сделала?»
Неурожаи, неудачные войны – это дыры в казне, огромный госдолг, кризис. Долг – в том числе на совести прошлых Бурбонов и их прекрасных дам; а расплачиваться предстоит несчастному Людовику XVI с супругой. Народ, не слишком глубоко копаясь в прошлом, их обвинит во всех грехах.
Накануне революции Мария-Антуанетта вспомнит уроки матери, начнет вести себя скромнее. Поздно. Над головой уже сверкает лезвие гильотины; все ближе 20 октября 1793-го.
В 1789-м, перед самой бурей, тетки Людовика умоляли его выслать «австриячку» в Вену, чтоб та «увезла с собой проклятье и ненависть народа». Послушался бы – спас ей жизнь.
Автор – Марина Туманова
Сердечное спасибо за внимание к каналу, за комментарии, лайки, подписки
Еще по теме: