11 октября 1975 года в Москве было весьма прохладно, утром было около нуля.
Я приехал в зал стадиона Труд за час до начала тренировки. Забавно, ключик от зала мне оставили у сторожа, а он куда-то пропал. Прождав его минут двадцать, я попробовал открыть дверь. Оказалось, она просто открыта.
В зале было холодно, пол грязный. Я взял швабру, налил в ведро водички и начал мыть пол. Кстати, увидел, что во многих досках пола торчали хорошие гвозди.
В общем, к 10 утра зал был отмыт. Начали приходить ученики. Явно, они были не в восторге от того, что пришлось в выходной с утра поехать заниматься неведомо чем. Максимум, к чему они были готовы, это попинать мячик или покидать его вялой рукой в баскетбольное кольцо.
Пришлось применить все известные мне (на тот момент!) способы растормошить их, заставить двигаться. Через полчасика в зале было тепло, ещё через полчаса стёкла зала запотели.
А капитаны и майоры доблестной краснознамённой московской милиции уже с интересом пытались сделать агэ-укэ и собрать кулак в правильный "сейкэн", нестройно кричали прокуренными голосами и в конце тренировки даже отрабатывали освобождение от "загиба руки за спину".
В понедельник на службе все кряхтели, стонали, но явно тренировка понравилась - вспоминали, пытались что-то повторить, разговоры по всему УВД.
Надо сказать, что готовился я к этому первому занятию весьма серьёзно. Разрешение преподавать в группе для начинающих было совершенно неожиданным. Более того, это было такое разрешение, от которого я попросту не мог отказаться. Речь шла и о помощи школе, и о том, что мне просто не разрешат сдавать следующий экзамен без такого рода "педагогической практики".
Поскольку в группе, где я тогда занимался, все ученики были одного уровня (пояса), мы периодически по очереди проводили какие-то части тренировки, а иногда и подменяли нашего учителя В.Смелкова, который постоянно был в разъездах. Кроме того, все мы учились в одной школе, что облегчало нам самостоятельные занятия, а тут уже у каждого была своя "специализация" - кто-то лучше двигался, кто-то лучше спарринговал и т.п. У меня на тот момент был 4 кю по Шотокан, а 4 кю в нашей школе в те давние времена, на мой взгляд, соответствовал минимум 2, а то и 1 кю нынешнему. Как человек ответственный, я решил, что мне абсолютно необходимо «вспомнить всё» от самых-самых азов, чтобы оправдать оказанное мне доверие.
Честно скажу, было стыдно спросить у моих учителей, как обучать начинающих. Хотелось показать свою компетентность, мечтал через пол года привести своих учеников на экзамен, поразив всех моими педагогическими навыками! Но, к сожалению, оказалось, что чего-то не знал, что-то забыл, а о чем-то даже не догадывался.
Для того, чтобы устранить эти пробелы в своём каратистском образовании, я пришёл на тренировки к Славе Дмитриеву, который преподавал на улице Войтовича. Дмитриев был известен как отличный мастер и очень грамотный методист. Он как раз набирал новичков. Посещал я его занятия месяца два-три. Преподавал Дмитриев так называемое "советское каратэ" (позже получившее своё нынешнее название "Сан'Э"), методики которого как раз в то время создавались. Дмитриев был прекрасным самбистом, это ему очень помогало в работе с учениками. Большое внимание уделялось ОФП, растяжке. Дмитриев был очень требователен к качеству выполнения базовых приёмов, использовал разные способы объяснения техник. Минус (для меня) - это не был Шотокан.
Потом состоялось моё знакомство со Славой Петровым, который очень понравился мне тем, что в его каратэ гармонично были включены эффективные техники Кодокан дзюдо. В разминке Петрова было много упражнений из дзюдо, которые я позже включил в свою разминку. Но это тоже не было классическим Шотоканом.
В общем, я не только занимался у этих двух мастеров, но и подробнейшим образом конспектировал в большую «общую» тетрадь каждое занятие, описывал и даже зарисовывал каждое упражнение, анализировал каждый педагогический приём.
