Феноменально одаренный виртуоз, поэт фортепиано, композитор, писатель, просветитель, педагог, любимец женщин, масон и аббат Ференц Лист был отцом троих детей.
Их рождение, детство и юность прошли в особых, можно сказать, исключительных обстоятельствах. Об этом нужно сказать несколько слов.
Все трое были "плодами" свободных отношений Листа и графини Мари д'Агу.
Роман юного (в начале этих отношений Листу было 22 года), уже очень популярного, но безродного пианиста и знатной замужней дамы с двумя детьми вызвал скандал в парижском обществе. Влюблённые, что называется, "бежали от света" и провели несколько лет в Швейцарии и Италии.
В результате этого романтического путешествия на свет появился фортепианный цикл Листа "Альбом путешественника", а также трое детей - две девочки и мальчик: Бландина, Козима и Даниэль.
Все трое получили фамилию отца. В записях о рождении в графе "мать" значилось вымышленное женское имя. То есть де-юре Мари д'Агу не имела материнских прав.
Хотя она сразу же получила развод от мужа, брак между влюблёнными был невозможен по разным причинам. Одна из них та, что в результате Мари д'Агу потеряла бы свой графский титул.
Дети видели отца и мать крайне редко. Первые младенческие годы они проводили в деревне, у кормилиц. Но и позже они оставались как бы вне жизни своих родителей: Лист вёл активную творческую и гастрольную деятельность (это был расцвет "листомании" в Европе), а Мари д'Агу как раз в это время начинала свою писательскую карьеру. Она считала материнство низшим инстинктом, проявлением животного в человеке. В своих мемуарах, описывающих эти годы, она лишь мельком упоминает о детях.
Неопределённость социального статуса пары, противоречие личных амбиций, а также взаимная ревность быстро подточили эти отношения и привели к разрыву. Встал вопрос о том, где и с кем будут жить дети.
Мари д'Агу сделала попытку представить их своей семье. Но её мать отказалась их признать, и тогда Лист поселил всех троих в парижском доме своей матери. Под присмотром доброй бабушки Анны дети провели пять лет, это был самый светлый период в их детстве. А затем их воспитание и образование взяли в твёрдые руки назначенные Листом самые строгие гувернантки и воспитательницы.
Он щедро оплачивал содержание и образование детей, вёл с ними регулярную переписку, но не навещал их годами. Мать они не видели тоже - Лист запретил это общение. Поэтому единственной семьёй для них были они сами. Отношения сестёр и брата были очень близкими.
«Исключительность положения, вытекающая из обстоятельств нашего рождения, создало между нами троими такие тесные узы, каких большинство братьев и сестер едва ли могут себе представить" - вспоминала Козима.
Спустя много лет мать вновь появилась в их жизни. К этому времени она уже стала известной писательницей и хозяйкой знаменитого парижского литературного салона.
Кстати, в качестве своего писательского псевдонима - Даниэль Стерн - она взяла имя сына.
Их встреча произошла случайно. Однажды Мари д'Агу увидела своих уже выросших детей (старшей, Бландине, было 17, Козиме 15, а Даниэлю 13) в театре с гувернантками, подошла к ним в антракте и пригласила их в гости. Ей удалось добиться у Листа разрешения на то, чтобы они навещали её по воскресеньям, и он с неохотой согласился. Эти встречи продолжались несколько месяцев: Мари д'Агу водила водила детей в Лувр, читала им Гёте, Платона и знакомила с выдающимися фигурами культурной жизни Парижа в своём салоне.
«Я не могу описать, какое сильное впечатление всегда производили на меня эти воскресенья, я как сейчас вижу себя пожирающей глазами чудесную библиотеку моей матери» - вспоминала позже Козима.
Спустя год Лист нашёл способ избавить их от влияния Мари д'Агу (он считал его вредным) и перевёз девочек подальше от неё - в Берлин. Но контакты детей с матерью были уже налажены. Она посылала девочкам книги и платья и приблизила к себе Даниэля, а несколько позже - Бландину, когда та вернулась из Берлина в Париж.
Теперь подробнее о том, как сложилась судьба всех троих детей Листа.
Бландина
Старшая дочь Ференца Листа Бландина родилась 18 октября 1835 года в Женеве. Это было первое дитя любви, и Лист отметил это событие, написав лирическую, полную нежности пьесу 👉"Женевские колокола".
В воспоминаниях сестры Козимы, а также Рихарда Вагнера, который был с ней в дружеских отношениях, Бландина предстаёт весёлой, лёгкой и жизнерадостной натурой. Она умела заставить всех смеяться до слёз, очень метко пародируя людей.
