Найти тему
Cinema Asylum

Падение дома Ашеров: экранизации

Оглавление

Совсем скоро 12 октября на платформе Netflix выходит новый мини-сериал «Падение дома Ашеров» по рассказу Эдгара Аллана По. Его создатель — Майк Фленеган, автор проектов «Призрак дома на холме», «Полуночной мессы» и большой поклонник творчества Стивена Кинга (относительно недавно снятый «Доктор Сон» — тоже его рук дело).

Постер фильма «Дом Ашеров», House of Usher, 1960, American International Pictures
Постер фильма «Дом Ашеров», House of Usher, 1960, American International Pictures

В преддверии выхода нового прочтения хорошо знакомой истории вспоминаем предыдущие экранизации «Падения дома Ашеров».

Рассказывает Тарас Русаль:

«Падение дома Ашеров» / La chute de la maison Usher (1928)

Реж. Жан Эпштейн


Кадр из фильма «Падение дома Ашеров», La chute de la maison Usher, 1928, Films Jean Epstein
Кадр из фильма «Падение дома Ашеров», La chute de la maison Usher, 1928, Films Jean Epstein

Первая экранизация рассказа Эдгара Аллана По вышла в 1928 году. Это практически последний год великого немного кино. И в фильме значительно больше атмосферы, чем самой истории. Над картиной работали Жан Эпштейн и Луис Бунюэль, два великих художника-авангардиста. Испано-мексиканский сюрреалист числится помощником режиссера и соавтором сценария.

За основу работы авторы взяли не только одноименный рассказ По, но и его же «Овальный портрет». Так что в фильме Родерик и Мэдилейн Ашеры не брат и сестра, а муж и жена. Родерик пишет портрет своей любимой. Изображение становится все более натуральным, а Мэдилейн все больше чахнет. Он охвачен страхом, что его жена умрет, поэтому старается поскорее закончить портрет. И все это сводит его с ума.

Не случайно влияние немецкого экспрессионизма так отчетливо просматривается в этом фильме. Так сам замок выглядит нарисованным, а звезды фальшивыми, словно декорации к фильму «Кабинета доктора Калигари». В атмосфере происходящего чувствуются отголоски «Носферату», хотя Родерик всего лишь несчастный одержимый, а не вампир. В финальной части уже гриффитовский параллельный монтаж создает нужное напряжение. Не исключено, что этот французский фильм впитавший лучшее из прошлого кинематографа, повлиял сам на дальнейшую киноиндустрию. Так пустынный интерьер зала замка мог стать вдохновением для зала Ксанаду из «Гражданина Кейна», где тени заменят детали.

—----------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Амалия Бабаян:

«Падение дома Ашеров» / The Fall of the House of Usher (1948)

Реж. Иван Барнетт

Кадр из фильма «Падение дома Ашеров», The Fall of the House of Usher, 1948, G.I.B.
Кадр из фильма «Падение дома Ашеров», The Fall of the House of Usher, 1948, G.I.B.

Очередная экранизация рассказа Эдгара Аллана По, на этот раз версия британского режиссёра Ивана Барнетта. История знакомая, но не во всем соответствует оригиналу. Как и в первоисточнике, молодой человек приезжает в мрачный особняк к своему другу лорду Родерику Ашеру и его сестре Мэдилейн. Хозяева дома страдают от какой-то загадочной болезни, которая вскоре должна их погубить. Гость узнает, что на Родерика и Мэдилейн наложено проклятие. И здесь Барнетт вводит новизну — рассказывает о том, как на семью было наложено проклятие, и каким способом от него герои могут избавиться.

Мне лично не совсем понятно, почему «Падение дома Ашеров» так интересно режиссерам, ведь в самой книге практически ничего не происходит. Эдгар Аллан По создает атмосферу ужаса за счет подробного описания места действия — таинственного дома Ашеров. Не сказать, что это явно кинематографическая история. То есть, чтобы получился выдающийся фильм, необходимо сконцентрироваться в первую очередь на актерской игре и художественной постановке. У Барнетта не было звездного состава и большого бюджета для воплощения более амбициозных творческих задумок (если они были). Вероятно, поэтому — учитывая ограниченность ресурсов — Барнетт добавил истории новые детали, что не сильно улучшило положение.

Все же в свое время фильм получил от киноцензоров сертификат «H» (horrific — «ужасающий»). Такой сертификат выдавали британским фильмам в 30-40-е гг. На них допускались лица не моложе 16 лет. Это была большая редкость. У современного зрителя такое кино вряд ли вызовет ужас. Верю, Барнетта стоит смотреть, только если у вас есть цель пройтись по всем экранизациям «Падения дома Ашеров».

