Найти тему
Пошелестим?📚

Что не так с этим стихотворением Самуила Маршака? "Калечьте собственную дочь!" или "Сказочка про маму, дочку и прохожих"

Перечитала несколько раз - что же хотел сказать автор? Попробовала сделать анализ. Помните, в школе часто дают такое задание - где здесь метафора, где оксюморон, а где аллегория🙂

Сколько у меня терминов осталось в голове - спасибо моей учительнице и классному руководителю, Ольге Борисовне🥰

Совсем недавно нашла вот такое стихотворение Самуила Яковлевича Маршака. Впервые оно было опубликовано в журнале "Огонек" в 1957 году. Вот собственно оно:

Сказочка про маму, дочку и прохожих

Картина Алексея Харламова
Картина Алексея Харламова

Свою девчонку за ручонку

Из парка женщина вела,

А все твердили им вдогонку:

- Как эта девочка мила!

Тряхнула девочка кудрями,

Хоть и была еще мала,

И нараспев сказала маме:

- Ты слышишь, мама? Я мила.

- Ну что ты! - мать сказала крошке,

На взрослых бросив гневный взгляд. -

Не про тебя, а про сапожки

Твои, должно быть, говорят.

Идут вперед. А слева, справа

Толкуют люди меж собой:

- Как эта девочка кудрява!

Как цвет идет ей голубой!

Смущенно мама шепчет дочке,

Пройти стараясь поскорей:

- Им очень нравятся цветочки

- На новой кофточке твоей.

А на автобусной стоянке,

Куда спешили дочь и мать,

Две толстощекие гражданки

К ребенку стали приставать.

- Ах, что за пупс! - пропела дама.

Ну прямо куколка - точь-в-точь!

- Довольно! - вымолвила мама. -

Калечьте собственную дочь!

Стихотворение было включено в сборник "Сатирические стихи". И у меня вопрос, в отношении кого здесь сатира?

Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.

Вероятно, прохожих? Мол, зачем соваться в жизнь других людей, зачем делать комплименты ребёнку, да ещё и незнакомому?

Ну а если девочка и правда красива? Не сапожки, не кофточка, а она сама. Что такого страшного в том, чтобы отметить это?

А может, в отношении мамы? Зачем она обесценивает свою же родную дочь? Это не ты им нравишься, а твои сапожки...

Всё же, кажется, что автор на стороне мамы, а не прохожих.

Может не принято было в то время подчёркивать женскую красоту, и уж тем более говорить девочкам, что они красивы. Так подумала я, и решила узнать мнение современного общества🤨:

...Давайте поменьше говорить девочкам «Какая ты красивая!»

...Почему я не буду говорить дочери, что она красавица)

...это формирует у них неадекватное отношение к себе, переоценке значения своей внешности

...Нужно ценить в человеке ум, образование, интеллигентность, любовь близких

Последнее вполне понятно, я тоже считаю, что внешность не самое главное качество человека.

В стихотворении Николая Заболоцкого "Некрасивая девочка" есть такие строки:

...что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?"

На мой взгляд, без внутренней наполненности, доброты, нежности, мудрости трудно назвать женщину красивой. Все эти качества я тоже стараюсь привить своей дочери.

Но всё же, когда человек, а особенно девушка/женщина, чувствует уверенность в своём внешнем облике, это поможет ей не потерять веру в себя и свои силы.

Нашла такую фразу Софи Лорен: "Женщина, уверенная в свой красоте, рано или поздно сможет убедить в этом и других".

Согласна с ней абсолютно. Все, как нам известно, начинается с детства. Так вот, сколько себя помню, мой папа всегда говорил, что я красивая❤ И говорит до сих пор, когда мне 35. Я благодарна ему за это, потому что не помню практически ни одного подросткового "загона" на тему своей внешности.

А ещё это учит правильно реагировать на комплименты во взрослом возрасте. А не отвечать: "Ой, да это я просто туфли новые надела" или "Да, здесь просто свет такой".

Для девочки в любом возрасте так важно знать, что она - красивая, что она - нравится. Себе, друзьям, мальчикам, всем. Не самая-самая лучшая, а просто - красивая!

Поэтому я говорю и буду говорить дочке, что она красивая. Делаю это часто и абсолютно искренне.

Будет интересно узнать ваше мнение.