Во время путешествия по Швейцарии и Италии вместе с матерью она познакомилась с молодым и уже известным французским адвокатом и политиком Эмилем Оливье, который был сражён её обаянием, музыкальным талантом и образованностью. В 1857 году вышла за него замуж. Мари д'Агу организовала им романтическую свадьбу во Флоренции и дала дочери приданое.
Бландина и Оливье обустроили своё семейное гнездо, купив замок с пальмовым парком в Сен-Тропе (на юге Франции).
В возрасте 26 лет (в 1862 году) она совершенно неожиданно для всех умерла от осложнений после мастита, оставив сиротой двухмесячного сына Даниэля.
Лист посетил могилу дочери в Сент-Тропе спустя некоторое время. Он оплакал её в 👉Вариациях на тему Баха из его кантаты "Weinen, Klagen" (S 180).
Козима
Вторая дочь Ференца Листа и Мари д'Агу родилась 24 декабря 1837 года в Италии.
Лист считал Козиму глубокой натурой и очень одарённой пианисткой.
Её детские пианистические таланты восхищали всех окружающих. Фортепианная фирма "Эрар", в зале которой Козима (вместе с братом) однажды выступила с сочинениями своего отца, даже подарила ей рояль.
Козима вышла замуж за лучшего ученика Листа, немецкого пианиста и дирижёра Ганса фон Бюлова. У них родились две девочки: Даниэла, получившая своё имя в честь брата, и Бландина, названная в честь сестры.
Этот брак не был идеальным. Через несколько лет Козима, оставаясь формально женой фон Бюлова, начала отношения с Рихардом Вагнером.. Скандальная ситуация продолжалась пять лет, до развода в 1869 году. За это время Козима родила ещё троих детей - Изольду, Еву и Зигфрида. Их отцом был Вагнер, за которого она вышла замуж только в 1870 году.
Лист протестовал против этого брака, жалея фон Бюлова. Козима не простила этого отцу и до конца его дней относилась к нему подчёркнуто холодно.
Она умерла в 1930 году, пережив Вагнера на 47 лет. Всю свою жизнь она посвятила Вагнеру, и после его смерти стала хранительницей его наследия.
Подробнее об удивительной судьбе Козимы, носившей последовательно фамилию трёх музыкальных гигантов своего времени (Листа, фон Бюлова и Вагнера) - в этом материале:👇
Даниэль
Единственный сын Ференца Листа родился в Риме 9 мая 1839 года. К этому моменту отношения его родителей находились в стадии глубокого кризиса. Мари д'Агу писала по этому поводу своей подруге Жорж Санд:
"Франц опять в меланхолии: мысль о том, что он является отцом троих маленьких детей, отравляет ему настроение".
Младенческие годы Даниэль провёл в семье своей кормилицы, в итальянской деревне. Затем вместе с сёстрами и бабушкой жил в Париже, где с 11 лет учился в престижном Лицее Бонапарта.
Как и сёстры, всё своё детство он общался с отцом только по переписке, и фактически заново познакомился с ним в 15 лет, когда Лист приехал в Париж и навестил свою мать и детей после восьмилетнего перерыва.
Вагнер, который присутствовал при этой встрече, писал:
"Младший сын Даниель своей живостью и сходством с отцом внушил мне глубокую симпатию".
Через год после этой встречи (в 1855) Лист решил передать воспитание дочерей в руки своей берлинской знакомой фрау фон Бюлов. Даниэль остался в Париже, чтобы продолжать учёбу, и был разлучён с сёстрами, несмотря на все их протесты и слёзы.
Чтобы сгладить для детей эту травму, Лист стал собирать их всех в своём веймарском особняке на летних каникулах.
Узнав сына поближе, Лист увидел в нём своё отражение. Так же, как и он сам, Даниэль был возвышенной натурой, обдумывал решение вступить в масонскую ложу , считал Венгрию своей родиной и учил венгерский язык.
Спустя четыре года, блестяще закончив лицей, одержав победу в студенческом конкурсе, двадцатилетний Даниэль приехал погостить к Козиме в Берлин перед поступлением в Венский университет (он решил стать юристом) и скоропостижно умер на руках сестры и отца от туберкулёза.
Смерть сына, а затем старшей дочери глубоко потрясли Листа и повлияли на его решение принять малый постриг.
Музыкальными памятниками его горю стали Траурная ода №1 ("Мёртвые") для фортепиано, и Реквием, посвящённый памяти сына, дочери и матери, умершей в 1866 году.
О внуках и правнуках Листа, некоторые из которых стали известными личностями, читайте здесь 👇