—----------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Игорь Дорогов:

«Дом Ашеров» / House of Usher (1960)

Реж. Роджер Корман

Кадр из фильма «Дом Ашеров», House of Usher, 1960, American International Pictures
Кадр из фильма «Дом Ашеров», House of Usher, 1960, American International Pictures

Роджер Корман — продюсер более 400 фильмов, который начал свою карьеру в 50-х годах XX века и работает до сих пор. Из под его пера в течение 70 лет выходили абсолютно разные картины, которые сложно даже ставить в один ряд. От «Акулосьминога» и «Резни в женской общаге» до «Осенней сонаты» и «Амаркорда». В начале карьеры Корман выделялся почти мистической способностью закладывать минимальный бюджет в производство и собирать бешеную прибыль в прокате. Тогда же в 50-е он показал, что может сам работать с маленьким бюджетом и в кратчайшие сроки снимать кино в качестве режиссера.

В 1960 году вышла его самая дорогая на тот момент картина «Дом Ашеров» (200 тысяч долларов) по рассказу Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров». Сравнивать фильм с рассказом если и стоит, то точно не в контексте сюжета — он существенно изменен, но это вообще не важно. Главная особенность картины в визуальной и технической частях. Большая часть съемок проходила в студийных помещениях, но интерьеры замка Ашеров воссозданы аутентично и до мельчайших деталей достоверно.

Зловещий дух рассказа передан с помощью визуализации мрачной атмосферы готического романтизма, пронизывающего насквозь читателя рассказов По. В «Доме Ашеров» раскрываются многие основные мотивы творчества писателя — смерть, любовь, мистификации и галлюцинации, страдание от утонченности чувств, похороны заживо. Некоторые из них не проговариваются вслух на уровне сценария, но ощущаются внимательным зрителем с предельной ясностью. Все это благодаря детальной постановке и незаметной операторской работе, работающими вкупе с символизмом оригинального текста.

—----------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Анастасия Гончарова:

«Падение дома Ашеров» / Zánik domu Usherú (1980)

Реж. Ян Шванкмайер

Кадр из фильма «Падение дома Ашеров» / Zánik domu Usherú, 1980, Krátký Film Praha
Кадр из фильма «Падение дома Ашеров» / Zánik domu Usherú, 1980, Krátký Film Praha

Версия чешского кинорежиссера Яна Шванкмайера хоть и несет в себе явные отличительные черты творчества ее автора, однако же является достаточно близкой к оригинальному произведению экранизацией: друг беззаботной юности Ашера приезжает навестить его в фамильный особняк, в котором тот живет с тяжело больной сестрой.

Примечательно, что в фильме нет ни одного актера, все роли выполняют предметы. Они двигаются в кадре, их автор наделяет эмоциональными состояниями персонажей, в какой-то момент начинает казаться, что именно их глазами зритель и смотрит на эту историю. «Фирменное» шванкмайеровское соединение театра, анимации и элементов игрового кино и характерный динамический монтаж наполняет пространство кадра такой жизнью, что отсутствие актеров более не воспринимается, как нечто неконвенциональное.

«Падение дома Ашеров» — очень тактильное, наполненное различными фактурами экспериментальное кино. А еще — одна из первых работ Шванкмайера после снятия запрета на съемки фильмов.

—----------------------------------------------------------------------------------

«Падение дома Ашеров» / The Fall of the Louse of Usher (2002)

Реж. Кен Рассел

Кадр из фильма «Падение дома Ашеров» / The Fall of the Louse of Usher, 2002
Кадр из фильма «Падение дома Ашеров» / The Fall of the Louse of Usher, 2002

Рок-звезда Родди Ашер (Джеймс Джонстон) помещен в сумасшедший дом после убийства своей жены. Во время пребывания там медсестра Смит и доктор Калахари (Кен Рассел) подвергают его различным шоковым терапиям, что приводит к серии причудливых и кошмарных приключений.

Если вы, вспоминая «Любовника леди Чаттерлей» (1993) или серии «Мисс Марпл» (2004-2013), ждете от Кена Рассела экранизации в привычном понимании этого слова, то советую даже не пытаться посмотреть его версию событий. Перед зрителем возникает череда то бессвязных, то последовательных образов господина Ашера, с каждой минутой все более безумных. Безумств в «Падении дома Ашеров» (2002) столько, что они не перестают удивлять даже искушенного зрителя. Будем честны, Фрэнсиса у Вине не мучали так, как мучает и Ашера, и зрителя местный доктор Калигари — Кен Рассел. При этом, жанровое смешение выводит «Ашеров» из категории «фильм ради фильма», придает истории динамики и является оригинальным способом воплощения потери рассудка на экране.

«Жизнь является имитацией искусства», — провозглашает свой вечный девиз Рассел с экрана. Что и говорить, моя жизнь в сравнении с жизнью Ашера точно меркнет.

Зрелище строго 18+ (да и после 18, признаюсь, смотреть непросто).

—----------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!