Найти тему
Рег.ру Медиа

Основа продающего сайта: что такое информационная архитектура и как ее создать

Оглавление

В начале октября в России отмечают день архитектора. Но мы уверены, что это еще и праздник всех веб-мастеров, SEO-специалистов и дизайнеров, которые вместе работают над архитектурой домов сайтов. Да-да! Качественная архитектура сайта помогает создать удобный пользовательский интерфейс и улучшить ранжирование в поисковиках. А как ее создать — читайте в статье.

Зачем нужна информационная архитектура

Весь контент, который находится на сайте, должен логично разбиваться по разделам и блокам, чтобы найти нужный продукт/статью можно было интуитивно. Как в библиотеке — разыскать книгу было бы невозможно без продуманной системы навигации. Поэтому архитектура необходима для:

улучшения пользовательского опыта — клиентам будет проще искать информацию на сайте, удобно передвигаться по страницам и находить ответ на свой вопрос за 1-2 минуты;

повышения рейтинга сайта в поисковых системах — для поисковиков важны уровень вложенности страниц и структура URL, поэтому сайт с понятной и продуманной архитектурой лучше индексируется и получает больше трафика.

Составляющие информационной архитектуры

Архитектура сайта — структура страниц и их взаимосвязь, которая помогает пользователям ориентироваться на странице. Термин относится не только к сайтам, но и к приложениям. Архитектура включает:

  • навигацию,
  • URL-адреса,
  • перелинковку,
  • страницы разделов и категорий,
  • хлебные крошки,
  • файл Sitemap.

Авторы книги «Информационная архитектура» Луис Розенфельд и Питер Морвиль определили три круга ИА:

1) контекст — это цели бизнеса, ресурсы и ограничения;
2) содержание — типы документов, объем, имеющаяся структура;
3) пользователи — аудитория, ее задачи и потребности, действия при поиске информации.

-2

Идея в том, что у пользователей, которые пришли на сайт, множество вопросов. Они могут не задумываться об этом, но подсознательно искать ответы на каждый из них. Вопросы могут быть такими:

  • Где я нахожусь? Что есть на этом сайте?
  • Я знаю, что мне нужно, но как это найти? Есть ли здесь это?
  • Насколько профессионально сделан сайт?
  • Здесь есть то, что мне нужно. Но есть ли что-то, что тоже может мне пригодиться?

Задача сайта — ответить на все эти вопросы, предоставить искомое и возможность найти что-то еще (например, похожие товары).

Как сделать структуру сайта

Разрабатывать архитектуру сайта лучше на уровне проектирования. Когда сайт готов, менять структуру достаточно сложно и трудозатратно, но в перспективе это поможет сделать ресурс более удобным. Сам процесс напоминает начало строительства дома — на этом этапе важны не детали, а общее понимание: сколько комнат будет, как они будут располагаться.

Вот 3 шага, которые помогут собрать правильную структуру для любого проекта.

Шаг 1. Сформируйте семантическое ядро

Семантическое ядро — совокупность ключевых запросов, по которым ваш сайт будет показываться пользователям в поисковике.

В семантическом ядре интернет-магазина вязаных вещей могут быть подобные ключевики
В семантическом ядре интернет-магазина вязаных вещей могут быть подобные ключевики

Нужно найти целевые запросы, по которым будет продвигаться сайт. Сделать это можно разными способами:

  • самостоятельно придумать запросы пользователей, которым был бы полезен сайт — подумать, как бы вы искали представленные товары;
  • подобрать запросы с помощью сервисов подбора ключевых слов;
  • проанализировать семантику конкурентов, например, с помощью сервисов SpyWords или PR-CY.

В блоге есть пошаговая инструкция о том, как собирать семантику и писать SEO-тексты для сайта.

Если вы планируете многостраничный сайт, учтите, что на каждой из страниц должны быть свои ключевые слова. Если целевые запросы будут дублироваться, может произойти каннибализация ключевых слов — страницы начнут конкурировать друг с другом за одни и те же фразы.

