Найти в Дзене
Хронограф БП

Марьям Тимербулатовна Султанова

Дома М.Султановой на Воскресенской
Дома М.Султановой на Воскресенской

В конце XIX века в учебном мире мусульманства шла борьба прогрессивного и консервативного направлений. Она постепенно находила себе сторонников в двух противоположных лагерях мусульманской интеллигенции и отражалась на учащихся мусульманах, не желающих больше относиться пассивно к школе, учителям, программам и всей вообще постановке учебного дела. Прежняя система обучения (старометодная) предполагала изучение арабского языка и тюрки путём «буквосложения», когда учили не звуки слова, а названия букв, в него входящих. В результате многие выпускники школ, знали многие тексты наизусть, но читать незнакомые слова так и не умели.

С развитием капитализма в России растёт и необходимость в современной светской системе образования. Чрезвычайно интенсивный пульс жизни страны захватывает собою и мусульманскую молодежь, будит в ней критическую мысль и сознательное отношение к окружающему. Двигателем этого процесса становится прогрессивная буржуазная интеллигенция: «Нас убивают с одной стороны скудное распространение наук и знаний, с другой – отсутствие настоящего религиозного воспитания, способствующее развитию безнравственности. Мы, мусульмане, стоим в данный момент между пропастями. Мулла, ишан пишет доносы и приводит к закрытию мектебов и медресе. Богач пьет, расточает свои деньги и оставляет голодной свою семью. Мусульманские женщины живут без знаний, без света. Национальный дух гаснет, растет отчаяние, падает любовь к нашему миру, к нашему образу, жизни, к нашим обычаям»[1].

Сын деревенского муллы, поэт и педагог Мифтахетдин Акмулла выступал за введение в школах обучения на родном языке и изучение светских предметов. В одном из своих стихотворений он писал: «Ты можешь тонкостей намаза и не знать, но знания ты должен пожинать»[2]. Кроме того, Акмулла настаивал на необходимости изучения как русского, так и иностранных языков, считая, что именно через них идёт приобщение к мировой культуре.

К изучению родного и русского языков призывал и виднейший учёный-историк, писатель, общественный деятель и богослов Ризаэтдин Фахретдинов. Особое внимание он уделял просвещению мусульманских женщин.

Уже в начале ХХ века джадидизм, признающий лишь новый – звуковой метод преподавания («усул-и-джидад», отсюда и «джадидизм») стал главным фактором дальнейшего развития образования на территории Башкирии. Джадидисты стали решать и вопрос о женском образовании. В 1906 году в Уфе возникло дамское мусульманское благотворительное общество, созданное жёнами и дочерьми дворян, крупных купцов и заводчиков. В него входили, например, Суфия Джантюрина, Фасяхат Назирова, Фатима Шамгулова, Мадина Султанова. Целью создания общества было оказание помощи мусульманским учебным заведениям губернии, учащимся гимназий, а также студентам-мусульманам. Согласно Справочной книге г. Уфы на 1908 год председателем общества была Марьям Султанова.

В алфавитном списке должностных лиц и общественных деятелей г. Уфы указаны две Султановы: Марьям Исламовна и Марьям Тимербулатовна[3]. Первая была женой муфтия и проживала в доме Духовного собрания по адресу Воскресенская, 50 (согласно Справочной книге г. Уфы на 1911 год ей принадлежали два дома по улице Центральной). Вторая была замужем за сыном муфтия Али-Арсланом.

На Тукаевской улице в Уфе, прямо напротив входа в мечеть, стоит изящный кирпичный домик. В этой части города до сего дня сохраняется патриархальный уют. Уже на карте 1854 года, на углу Фроловской и Спасской (нынешних улиц Тукаева и Новомостовой) указан дом. В конце 1870-х гг. усадьба принадлежала ахуну Хаджи Тархан-Шарафетдину Сулейманову, бывшему в 1844 – 1885 гг. имам-хатыбом Соборной мечети[4]. С 1886 года участок принадлежит Марьям Султановой – невестке Мухамедьяра Султанова, в 1886 – 1915 гг. – муфтия Оренбургского магометанского Духовного собрания.

