Сейчас, конечно, совсем не до Нигера. Поэтому не факт, что мейнстримовские СМИ вообще уделят ему хотя бы "подвальчик". Ну если только во Франции взгрустнут. И то, во-первых, потому, что это их лично касается – очередная оплеуха. А во-вторых, все равно ненадолго, ибо некогда – надо давить клопов. По этой причине французские солдаты должны быть довольны, что из Нигера их пока перебрасывают в Чад, а не отправляют домой. В любом случае началось. 10 октября их первые боевые колонны в сопровождении местных сил обороны и безопасности пошли отсюда прочь.
Так-то событие мирового масштаба, если вспомнить, как они всем своим цивилизованным миром жаждали проучить эту непокорную республику за свержение прозападного президента. Но по итогу даже страна, сильнее других заинтересованная в этом, так как считает Нигер пусть уже и бывшей, но по-прежнему своей колонией, вынуждена была еще раз дать ему "вольную". Хотя Эммануэль Макрон дольше всех петушился. Сначала в птичьем смысле этого слова, поскольку под стать пернатому символу Франции. А потом все равно включил заднюю: и посла отозвал, как того сразу потребовали в Ниамее, и военным отдал приказ "с вещами на выход".
Однако сегодня он об этом тоже постарался не вспоминать. Ему не до того – ведь он уже в Берлине, и канцлер Олаф Шольц там что-то говорит. Хотя, о чем еще могут говорить два лузера международной политики, как не о своих "болячках". Партия одного сокрушительно, в хлам, проиграла региональные выборы в ключевых для экономики Германии Баварии и Гессене. О второго вытерли ноги в маленькой африканской стране. Это при том, что, например, к США там отнеслись гораздо терпимей. Видимо, по принципу взаимности.
В Вашингтоне ведь тоже, было дело, пальцы гнули, под страхом санкций требуя восстановления конституционного строя, да вовремя умыли руки, сообразив, что его интересам ничего не угрожает. К нему-то у местных нет исторических претензий за порабощение и угнетение. К тому же пусть и стали флаги России в Нигере самым ходовым товаром, а флаг Соединенных Штатов с военной базы снимать никто не заставлял. Поэтому тысяча вооруженных американцев сохраняют здесь свой полный боевой состав, а вместе с ним и самый крупный в Африке парк ударных беспилотников США.
Впрочем, для Франции пока тоже не все потеряно. И не только потому, что сейчас она выводит лишь треть своего полуторатысячного контингента – остальные уйдут к концу года. Уран же из Нигера в Пятую республику по-прежнему подается, несмотря на формальный запрет новых властей. Это, вероятно, и заставило Макрона смириться с утратой военного присутствия. И, похоже, не только с ней. Тишина западных СМИ, сопровождающая вывод французских войск, равносильна признанию госпереворота свершившимся. Вот и об интервенции ЭКОВАС как-то подзабыли. Ну а что говорить, если окончательно сдулись. Или как это по-французски: аля Нигер ком а ля Нигер.
Михаил Шейнкман
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.