Шаг 2. Продумайте структуру сайта

Розенфельд и Морвиль выделили 3 структуры сайта:

Иерархическая система

Она позволяет выделить важные части и разделить весь контент на более узкие категории. По мере продвижения вглубь пользователь будет погружаться в тему. Если вам нужен сайт-визитка или портфолио с небольшим числом страниц, такая система подойдет. Также эту систему часто реализуют в приложениях, например, для заказа еды. Для крупных проектов эффективнее будет выбрать один из следующих вариантов.

-4

Последовательная система

В этой структуре лучше всего отслеживаются сценарии пользователя — она позволяет избежать большого количества выбора, чтобы не перегружать потенциальных клиентов. При этом весь контент логично разделен на смысловые блоки.

-5

Матричная система

Эта система через продуманную структуру ссылок позволяет пользователю передвигаться хаотично — то есть он сам выбирает предпочтительный путь.

-6

Позже Брюс Клей выделил еще одну систему — Silo. Она напоминает последовательную, но дополнена некоторыми правилами.

Silo-структура

Основная идея метода в том, что главную страницу с любой другой соединяет минимальное количество кликов. Все страницы на сайте делятся на разделы по смыслу и семантике, далее — на тематические подразделы. Чем меньше кликов до цели, тем легче пользователям добраться до сути, а поисковым роботам — просканировать контент.

Такая структура подходит почти всем сайтам — она удобна и помогает улучшить пользовательский опыт.

-7

После того как вы определились со структурой ресурса:

  • обозначьте главные разделы — для интернет-магазина одежды это могут быть «Каталог», «Мужчинам», «Женщинам», «Детям», «Новинки», «О компании», «Доставка»;
  • продумайте структуру подразделов — например, для раздела с женскими вещами это могут быть «Верхняя одежда», «Деним», «Платья и юбки», «Для офиса»;
  • обращайте внимание на детали — в разделе с новинками сразу могут располагаться карточки товаров, подраздел в данном случае не понадобится, а вот в «Доставке» нужно указать условия или разместить калькулятор для подсчета;
  • продумайте структуру URL.
Яндекс советует создавать информативные URL. Это поможет сформировать логичную иерархическую структуру адресов. Она показывает путь пользователя по сайту. Например, URL для этой статьи— https://www.reg.ru/blog/chto-takoe-informacionnaya-arhitektura-dlya-seo-i-kak-ee-sozdat/. По адресу видно, что человек находится на сайте Рег.ру, а именно — в блоге на странице конкретной статьи. Простые и понятные URL хорошо воспринимаются пользователями, а поисковые роботы смогут лучше понять тему страницы.

Обязательно визуализируйте архитектуру сайта. Это можно сделать с помощью специальных сервисов и интеллект-карт: Octopus.do, Xmind, MindMup, Miro.

Пример структуры в Miro
Пример структуры в Miro

Шаг 3. Проработайте навигацию

Когда общая структура готова, можно переходить к отдельным ее частям. Например, навигации. Вот несколько составляющих грамотной навигации:

Хлебные крошки

Хлебные крошки — это цепочка страниц от главной до той, на которой в данный момент находится пользователь. С крошками легче и комфортнее ориентироваться по сайту: посетитель знает, куда зашел и как вернуться на шаг назад. Кроме того, крошки содержат внутренние ссылки, что положительно отражается на индексации.

Хлебные крошки в Базе знаний Рег.ру
Хлебные крошки в Базе знаний Рег.ру

Поиск по сайту

Для крупных многостраничных проектов и интернет-магазинов с большим количеством товаров поиск по сайту необходим. Не обязательно включать в поиск все страницы сайта, достаточно сделать его только для товарных категорий и услуг — клиенты вряд ли станут искать информацию о компании или часы работы. Если у вас обширная база знаний, то отдельно стоит предусмотреть поиск и по статьям.

