Автор nekojiru
Это икона св. Христофора. В 1722 году Святейший Синод запретил изображать святого с песьей (или с лошадиной) головой так как это «противно естеству, истории и самой истине». Нельзя с ними не согласиться, но все-таки откуда у него взялась песья голова.
Версия первая
Коптская православная церковь возникла на территории Египта и синтезировала новые христианские традиции с языческими древними веяниями. Это смешение ученые находят и в текстах, и в изображениях. Так искусствоведы считают, что на иконографию в данном случае повлиял образ бога Анубиса с головой шакала.
Версия вторая
Возможно, виновато в псоглавости Христофора неправильное транскрибирование: cananeus ("хананит") перепутали с canineus ("собачий").
От версий научных перейдем к более увлекательным.
Версия третья
Святой Христофор был прекрасным юношей. Настолько прекрасным, что на его проповедях дамы-христианки вместо того, чтобы думать о вечном, размышляли о вполне насущном. Но святой Христофор на то и святой, что такому положению дел не обрадовался, а начал молить Бога, чтобы тот как-то исправил щекотливую ситуацию. И тот исправил.
Версия четвертая
Если верить античным авторам, то на просторах Индии, Ливии, Эфиопии и Скифии жили в том числе и племена псоглавцев или кинокефалов. О них писали Гесиод, Геродот и даже Плиний Старший. Святой Христофор принадлежал такому племени.
Жил будущий святой в III веке, носил имя Репрев (лат. reprobus «отверженный, осуждённый, дурной»). Был могуч и уродлив. Еще до крещения Репрев начал исповедовать христианство. Император Декий прознал об этом и отправил на поимку могучего монстра двести воинов. Репрев не стал с ними драться и смиренно отправился в путь, на императорский суд. По пути чудеса невиданные своим стражникам показывал: то жезл сухой оживит, то хлеба приумножит. Так старался, что прибыл в Рим с двумя сотнями новокрещенных христиан. Его вместе со всеми стражниками крестил Антиохийский епископ Вавила и нарек Христофором.
Император Декий был неприятно удивлен произошедшим с его воинами религиозным переходом, но все же решил попытать счастья и заставить отречься Христофора от веры. Для этого подослал Декий к нему блудниц, но и те после ночи с Христофором стали ярыми христианками. Декий расстроился, всех казнил, а вот Христофора решил еще и предварительно помучить. Сначала его пригвоздили к расскаленному сосуду, затем швырнули в колодец, потомь нарядили в раскаленную медную одежду - все хоть бы хны. Намаялись палачи и отрубили Христофору голову.
И это тоже святой Христофор. После запрета Святейший Синод его стали изображать в человеческом облике. Большинство песьеголовых изображений было уничтожено или исправлено. Но старообрядцы продолжили почитать Христофора-кинокефала, иконы псоглавца сохранились в нескольких монастырях (например, в Макарьевском монастыре, Успенском монастыре Свияжска, в Спасском монастыре Ярославля), соборах (например, в Архангельском соборе Московского Кремля), музеях (в Череповце, Вологде, Ростове, Перми.
Католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, согласно которой святой Христофор (Репрев до крещения) был ханаанином, огромным и могучим. И хотел поступить на службу к соответствующему правителю - великому и всемогущему. Он предложил свои услуги царю, но выяснил, что тот боится Сатаны. Обратился к Сатане, но узнал, что тот боится Христа. Вот такой путь к христианству.
А на этой картине изображена еще одна легенда. Благодаря великанским размерам получил Христофор работу - переносить странников через бурную реку. И вот как-то довелось ему переправлять ребенка. Задача вроде ерундовая, но оказалась весьма обременительной. С каждым шагом малыш казался Христофору все тяжелее и тяжелее. Великан удивился, в чем же дело, и мальчик объяснил ему, что он Христос и несет на себе все тяготы мира. Христофор по-гречески "несущий Христа".