Заодно ходил на тренировки в клуб "Фрунзенец", где у А.Штурмина и Т.Касьянова занимался мой брат Роман. Потом что-то повторяли, отрабатывали с Романом, стараясь лучше разобраться в каких-то моментах. Тоже наблюдал, анализировал, записывал, что-то даже фотографировали с ним вместе.
Ну и, конечно, как губка впитывал всё, что видел на тренировках у своих учителей Ма Си Вэна (а он имел спортивное образование, которым успешно пользовался в своем изучении и преподавании ушу) и Виктора Смелкова, обучавшегося Шотокан каратэ непосредственно у Томосабуро Окано и Анри Плее - учеников Гичина Фунакоши. Много интересного удалось увидеть и у представителей Годзю-рю - Эйичи Хашимото и Александра Подщеколдина, которые часто бывали на наших тренировках в зале школы-интерната №11 на Пехотной улице.
И вот с этим багажом я начал вести занятия. С самого начала я объявил, что занимаемся мы именно Шотокан каратэ, а не чем-то иным. Поэтому был и поклон, и сэйза, и японская терминология, и счёт на японском. И тренировку я проводил не в "трениках", а в белом каратэ-ги с эмблемой и в оранжевым поясе. Да, всего четвёртый кю. Хотя, посторюсь, по моему мнению, тогдашний четвертый нередко по уровню был выше нынешнего первого.
И с тех пор - без перерывов, без "закрытий". Через школу прошли тысячи и тысячи. Есть чемпион мира, который начинал заниматься в группе одного из наших сэмпаев. Есть чемпионы мира среди наших учеников в Абхазии. Есть сотрудники спецслужб, которым каратэ помогало по службе. Но основной состав наших учеников - обычные "гражданские" люди, которые находят в каратэ то, что им нужно для обычной нормальной жизни. За всё время существования школы на чёрный пояс разного уровня у нас сдали не более 40-50 человек, но это настоящие чёрные пояса, а не пародия на них. Каждый ученик нашей школы учится не только бить сильно и точно, но и учится понимать - как и почему, когда и зачем.
Школа не только обучала, она была инициатором войны с отменой идиотского запрета каратэ, она была со-основателем ВЦКИВЕ, САВЕ, ФБИ СССР, Федерации таэквон-до СССР, Федерации каратэ-до СССР, Федерации Шотокан каратэ России и т.п. Она была учредителем Всесоюзных Высших курсов подготовки инструкторов по боевым искусствам Госкомспорта СССР.
Конечно, школа образовалась не на пустом месте. Моим учителем был Виктор Смелков, который учился у Томосабуро Окано (1922-2003), который в своё время был учеником Гичина Фунакоши и соучеником и другом Гиго Фунакоши и Тэйдзи Казэ. Другие учителя каратэ - Эйичи Хашимото (III Дан Годзю-рю) и Александр Подщеколдин (его ученик). Не могу не сказать о Ма Сивэне - учителе китайского ушу, повлиявшего на меня ещё в школьные годы.
Но основой нашей школы стал именно классический Шотокан.
С днем рождения, школа! Привет "ветеранам" - тем, кто начинал заниматься у нас в 70-е, тем, кто участвовал в первых "подпольных" и "официальных" соревнованиях - Семён Мельников, Миша Щепетов, Сергей Кривошеев, Елена Стёпина, Роман Годунов, Дмитрий Амелькин, многим-многим другим! Вспоминаем тех, кого, увы, с нами уже нет - Валерий Смирнов, Константин Гедеванов, Сергей Ломов, Анатолий Кустов, Ирина Селезнёва.
Привет тем, кто занимается у нас сейчас - не забывайте, что самый длинный путь начинается с первого шага, а вы этот первый шаг уже сделали, придя в нашу школу.
Приглашаем всех желающих присоединяться к занятиям в наших группах. Вопросы Вы можете задать по телефону (495) 225-4514 или электронной почте.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".
Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих занятия каратэ.