Найти в Дзене
ТЕЛЕВИЗИОНЕР

ЧТЕНИЯ О ВЯТКЕ. Открытка-открытие.

В 2017 году в библиотеке ГТРК "Вятка" я разбирал открытки, которые в 80-е годы были необходимым атрибутом эфирных музыкальных пауз. Их использовали как изобразительный материал в телепередачах и фильмах. Наткнулся на стопку открыток 50-х годов XX века с картинами русских и иностранных художников. Среди них была совсем старая открытка 1927 года с изображением картины художника А.А. Рылова , а с обратной стороны этой открытки меня ожидало настоящее открытие на ней стоит личный штамп-экслибрис вятского художника Алексея Ивановича Деньшина!!!

Эта открытка несомненно принадлежала ему! Как попала она в библиотеку ГТРК "Вятка" это пока загадка. Я могу предположить что она могла попасть к нам в библиотеку через кировского писателя Леонида Владимировича Дьяконова (1908-1995) -который был автором сценариев к фильмам и телепрограммам краеведческой тематики на Кировской студии телевидения. Но это пока только предположение.

-2

Вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1848)
Известный художник А. И. Деньшин родился в Вятке 26 сентября 1893 года в семье служащего губернского земства. Базовое образование он получил в Вятском Александровском реальном училище, а позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

-3

Вся жизнь, творческие интересы и увлечения Алексея Деньшина были связаны с городом Вятка. Немаловажную роль в становлении его художественного мировоззрения сыграло влияние известных в то время Вятских художников Н. Н. Хохрякова, М. А. Демидова, А. А. Репина, А. А. Рылова и А. В. Исупова. Все его творческие порывы свидетельствовали о том, что он желает утвердить себя как художник-пейзажист.
Вятку в 20-30-е годы ХХ века вообще сложно представить себе без деятельности А. И. Деньшина. Этот художник являлся одним из создателей Вятского художественно-исторического музея в 1910 году. Важную роль он сыграл и в развитии традиций создания дымковской игрушки, в связи с чем, литографическим способом выпустил три альбома тиражом около 600 экземпляров. Эти альбомы носили следующие названия: «Вятская старинная глиняная игрушка в рисунках», «Куклы нарядные» и «Вятская глиняная игрушка». Примечательно было то, что рисовал, отмывал, литографировал и раскрашивал все свои альбомы А. И. Деньшин ручным способом.

-4

Таким образом, благодаря созданию таких литографических альбомов, были запечатлены старейшие варианты глиняной игрушки, которые со временем были безвозвратно утрачены. Именно Алексей Деньшин убедил известных Вятских мастериц Е. А. Кошкину и Е. И. Пенкину, работающих в то время над созданием гипсовых фигурок, обратиться к изготовлению дымковской игрушки. Занималась изготовлением дымковской игрушки и его собственная жена Е. И. Косс.
Также, с целью популяризации дымковского промысла, он возглавил бригаду мастеров дымковской игрушки, оформляя павильон Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939-1940 годах. Кроме того, Алексей Деньшин выступил инициатором создания цеха дымковской игрушки при товариществе «Кировский художник». Именно он вывел дымковскую игрушку на уровень Государственного Русского музея, а также представил ее в Загорском музее игрушки.

-5

На этом редком архивном фото 1937 года видом на слободу Дымково любуются Кошкин М.М., Косс Е.И., Маргарита Деньшина, Деньшин А.И.

-6

Но вернемся к нашей открытке-открытию. Почему открытие? Редкая открытка 1927 года с картиной художника А.А. Рылова названа "Полет гусей" ( так на ней написали издатели). Особый интерес открытке придает владельческий штамп , на подобии книжного экслибриса. Любой предмет с владельческой подписью художника - это несомненно раритет. Но сейчас речь не об этом...Когда я поделился в соцсетях открыткой, меня профессиональные искусствоведы сразу поправили- "Нет картины у А.А. Рылова с таким названием, а есть "В голубом просторе", с тем же точно сюжетом!"

-7

Я понял свою ошибку и в описании к посту название картины заменил. Действительно если сопоставить две открытки 1927 года и 1972 г. (мистика цифр!)-одна и та же картина А.А. Рылова написанная в 1918 г. имеет на них разное название. Значит типографские работники в 1927 году допустили опечатку в названии картины художника Рылова? Сомневаюсь...

Открытка Алексея Деньшина 1927 года и открытка 1972 года. С абсолютно разными названиями одной картины
Открытка Алексея Деньшина 1927 года и открытка 1972 года. С абсолютно разными названиями одной картины

Название "Полет гусей" внизу повторено на иностранном языке - предполагаю, на французском. Алексей Деньшин , кому эта открытка принадлежала, не сделал правок в подписи, а ведь творчество Рылова он знал отлично! Отсюда вывод: изначально художник мог назвать картину очень просто "Полет гусей" , а после 1927 года , решил название изменить на более романтичное "В голубом просторе". Возможно , название поменяли уже в экспозиции Третьяковской галереи, посчитав его более благозвучным ? Это тоже весьма вероятная версия.

-9

Так две открытки разных эпох, с изображением одной и той же картины, смогли восстановить историю названия одной из самых известных картин Аркадия Александровича Рылова.

-10

Алексей Фоминых, режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.

📢Предыдущие выпуски проекта "Чтения о Вятке" можно найти по ссылкам здесь

👉 https://dzen.ru/a/ZQm7-43LeRgbvSgr?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZRSKNBNHU0uQBtCM?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZRewHo9FaRPALqMq?referrer_clid=1400&

👉https://dzen.ru/a/ZSKf8-nlhnlLvYUh?referrer_clid=1400&