Найти в Дзене
Швец, чтец и игрец на дуде

«Полубрат» - феноменальный роман-головоломка, не оторваться

Оглавление
Привет! Меня зовут Ксюша и я бывший книжный сноб.

На самом деле не бывший, продолжаю считать, что современная литература местами обнищала, утратила глубину и духовность в яростных попытках угодить массовому читателю, но что-то всё-таки поменялось. Я перестала читать одну лишь классику и стала давать шанс современным романам, избегая громких бестселлеров (их я надкусывала ещё работая в книжном и давилась) и копая чуточку глубже.

Недавно откопала роман Сири Хустведт «Что я любил: роман», который произвел прекрасное впечатление и оставил много эмоций:

А сразу же следом принялась за «Полубрата» Ларса Соби Кристенсена, который, признаться, давно был зарегистрирован в моей книжной очереди, но она всё как-то не подходила. Но подошла.

Роман настолько интересный, сложный и многогранный, что о нём хочется сказать многое. Я приняла решение разделить статью на две части.

В первой я без спойлеров поделюсь общими впечатлениями и эмоциями, а во второй хочу обсудить спорные вопросы с теми, кто роман уже прочел. Не переживайте, я предупрежу, где остановиться.

Часть первая: отзыв, впечатления.

Итак, история одной норвежской семьи начинается 8 мая 1945 года. Начинается она с беды и их, к сожалению, на долю семьи выпадет немало. Три поколения женщин под одной крышей: Пра, её дочь Боллета и внучка Вера, и ни одного мужчины - все они в романе словно тени, отголоски прошлого, появляющиеся и исчезающие, безымянные, потерянные, загадочные - практически мифические. Пока не появляются два главных персонажа: Барнум, от лица которого и ведётся повествование, и Фред - его сводный старший брат. Оба они сыновья Веры.

Братья совершенно разные, они любят друг друга и ненавидят, жизнь же то и дело подкидывает им новые испытания, чтобы скрепить навеки или разлучить навсегда.

Не люблю пересказывать сюжеты, да здесь большего и не расскажешь - это семейная сага о людях с непростой историей, рождение и смерть, любовь и предательство, но есть у Ларса Кристенсена отличительная черта - миллионы нитей историй, эти невидимые паутинки чужих жизней рано или поздно переплетаются, запутываются и приводят к неожиданным поворотам. Ума не приложу, как можно создать такой тонкий сюжет и не запутаться в нём самому. Автор даёт нам множество подсказок, невинных намеков, случайно брошенных фраз, но никогда не говорит прямо.

Читать следует очень внимательно. Для меня, человека рассеянного и неусидчивого, любящего во время чтения отправиться в философское путешествие или начать писать собственный роман в голове прямо параллельно этому, задача оказалась непосильной. Закончив читать, я ещё 3 дня потратила на то, чтобы найти и перечитать некоторые фрагменты, в попытке расставить всё на свои места. Но некоторые намеки для меня так и остались загадкой, о них поговорим ниже..

Роман, как оказалось, достаточно объемный, но прочла я его не одном дыхании, вообще не интересуясь много ли ещё впереди страниц, Кристенсен строит повествование таким образом, что остановиться невозможно, кажется, что голова просто взорвется от количества догадок, а интерес заполоняет мысли настолько, что забываешь собственное имя. Впервые я прочла увесистый том за столь короткое время.

-2

Персонажи очаровательные. Вызывают множество эмоций, которые меняются по ходу событий, удивительно, но даже все второстепенные герои имеют свою ниточку истории, четкую и интересную.

Всё в романе гармонично, а ближе к финалу понимаешь, что не было ни одной лишней детали, ни одной впустую брошенной фразы, всё взаимосвязано, маленькие фрагменты большой картины, портрет семьи, который надо воссоздать по крупицам. И вот здесь ты понимаешь, сколько же в романе тайн и секретов, надежно спрятанные между многоточиями, диалогами и пробелами.

История довольно сложная. Для вдумчивого читателя, внимательного, дотошного. Остальным остаётся либо просто ничего не понять, либо, как и я, копошиться в прочитанном в поисках ответов.

Но это не нудно-философский роман, поверьте, здесь много событий, эмоций, и потрясений. Иногда уходя в настоящий триллер, иногда веселя пуще известных комедий, книга не даст вам заскучать. Она живая, настоящая, разноплановая.

Если честно, я под большим впечатлением. Удивительная работа, необычное сочетание. Это и обычная семейная драма, и головоломка, которую не так-то просто разгадать. Интересное построение сюжета, неуловимые намёки, тонкое переплетение событий - всё это делает роман не только интересным и интригующим, но и многогранным, уникальным, по-настоящему сильным. И уж поверьте, после прочтения до дрожжи хочется его с кем-то обсудить, вместе покопаться в тайнах, поспорить, да и вообще сразу же прочесть его заново.

Желаю, чтобы современная литература была исключительно такой.

Бесспорно гениальное произведение, которое я рекомендую читать всем ценителям интеллектуальной прозы.

Часть 2, обсуждение романа, вопросы, которые не дают мне спать, спойлеры.

Вопросы, которые очень бы хотелось обсудить:

  1. Фред и Барнум родные ведь, все к этому пришли?
  2. Что произошло в момент смерти Пра? Очень много странных намеков, но к этому автор не возвращается.
  3. Сын Вивиан от Барнума или от Фреда? Была ли реально связь у Вивиан с Фредом?
  4. Не могу найти фрагмент, но была странная фраза Фреда Барнуму, мол все тебя знают, все знают кто ты такой. Барнум тогда не понял, и я тоже 😅

Что думаете об этих моментах и какие загадки романа не дают покоя вам? Давайте обсудим 👇

-3

Предыдущие великолепные книги:

  • Драго Янчар  «Этой ночью я её видел»
  • «Пропащий», Томас Бернхард
  • 🎃 Для любителей фольклора и жутких историй гоголевщина из Эстонии «Ноябрь, или Гуменщик» Андруса Кивиряхка 
Если вы хотите поддержать развитие канала или просто поблагодарить автора:
Сбер: 5484300010558219 🙏🏻