Найти в Дзене

Как психолог работает с детьми с ЗПР в школе.

Здравствуйте.

А что, собственно говоря, делает педагог – психолог с детьми с задержкой психического развития на своих занятиях? Чего ждать, о чем можно спросить специалиста?

Педагог - психолог ориентируется на две вещи: на рекомендации в заключении ПМПК и на результаты диагностики, которую он проводит. Обычно специалист работает с когнитивной сферой (памятью, вниманием, мышлением), но может добавляться и эмоционально – волевая, коммуникативная сферы. На основе своей практики я пришла к тому, что отдельно выделять занятия на последние сферы не очень результативно. Многие вещи (эмоции, особенности общения, проработка конфликтов) затрагиваются в самом процессе занятия.

К примеру, если это работает группа, то там часто могут возникать небольшие стычки, учащиеся испытывают различные эмоции. Они проговариваются, отмечаются позитивные способы общения и негативные. Этого бывает достаточно.

Если работа индивидуальная, то тут сложнее. Есть вещи, которые сложно эффективно проработать один на один, например, коммуникацию. Но в данном случае можно выделить именно отдельные занятия на работу с эмоциями. Иногда даже внепланово. К примеру, ребенок приходит в очень расстроенных чувствах. Запланированное занятие не будет эффективно, так как учащийся будет погружен полностью в свои переживания.

Таким образом, основная работа – это когнитивная сфера, так как именно она тесно связана с неуспеваемостью.

Занятия могут проходить один или два раза в неделю. Наиболее результативная схема – это одно индивидуальное занятие, одно групповое. Но это не стандартизировано. То есть потребовать количество занятий родители не могут. Школа ориентируется, чтобы у ученика с ОВЗ было не так много нагрузки. Ведь работает не только психолог, но и логопед, есть дополнительные занятия по русскому языку и математике. У самих специалистов тоже есть своя нагрузка. И чаще всего он может взять ученика только один раз в неделю, реже два.

Психолог перед своей работой всегда проводит диагностику. Он смотрит, что умеет ученик, что получается, а что развито недостаточно. Также есть итоговая диагностика в конце учебного года. В середине года он проводит срез, т.е., достаточно быструю диагностику, чтобы понять, есть ли продвижения или нет.

Используя различные материалы, психолог составляет свои занятия. Они включают себя:

1) Развитие внимания. Внимание – это такая вещь, которую можно и нужно тренировать. Обычно с этих упражнений начинаются занятия, да включения в работу. Они могут быть направленны на поддержание внимания, ребенок учится концентрироваться на объекте. Или на переключаемость, когда надо с одного объекта переключаться на другой и обратно. Еще мы учим держать во внимании несколько условий задачи.

2) Развитие мышления. Это задачи на нахождение общего, на поиск различий. Построение последовательностей из цифр, букв, цветов. Это аналогии, работа над причиной и следствием. Есть очень много разных способов и упражнений на развитие мышления. Но задача психолога не просто подобрать эти упражнения, а научить думать. Он направляет, приводит сопоставления, анализирует сам и учит анализировать школьника. Это очень сложная работа. Иногда бывает так, что на одном занятии вы разобрали упражнение, а на следующем занятии, ребенок – это чистый лист. И всё начинается заново. Упражнения на мышления – это тот тип упражнений, результат которых наступает не так быстро, как хотелось бы.

Тем более, думать – это тяжело, даже на физическом уровне. Возникает чувство тяжести в голове, утомленности. И это не очень приятно ощущать. Кстати, поэтому бывает сложно учить что-то новое. Но при регулярной работе это чувство минимизируется, потому что мозг привыкает работать.

При выполнении домашних заданий родители детей с ЗПР сталкиваются с этой проблемой, что ребенок на следующий день – чистый лист. Это не обесценивание работы родителей или учителей. Это вот такая особенность, которая мешает усваивать новые знания. Поэтому нет смысла сидеть до ночи и делать уроки, результата не будет. Поможет именно регулярная, разносторонняя работа всех участников образовательного процесса.

3) Развитие памяти. Тут уделяется внимание не просто тренировке, а способам запоминания. Изучаются различные приемы запоминания, анализируется, какой вид памяти у обучающихся развит лучше.

4) Моторика. Наиболее удобный способ развития моторики в школе – это графические диктанты. Учащиеся от первого до четвертого класса их очень любят. Обычно я их использую в конце занятия для расслабления. Детям помладше я диктую сама, постарше – диктуют друг другу. Также это может быть рисование зеркального отражения. Для детей с ЗПР это не самая простая работа, она требует внимательности, четкости, аккуратности.

Еще у детей с ЗПР низкая осведомленность. Поэтому в занятия включаются упражнения на её развитие. Низкая осведомлённость проявляется в незнании времен года, месяцев. Ученики мало знают о погодных явлениях, природе, плохо понимают значение некоторых слов. Получается ограниченный круг обзора, который не позволяет усваивать новые знания.

Используются также игры, например, на объяснение значения слов. У учеников с ЗПР низкий словарный запас, игра позволяет его расширить в менее учебной обстановке.

В середине занятия обязательно используются более разгрузочные упражнения: на память, подвижные игры, упражнение на расширения словарного запаса. Они расслабляют детей, дают им передохнуть.

Если говорить об эффективности занятий, то тут стоить ответить на вопрос, чему школьник научился. Во-первых, не следует ждать эффекта от месяца занятий (такое бывает редко, особенно если это дети с ЗПР). Два или три месяца – это тот срок, когда стоит поговорить с педагогом – психологом о результатах. Во-вторых, у родителей, учителей и психолога разные понятия об эффективности.

Если это учитель, то он ждет, что учащийся поймет, что такое существительное, научится находить у него корень, выучит таблицу умножения. Это очень явные и четко определяемые результаты. Для родителя это может быть улучшение оценок, более быстрое и легкое выполнение домашних заданий. Для логопеда – это правильное проговаривание звуков, определение частей речи, использование более сложных предложений. Для психолога это тоже более развернутая речь, уменьшение конфликтности в групповых работах, более аккуратные работы, более длительная поддержка внимания, то, что у ребенка получается сравнивать, находить общие и различные свойства у группы предметов. Это тоже измеряемые позиции, но уже специальными методиками.

И у психолога стоит спросить, что изменилось, что стало получаться, что идет более сложно. Эти изменения могут быть маленькими, но они будут. И не каждый их сразу заметит. А психолог, как специалист, он должен замечать такие изменения. И рассказывать о них и ребенку, и родителю. Это повышает уверенность в себе у ученика, родители понимают, что они тоже с ним занимаются не зря, что есть эффект и что стоит продолжать дальше.

У педагога – психолога можно поинтересоваться, как ребенок общается с другими, какие игровые упражнения можно делать дома, на что стоит обратить более пристальное внимание.

Закончу на том, что важным моментом в работе психолога является работа над мотивацией. Повышается она с помощью похвалы и успехов. Психологи тоже критикуют, но очень дозировано, очень конкретно. А вот хвалят много, часто, но тоже за что-то. За ровную линию, за то, что не побоялся ответить, и даже за то, что пришел на занятие. Это очень положительно влияет на желание заниматься.