В Рег.ру есть общая система поиска по сайту — все найденные материалы по запросу делятся на категории для удобства
В Рег.ру есть общая система поиска по сайту — все найденные материалы по запросу делятся на категории для удобства

Хедер и футер

Хедер — шапка сайта, меню вверху страницы, где обычно располагаются ссылки на важные разделы. На сайте ветеринарной клиники, например, это адреса медцентров, информация об услугах, медперсонале, акциях и кнопка записи на прием — всё, что может понадобиться пользователю в моменте.

-11

Главная цель информации в хедере — помочь клиенту сориентироваться и показать, где быстро найти необходимую информацию.

Футер — нижняя часть сайта, ее еще называют подвалом. Здесь вы уже можете разместить все разделы сайта по категориям: информацию о компании, политику конфиденциальности, новости, блог, отзывы, форму подписки на рассылку.

Если пользователь пролистал вниз страницы, вероятно, он заинтересовался компанией, но не смог найти интересующую информацию или хочет узнать о фирме больше — и такую возможность надо предоставить.

Фильтры для товаров

Представьте, что вы выбираете мебель для дома и точно знаете ее габариты и цвет, который подойдет под интерьер. Прокручивать страницу в поиске подходящих дивана и стола можно бесконечно — проще ввести параметры и выбирать уже из релевантной выдачи. Для этого как раз и нужны фильтры — они помогают пользователю быстрее найти желаемое.

Система фильтров на сайте магазина мебели Hoff
Система фильтров на сайте магазина мебели Hoff

Карта сайта

Sitemap — практически путеводитель по сайту, список ссылок на все страницы ресурса с соблюдением иерархии. Он необходим для поисковых роботов, которые сканируют все страницы ресурса — карта показывает, какой контент есть на сайте и где его искать. Без файла Sitemap роботу понадобится немало времени, чтобы обойти весь ресурс, особенно если он содержит десятки и сотни страниц.

Сгенерировать карту можно с помощью специальных ресурсов, например, MySiteMapGenerator. Для этого нужно ввести в строку адрес сайта и нажать кнопку «Перейти к созданию». Генератор работает бесплатно с ресурсами до 500 страниц. На выходе вы получаете xml-файл, который добавляется в корень сайта. Остается только сообщить поисковикам, что вы создали карту, — вставьте ссылку на нее в Яндекс Вебмастере и Google Search Console в специальное поле для sitemap.

Сделайте перелинковку

Перелинковка — это связь одних страниц с другими с помощью ссылок. Перелинковку можно делать между страницами одной или разной иерархии, связать с ее помощью подразделы и статьи с товарами. Но эффективнее будет, если связанные страницы похожи по смыслу.

Кроме того, на более важных страницах нужно регулярно размещать ссылки на новые, недавно опубликованные. А в статьях, если вы ведете блог на сайте, ссылаться в новых материалах на старые.

О том, как правильно реализовать перелинковку, читайте в нашей статье про внутреннюю перелинковку и ссылочный вес (кстати, это тоже пример перелинковки 😉)

Подберите надежный хостинг

Даже продуманная архитектура не поможет органически продвинуть сайт, расположенный на ненадежном сервере — пользователи не вернуться, если страницы долго загружаются, а сам ресурс подвержен сбоям. Кроме того, если сервер часто «падает», не защищен от DDoS-атак, а у сайта отсутствует SSL-сертификат, он никогда не попадет в топ поисковой выдачи и не получит стабильный трафик. Новые страницы не смогут индексироваться, а старые перестанут отображаться в поиске.

В нашей Базе знаний есть материал, который поможет подобрать хостинг для любого проекта.

⌘⌘⌘

Невозможно создать удобный сайт без предварительной подготовки и базового понимания иерархии страниц. Понятная архитектура поможет сделать ресурс удобным для пользователей и поисковых роботов. А выбрать надежный хостинг для сайта можно в Рег.ру.

Заказать надежный хостинг

Оригинал материала и ещё больше полезностей в блоге Рег.ру

Понравился материал? Поделись полезными статьями с друзьями! Впереди ещё больше интересных подборок. 💻