Найти тему
ТыжИсторик

Псоглавый святой

Оглавление

Автор nekojiru

Святой Христофор. XVII век. Череповецкий художественный музей
Святой Христофор. XVII век. Череповецкий художественный музей

Это икона св. Христофора. В 1722 году Святейший Синод запретил изображать святого с песьей (или с лошадиной) головой так как это «противно естеству, истории и самой истине». Нельзя с ними не согласиться, но все-таки откуда у него взялась песья голова.

Версия первая

Коптская православная церковь возникла на территории Египта и синтезировала новые христианские традиции с языческими древними веяниями. Это смешение ученые находят и в текстах, и в изображениях. Так искусствоведы считают, что на иконографию в данном случае повлиял образ бога Анубиса с головой шакала.

Анубис
Анубис

Версия вторая

Возможно, виновато в псоглавости Христофора неправильное транскрибирование: cananeus ("хананит") перепутали с canineus ("собачий").

Святой Христофор. 1685 год. Византийский и Христианский музей, Афины
Святой Христофор. 1685 год. Византийский и Христианский музей, Афины

От версий научных перейдем к более увлекательным.

Версия третья

Святой Христофор был прекрасным юношей. Настолько прекрасным, что на его проповедях дамы-христианки вместо того, чтобы думать о вечном, размышляли о вполне насущном. Но святой Христофор на то и святой, что такому положению дел не обрадовался, а начал молить Бога, чтобы тот как-то исправил щекотливую ситуацию. И тот исправил.

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Версия четвертая

Если верить античным авторам, то на просторах Индии, Ливии, Эфиопии и Скифии жили в том числе и племена псоглавцев или кинокефалов. О них писали Гесиод, Геродот и даже Плиний Старший. Святой Христофор принадлежал такому племени.

Мученик Христофор. XVII в.
Мученик Христофор. XVII в.

Жил будущий святой в III веке, носил имя Репрев (лат. reprobus «отверженный, осуждённый, дурной»). Был могуч и уродлив. Еще до крещения Репрев начал исповедовать христианство. Император Декий прознал об этом и отправил на поимку могучего монстра двести воинов. Репрев не стал с ними драться и смиренно отправился в путь, на императорский суд. По пути чудеса невиданные своим стражникам показывал: то жезл сухой оживит, то хлеба приумножит. Так старался, что прибыл в Рим с двумя сотнями новокрещенных христиан. Его вместе со всеми стражниками крестил Антиохийский епископ Вавила и нарек Христофором.

Флор, Христофор и Лавр. Чердынская икона, 1888 г.
Флор, Христофор и Лавр. Чердынская икона, 1888 г.

Император Декий был неприятно удивлен произошедшим с его воинами религиозным переходом, но все же решил попытать счастья и заставить отречься Христофора от веры. Для этого подослал Декий к нему блудниц, но и те после ночи с Христофором стали ярыми христианками. Декий расстроился, всех казнил, а вот Христофора решил еще и предварительно помучить. Сначала его пригвоздили к расскаленному сосуду, затем швырнули в колодец, потомь нарядили в раскаленную медную одежду - все хоть бы хны. Намаялись палачи и отрубили Христофору голову.

-7

И это тоже святой Христофор. После запрета Святейший Синод его стали изображать в человеческом облике. Большинство песьеголовых изображений было уничтожено или исправлено. Но старообрядцы продолжили почитать Христофора-кинокефала, иконы псоглавца сохранились в нескольких монастырях (например, в Макарьевском монастыре, Успенском монастыре Свияжска, в Спасском монастыре Ярославля), соборах (например, в Архангельском соборе Московского Кремля), музеях (в Череповце, Вологде, Ростове, Перми.

Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан
Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан

Католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, согласно которой святой Христофор (Репрев до крещения) был ханаанином, огромным и могучим. И хотел поступить на службу к соответствующему правителю - великому и всемогущему. Он предложил свои услуги царю, но выяснил, что тот боится Сатаны. Обратился к Сатане, но узнал, что тот боится Христа. Вот такой путь к христианству.

Дирк Боутс, «Святой Христофор», 1467—1468, Старая пинакотека, Мюнхен
Дирк Боутс, «Святой Христофор», 1467—1468, Старая пинакотека, Мюнхен

А на этой картине изображена еще одна легенда. Благодаря великанским размерам получил Христофор работу - переносить странников через бурную реку. И вот как-то довелось ему переправлять ребенка. Задача вроде ерундовая, но оказалась весьма обременительной. С каждым шагом малыш казался Христофору все тяжелее и тяжелее. Великан удивился, в чем же дело, и мальчик объяснил ему, что он Христос и несет на себе все тяготы мира. Христофор по-гречески "несущий Христа".