Марьям Тимербулатовна получила дом в качестве приданого от отца – Потомственного почётного гражданина города Уфы Тимербулата Акчурина. В декабрьском номере газеты «Уфимские губернские ведомости» за 1896 год читаем: «Главный склад сукон в Уфимской губернии Высочайше утверждённого торгово-промышленного товарищества Тимербулата Акчурина, находится на Фроловской улице, против каменной мечети, в доме Султановой. Продажа с 8 часов утра до 4 часов дня. Кроме праздников». Акчурины – известные купцы и фабриканты Симбирской губернии и Поволжья во второй половине XIX – начале XX веков. Акчурины строили и содержали мектебы, медресе, финансировали учебу талантливой молодежи в Симбирске, Троицке, Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму и за границей. Акчурины построили немало прекрасных мечетей в Симбирской, Самарской губерниях. Вместе с другими состоятельными людьми они финансировали сооружение мечетей в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде. Считается, что Акчурины – потомки князя Адаша (XV в.). Родоначальник купеческой династии Сафа (Шафи) Акчурин, крестьянин по происхождению, занимался скупкой шерсти и поставкой ее на суконные мануфактуры.

Отец Марьям – Тимербулат Курамшевич Акчурин (1825 – 1906) избирался гласным Симбирской думы, был присяжным заседателем по г. Симбирску и Симбирскому уезду. Во время голода в январе 1881 года он открыл бесплатную столовую для малоимущих в деревне Старое Тимошкино. Ежедневно в ней питались от 150 до 320 человек. За благотворительную деятельность в 1895 году Т. Акчурин был награждён золотой медалью «За усердие». В годы русско-японской войны он открыл больницу для лечения больных и раненых. А в 1905 году оказал значительную материальную и финансовую помощь жителям д. Старо-Тимошкино после пожара, уничтожившего 240 домов. Акчурин обеспечил около 1000 человек погорельцев  едой, одеждой, дровами, семенами, помог деньгами.

Марьям Тимербулатовна Султанова
Марьям Тимербулатовна Султанова

Одним из образованнейших людей тюркского и исламского мира России был другой сын Курамши Акчурина – Ибрагим. В годы I русской революции Потомственный почетный гражданин И.К. Акчурин был избран главой «Симбирского общества фабрикантов сукна». А осенью 1913 года Ибрагима Акчурина избирают гласным Симбирской городской думы. Интересен круг людей, с которыми общался Ибрагим Курамшевич: Ш. Марджани, И. Гаспринский, С. Джантюрин. Заки Валиди отзывался об И. Акчурине как об одном из самых близких ему людей. О высоком авторитете Ибрагима Акчурина в мусульманском мире Российской Империи говорит и тот факт, что в июне 1915 года (после смерти Мухамедьяра Султанова) его имя называлась в числе кандидатур на должность муфтия России.

Суконная фабрика в Гурьевке Симбирской губернии перешла по наследству к старшему сыну Тимербулату. На фабрике было 40 станков и 350 рабочих. Шинельное сукно гурьевской фабрики поставлялось для российского военного ведомства, а также в турецкую и болгарскую армии. Вторая фабрика Т. Акчурина – Самайкинская – выпускала почти полмиллиона аршин сукна в год. 15 июля 1894  года фабрики были объединены в «Торгово-промышленное товарищество Тимербулата Акчурина». Акчурин являлся владельцем нескольких домов в Уфе.

А вот дочь Акчурина, выпускница Казанской гимназии, ещё до замужества мечтала, как и многие другие девушки из богатых и образованных семей России того времени, посвятить свою жизнь воспитанию и просвещению детей. В 1886 году, когда Марьям выдали замуж за А.-А.М. Султанова, супруги поселились в одноэтажном деревянном доме на углу напротив мечети.

В принадлежавшем Султановым одноэтажном доме на Спасской, 10 супруги открыли школу для девочек из мусульманских семей. Небольшой дом этот, стоявший напротив второго входа в Видинеевский (ныне имени Аксакова) сад, снесён в конце 1990-х. Марьям Тимербулатовна занималась и дальнейшим устройством своих воспитанниц, среди которых была и Камария, ставшая впоследствии супругой писателя Исмагила Рамиева.

