Найти тему

Модерн самобытный

В архитектуре Петербурга времен короткого, но очень яркого увлечения модерном, можно найти варианты этого стиля практически на любой вкус. От «венского сецессиона» до «финского национального романтизма». В столице империи работали многие известные зодчие, позднее признанные мастерами нового стиля. Хотя были конечно и те, чьи труды не столь заметны хотя и весьма…самобытны. Их проекты, при всех особенностях, достоинствах и недостатках, тоже вполне можно рассматривать, как, пусть и не особенно выдающийся, но очень оригинальный «след» скоротечной моды в «каменном облике» города.  

Об интересных работах и своеобразном творческом пути Демьяна Галактионовича Фомичева мне уже писать доводилось. Крестьянин Костромской губернии, пришедший в Петербург во главе собственной артели плотников, быстро приобрел большой практический опыт строительных работ в стремительно росшем городе. Со временем, поток заказов и доходов привели Демьяна Галактионовича к идее не ограничиваться плотницким мастерством, а самому стать архитектором. В его положении решение конечно было очень амбициозным, но добиваться намеченной цели костромской крестьянин стал с завидным упорством. Явно не имея возможности сразу замахнуться на высшее профильное образование Фомичев окончил школу десятников, получил звание техника и начал пробовать свои силы на новом поприще не гнушаясь любыми заказами, которые мог получить по знакомствам и протекции в уже известном ему кругу состоятельных земляков и столичного купечества средней руки. За первые четыре года практики он возвел добрый десяток зданий по собственным проектам формально не имея звания архитектора. При этом, начинающий зодчий, как правило, использовал давно известные и проверенные планировочные решения но, имея большую склонность к рисованию, создавал совершенно самобытный и довольно необычный «модный декор» по собственным эскизам. Дом на Лиговской улице, построенный в 1904-м, пусть и не самый яркий, но очень характерный пример такого авторского подхода Фомичева.

Заказчиком строительства доходного жилья на небольшом, не слишком широком и вытянутом в глубину участке был купец второй гильдии Петр Абрамович Сальников. Почтенный владелец шорной лавки в Апраксином дворе затеял сие предприятие накануне своего 60-летия. Подобная «юбилейная» практика строительства наследственной семейной недвижимости была в столичной купеческой среде не в диковину. Особенно в больших семьях, а у Петра Абрамовича вместе с ним проживали трое сыновей и пять дочерей, да еще и супруга старшего сына с двумя детьми. Безусловно, купец Сальников был не особенно богат, но пригласить известного и проверенного в своем кругу мастера Фомичева для строительства скромного добротного дома вполне себе мог позволить. Демьяну Галактионовичу в ту пору отказывать любому заказчику резона не было.

С общей панировкой дома Фомичев особо не мудрствовал. П-образный профиль с узким двором в границах участка.

-2

Фасад – привычная столичная эклектика с двумя симметричными боковыми ризалитами и «сдвоенной группой» въездных ворот и парадной. А вот декор… Тут как раз характерное для модерна сочетание фактуры разного материала выполненное с большим тактом. Несколько вариантов оконных наличников. И конечно лепнина… Перво-наперво Демьян Галактионович для Петра Абрамовича сделал «латинский вензель» с монограммой владельца и разместил таковых по фасаду аж четырнадцать штук.

-3

Для солидности - характерные львы. Пусть и другая мода, но заказчику наверняка хотелось иметь оных зверей непременно. Затейливые растительные узоры тоже выглядели довольно эклектично. Но большие маскароны в ризалитах на уровне самого престижного третьего этажа…. Вообще Фомичев питал этакое странноватое пристрастие к таким «драматическим маскам» и использовал их далеко не в первый раз.

-4

Гораздо интереснее, как он смог убедить торговца «шорным товаром» на шестом десятке лет в том, что это и модно и красиво… Впрочем как-то убедил. Хотя и это было еще не все. Эти изыски были дополнены входным порталом парадной лестницы, оформленной в… «египетском стиле». Чем тут руководствовался Демьян Галактионович мы наверно никогда уже не узнаем. Может просто решил добавить самый последний «писк» моды, хотя выглядел такой эксперимент даже в откровенно сумбурном окружении…удивительно.

-5

Похоже, что именно фасаду достался практически весь «творческий порыв» создателя. В парадной все достаточно привычно для того времени. Узкое пространство с хорошим естественным освещением широких окон.

-6

-7

Интересная, пусть и не самая дорогая, плитка на полу.

-8

-9

Любопытный рисунок лестничных ограждений.

-10

-11

На этом пожалуй и все. Если не считать излюбленных столичным купечеством лепных медальонов с амурами. В стиле, не в стиле не столь важно, когда у серьезных знакомых этакое есть. Тут совсем другая логика.

-12

-13

Интересно, что большое семейство Сальниковых переберется в этот дом на жительство заняв девять комнат хозяйского этажа и останется тут вплоть до самой революции. В 1917-м будет еще жив и сам Петр Абрамович, которому тогда исполнилось 72 года. 

-14

Демьян Галактионович Фомичев через три года после реализации этого проекта таки поступит в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств уже будучи в возрасте 30 лет и получит в конце концов вожделенное звание художника-архитектора. Но это уже совсем другая история…