Найти в Дзене
Живопись. Фотография.

Цвет путешествий художника Артура Мелвилла

Артур Мелвилл – художник, переросший свое время, не до конца понятый и оцененный современниками. Работы Мелвилла имели некоторый успех при жизни автора, но зрители и критики так и не смогли уловить самую суть его блестящего творчества.

Причины такого пренебрежения и непонимания достаточно просты. Мелвилл, несмотря на склонность к авантюризму и риску, был достаточно скромным человеком. Он не хвастался громкими связями, не заводил любовниц, не отрезал себе ухо. Да и умер рано, всего в 49 лет, на самом пороге расцвета своего творчества.

Артур Мелвилл родился в Лоанхед-оф-Гатри (графство Форфаршир, Шотландия) 10 апреля 1866 года. Он был четвертым ребенком (всего в семье было семеро детей) кучера Артура Мелвилла и его жены Маргарет Ванн.

Когда Артур был совсем маленьким, семья переехала в живописную деревушку Ист-Линтон, пригород Эдинбурга.

Мальчик с детства увлекался рисованием, но набожная мать не одобряла увлечение сына искусством. Позже она сожгла все ранние работы Мелвилла, которые хранились в доме.

Старые враги. Масло, холст (Одна из немногих сохранившихся ранних работ Мелвилла)
Старые враги. Масло, холст (Одна из немногих сохранившихся ранних работ Мелвилла)

В Ист - Линтоне Мелвилл учился в школе, но отец также пристроил его учеником в лавку бакалейщика. Сам мальчик был полон решимости стать художником. Он чудом выпросил разрешение посещать вечерние курсы по искусству и уроки рисования в Эдинбурге. Добираться до города и обратно приходилось пешком несколько миль.

В 1875 году Мелвилл поступил в школу живописи Королевской шотландской академии, тогда же его картина «Шотландская девочка» была показана на ежегодной выставке академии. Картина, к сожалению, не сохранилась.

Привожу, как пример, работу друга и коллеги Мелвилла Джеймса Гатри «Дочь батрака»:

Девочка, оторвавшись от срезки капусты, прямо и дерзко смотрит на зрителя. Вместо крестьянки, раздавленной тяжелым трудом, или милой детской мордашки, художник изобразил маленькую личность, а не просто живописный объект.
Джеймс Гатри. Дочь батрака. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/a-hinds-daughter-210151
Джеймс Гатри. Дочь батрака. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/a-hinds-daughter-210151

В 1877 году Мелвилл отправил на суд Королевской академии в Лондоне картину «Огород с капустой».

Считается, что именно эта работа вдохновила Гатри на создание картины «Дочь батрака».

Сюжет картины реалистичный, приземленный, он не имеет очевидного литературного или исторического источника. Просто фермер, который беседует с дочкой, оторвавшись от работы на капустной грядке. Для Мелвилла более важным было точное наблюдение за всполохами цвета на фоне грозового неба.
И это во времена, когда в моде были работы художников Барбизонской и Гаагской школ, довольно блеклые изображения крестьян и рыбаков. Мелвилл одним из первых сделал шаг в сторону плоскостной, яркой, декоративной живописи.
Артур Мелвилл. Огород с капустой. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/a-cabbage-garden-212688
Артур Мелвилл. Огород с капустой. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/a-cabbage-garden-212688

Деньги, вырученные от продажи этой картины производителю бумаги Джеймсу Хантеру Аннандейлу, стали своеобразной стипендией. В 1878 году Мелвилл уехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.

Поездка совпала с завершением Всемирной выставки, и для юноши знакомство с работами мастеров европейских школ живописи было ошеломляющим. Не менее ошеломляющим было впечатление от картин художника - востоковеда Мариано Фортуни. О творчестве Фортуни можно прочесть замечательную публикацию автора канала «Заметки художника».

У Мелвилла возникла идея долгого путешествия, желание самому открыть для себя Восток.

День сирокко. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
День сирокко. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715

Он еще два года прожил во Франции, в Грез-сюр-Луан, к юго-востоку от Парижа. Возвращался и в Шотландию, общался со многими своими современниками, художниками группы Мальчики Глазго, для которых стал учителем и кумиром.

Алые маки. Масло
Алые маки. Масло
Именно в это время он разработал акварельную технику, названную «блоттеск»: штрихи или мазки, похожие на кляксы, согласно одному из словарей Мерриам-Вебстера.
Как метко заметила о художнике его биограф Агнес Маккей: «Мелвилл мог придать цвету свежесть ливня. Он виртуозно владел прикосновением... заставлял краски петь вместе, создавая удивительно свежие гармонии. Цвет ожил под его рукой».

Часто он накладывал стекло на свою работу и пробовал на нем эффект пятен разного цвета прежде чем наносить краски на бумагу.

Крестьянка в Грез. Акварель
Крестьянка в Грез. Акварель
Артур Мелвилл, Уличная сцена в Париже, дождливый воскресный день 1889 года. Акварель
Артур Мелвилл, Уличная сцена в Париже, дождливый воскресный день 1889 года. Акварель

В 1880 году, Мелвилл продал несколько своих французских акварелей и заработал достаточно денег для поездки на Восток.