Значительные суммы супруги отдали на строительство медресе «Галия», помогали в его обустройстве. Кстати, медресе это, считавшееся высшим мусульманским учебным заведением, строилось на деньги купцов и богатых дворян. При его закладке муфтий Султанов сказал: «Да будет благословенно это здание, да будет оно храмом науки, подготавливающих таких ученых, которые спасут мусульманство, таких людей, которые будут служить нации и государству»[5].

Муж Марьям Тимербулатовны Али-Арслан Султанов как гласный городской думы предложил учредить стипендии для показывающих отличные успехи в учёбе гимназистов из малообеспеченных семей. Он же явился одним из учредителей и, конечно, благотворителем Уфимского попечительства о бедных мусульманах. Не отставала в делах благотворительности от мужа и Марьям Тимербулатовна. Она – председатель дамского мусульманского комитета почти с самого основания. Приют для мальчиков-мусульман и престарелых также поддерживался возглавляемым Султановой комитетом. Марьям соверши­ла хадж и носила звание хаджии. После смерти мужа (1908 г.) Марьям Султанова решила отдать дом – подарок отца, под приют для девочек-сирот. К этому времени рядом на усадьбе уже стоял новый кирпичный дом с узорными буквами М и С над входом.

Двухэтажный этот дом появился, видимо, в 1905-1908 гг. Точную дату постройки установить пока не удалось, но на снимке, сделанном фотозаведением  О.Ф. Германа в первые годы ХХ века, его ещё нет. Хотя хорошо виден угловой дом Султановых и дом с антресолями на соседней усадьбе (1,5-этажный, сейчас на нём висит памятная доска о том, что здесь жила врач Р.А. Кутлубаева), а также несколько деревьев между ними. Но новый дом хорошо заметен уже на зимнем снимке, сделанном с той же самой точки, возможно, лет через семь-десять. Хотя на третьем снимке ясно виден вход в магазин и его вывеска, в уфимском справочнике 1911 года по адресу Воскресенская, 29 значится лишь дамское мусульманское общество. Должно быть это и была контора торгово-промышленного товарищества Акчурина.

Главной задачей общества было содействие образованию девушек из мусульманских семей. Уже через 7-8 лет благодаря его плодотворной работе в Уфе функционировало пять школ для девочек, причём одна из них выполняла функцию педагогического учебного заведения: в ней преподавалась педагогика и методика преподавания отдельных предметов. Проходили ученицы и практику – в младших классах. Выпускницы становились учительницами в мектебах и медресе и считались наиболее подготовленными.

Тем не менее, спрос на учителей был высок, и в 1911 году (на съезде по случаю юбилея муфтия Мухамедьяра Султанова) была поддержана инициатива открытия новой школы для подготовки, как было записано в проекте устава, «учителей и учительниц исключительно мужских и женских мектебе и медресе, находящихся в ведении мусульманского духовенства». Инициатива была поддержана Уфимским губернским земством. Через пять лет была открыта школа «Дарлмугаллимат» (женская учительская школа) с 5-летним курсом обучения[6]. Туда принимались девочки не моложе 13 лет после сдачи экзаменов по вероучению, арабскому и русскому языкам, а также математике. Если в год открытия было принято 62 девочки, то уже на следующий – 179. Первый выпуск школы (тогда она уже именовалась Уфимскими женскими педагогическими курсами) состоялся только после революции – в 1921 году.

О характере М.Т. Султановой говорит следующий случай. В октябре 1906 года к ней обратились революционеры с требованием под угрозой смерти денег. Конверт с 250 рублями нужно было принести к Ильинской церкви. Султанова обратилась в полицию. Полицейский с перевязанной щекой (опознавательный знак) высматривал выходящих из церкви подозрительных субъектов, когда к нему подошёл прилично одетый молодой человек и спросил, не он ли от Султановой. Полицейский с помощью городового арестовал вымогателя. Им оказался Ганиатулла Ризванов, уже известный полиции за связи с эсерами.

Школа М.Султановой на Спасской, дом слева
Школа М.Султановой на Спасской, дом слева

Среди близких друзей и единомышленников М. Султановой был известный учёный и религиозный деятель Ризаэтдин Фахретдинов. Ахмед-Заки Валидов вспоминал, что Марьям Султанова (с очень большой долей вероятности можно утверждать, что их встреча в 1912 году происходила в уже упомянутом двухэтажном доме) оказала ему значительную помощь в изучении истории и собирании книг и даже дала денег, на которые молодой учитель «выписал исторические сочинения, изданные на арабском языке в Европе, на фарси в Бомбее и Калькутте, труды Мирхонда и Хондермира, такие значительные произведения как «Бабурнаме», каталоги восточных рукописей, хранящихся в европейских библиотеках… Таким образом, с помощью Марьям-ханым я превратился в обладателя собственной исторической библиотеки»[7].

По сведениям Флюры Ахмеровой[8], приют Марьям Султановой существовал до начала 1920-х годов. В уфимском справочнике 1925 года дом № 29 по Тукаевской упоминается лишь как адрес квартиры одного из городских врачей. В это время Марьям Тимербулатовне было около 60 лет. Умерла она, как отмечал в своих записях Ризаэтдин Фахретдинов, в марте 1928 г. в Москве, похоронена там же на мусульманском кладбище. Возможно, что надгробная плита с надписью сохранилась. Имя М. Султановой в наши дни носит медресе в Уфе.

С устройством асфальтированного покрытия и выравниванием улиц кирпичный дом Султановой стал значительно ниже, это хорошо прослеживается по высокому крыльцу с несколькими ступенями на фотографии: сейчас для него места нет совсем. Дом построен в так называемом «кирпичном стиле», распространённом в России в конце XIX – начале XX века. Он является одним из лучших среди сохранившихся в Уфе образцов этого стиля. Отделка фасада устойчивым к атмосферным осадкам облицовочным кирпичом позволила дому и в наши дни выглядеть почти так, каким он был сто лет назад. Центральная ось фасада по-прежнему подчёркнута хорошо сохранившимся венчающим фронтоном с люкарной (круглым чердачным окном). Практически не нарушены и чугунные решётки на крыше. Несколько пострадали лишь навершия въездной кирпичной арки, выстроенной хозяйкой между домами усадьбы, а также произошло нарушение цельности (расслоение) кирпичной кладки второго этажа после неквалифицированной замены рам. До середины 1990-х сохранялись и деревянные ворота, позже двор сделали проходным. Кроме того, исчезла кирпичная стенка с левой стороны главного фасада дома. Сохранился лишь её фундамент. Не имеет особых потерь и одноэтажный пристрой со стороны двора, выполненный с использованием упрощённых элементов кирпичного стиля.

В советское время произведена перенумерация домов улицы: два дома на одной усадьбе, имевшие до того единый номер, получили либо новый номер, либо стали числиться с дробью. Двухэтажный дом получил номер 33-й, угловой – №35 или №1 по Новомостовой.

Литература

  1. А.Б. Юнусова. Ислам в Башкортостане. Уфа. 1999.
  2. М.Н. Фархшатов. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-е – 90-е годы XIX века. М. Наука. 1994.
  3. Т.М. Аминов. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. Уфа. 2004.
  4. Справочная книга Уфимской губернии за 1883 г. под ред. Н.А. Гурвича (по итогам однодневной переписи 1879 г.). Уфа, 1883.
  5. Справочная книга г. Уфы. Уфа, 1908.
  6. 6. Справочная книга г. Уфы. Уфа, 1911.
  7. Ризаэтдин Фахретдинов. Великие женщины. Рукопись 1920-х гг.
  8. Вся Башкирия. Справочная книга. Уфа. 1925.

[1] Журнал «Мир-Ислама», вып. 1913 г., стр. 434.

[2] Мифтахетдин Акмулла. Стихи. Уфа. 1986, стр. 124.

[3] Справочная книга г. Уфы. Уфа, 1908 г., стр. 125.

[4] Справочная книга Уфимской губернии за 1883 г. под ред Н.А. Гурвича. Уфа, 1883 г., стр. 56.

[5] Журнал «Мир-Ислама», вып. 1907 г., стр. 442.

[6] Т.М. Аминов. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. Уфа. 2004, стр. 36.

[7] З. Валиди Тоган. Воспоминания. Уфа. 1994, с. 135

[8] Ф. Ахмерова. Какой оставишь след ты на земле? Краеведческий сборник. Уфа. 1999, стр. 18.

Из архива: август 2010г.

Оригинал публикации находится на сайте журнала "Бельские просторы"

Автор: Анатолий Чечуха