День отдыха. Акварель
День отдыха. Акварель
Танжер. Акварель
Танжер. Акварель
Когда акварель «Танжер» была выставлена в галерее Графтон в 1894 году, лондонская пресса назвала ее «высшей формой импрессионизма».

Последовали годы путешествий и приключений. Египет, где он безответно влюбился в дочь колониального чиновника, Индия, затем Персидский залив, поездка с риском для жизни по суше из Багдада в Константинополь.

Багдад. Акварель
Багдад. Акварель
В своем дневнике художник пишет: «Мы видели минареты Багдада. То, что раньше было для нас только названием «Тысячи и одной ночи», сразу стало реальностью»

В пустыне за Мелвиллом гнались разбойники, его ограбили и бросили умирать. Нашли и спасли художника жители ближайшей деревни.

Мелвилл побывал и в плену у местного паши, который принял его за шпиона.

Но художник не отступил от своей цели, и на каком-то этапе писал друзьям, что завершил шестьдесят больших набросков.

Сидящие старики. Акварель
Сидящие старики. Акварель

Акварели Мелвилла с восточными сюжетами были выставлены в галерее Дадли в Лондоне в 1883 году.

Восточная сценка. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
Восточная сценка. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715

Два года Мелвилл путешествовал по Шотландии и Оркнейским Островам, изображая пейзаж с дальновидностью, с поражающей свободой.

Киркуолл. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
Киркуолл. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
Осень. Лох Ломонд. Акварель. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/11606/N/959/
Осень. Лох Ломонд. Акварель. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/11606/N/959/
Теннисная вечеринка в Маркусе, 1889, акварель, карандаш Источник: https://www.meer.com/en/18006-arthur-melville-adventures-in-colour
Теннисная вечеринка в Маркусе, 1889, акварель, карандаш Источник: https://www.meer.com/en/18006-arthur-melville-adventures-in-colour
Регата Хэнли. Акварель
Регата Хэнли. Акварель
Мельница Тобита. Акварель. Источник:  https://victorianweb.org/painting/melville/wc/2.html
Мельница Тобита. Акварель. Источник: https://victorianweb.org/painting/melville/wc/2.html

В 1890 году Мелвилл открыл для себя Испанию и Марокко, туда он неоднократно возвращался в течение следующего десятилетия.

Мальчик на муле. Масло, дерево
Мальчик на муле. Масло, дерево
Браво, Торо! (Севилья) Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
Браво, Торо! (Севилья) Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
Интерьер собора в Севилье. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
Интерьер собора в Севилье. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715

Удивительная, насыщенная цветом акварель Сапфировое море была написана в крошечном порту Пасхес в 1892 году. (Акварель представлена на обложке публикации).

Средиземноморский порт. Акварель. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/11606/N/668/
Средиземноморский порт. Акварель. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/11606/N/668/
Мечеть в Кордове. Акварель
Мечеть в Кордове. Акварель
Мечеть покоится в тихом и прекрасном сне. Здесь восточный дух принятия отзывается эхом в безмолвном голосе. И именно поэтому чувствительный путешественник найдет такое совершенное удовлетворение в спящем покое белого города. /К. Гаскуойн Хартли/
Мавританская свадебная процессия, Танжер. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
Мавританская свадебная процессия, Танжер. Акварель. Источник: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=299715
Контрабандисты. Акварель
Контрабандисты. Акварель
На удивление абстрактный пейзаж, в котором голые контуры выжженной солнцем местности представлены серией ритмичных изгибающихся мазков кисти. Мелвилл счел слишком рискованными выставлять эту работу.

В девяностых художник снова взялся за технику маслом.

Белое пианино. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/the-white-piano-152279
Белое пианино. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/the-white-piano-152279
Портрет в полный рост женщины, сидящей за пианино. Поразительная, плоская, декоративная композиция находится где-то между Россетти и Матиссом.

Действительно, современность Мелвилла часто поражает. Например, Меловой разрез, картина, приобретенная для Национальной галереи Шотландии в 2013 году, по сути, является абстрактной. При жизни художника также не выставлялась:

Меловой разрез. Масло, холст
Меловой разрез. Масло, холст

Для современных зрителей работы Мелвилла явно являются трудом первопроходца.

Жизнь художника, к сожалению, трагически оборвалась. В возрасте всего сорока девяти лет он умер от тифа, которым заразился в Испании.

Там, где другие видели только беспорядочное движение и бесформенный блеск, Мелвилл навязал ритм и форму...Он был самым точным из мастеров; его работа не бессистемна и случайна, как можно было бы опрометчиво подумать. Эти кляксы на его рисунках, которые кажутся бессмысленными, беспорядочными и хаотичными, на самом деле организованы с особой тщательностью, чтобы привести к ожидаемому результату.
/Художник и искусствовед Мартин Харди/

Другие работы Артура Мелвилла и художников группы "Мальчики Глазго" можно посмотреть здесь

Обложка: Сапфировое море. Акварель. Источник: https://www.nationalgalleries.org/art-and-artists/features/arthur-melville

Рекомендую вам свои любимые каналы:

OsBend

Разноцветные грани

Заметки художника

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.