Нина прибежала на край обрыва и остановилась. Оставался всего один шаг, чтобы все её проблемы закончились в один миг. Она уже приготовилась, но так не смогла сойти с места.
Как будто что-то останавливало её от последнего шага. Словно чей-то голос сверху шептал еле слышно:
- Не надо, слышишь, не надо. Ты должна жить! Не смей этого делать!
Но Нина всё-таки сделала ещё полшага вперёд дрожащими от страха ногами, на большее не решилась. И вдруг чьи-то сильные руки подхватили её, а потом раздался крик:
- Сумасшедшая! Ишь что задумала среди бела дня! Хорошо, что успел.
Нина сквозь какую-то пелену видела седовласого мужчину, чем-то напоминающего ей родного отца, которого уже не было на этом свете. И только сейчас она догадалась, что и голос, который она отчётливо слышала, был не чей-то, а её папы, который её очень любил и которого Нина так рано потеряла. Потом всё начало расплываться, и она словно улетела в какую-то даль, растворилась в ней, не понимая, где реальность, а где потусторонний мир. Всё словно смешалось.
Пришла в себя Нина в больнице. Когда открыла глаза и увидела над собой белый потолок и человека в белом халате, спросила, еле-еле шевеля губами:
- Где я? В раю или аду?
- Господи, в больнице ты в самой настоящей, но могла бы оказаться в одном из названных мест, если бы тебя не спас хороший человек.
Нина отвернулась к стене. Не хотелось слушать нравоучения, которые начал говорить незнакомый ей человек в белом. Он понял, что пациентка его игнорирует и подошёл к двери, лишь на ходу произнёс:
- Как знаете, но психиатр к Вам придёт.
- А это ещё зачем?
- Затем, что так положено. Раз у Вас была попытка свести счёты с жизнью, значит, психиатр Вам точно не помешает. Надеюсь, что после общения с ним, Вы больше не предпримете подобных попыток.
Нина заплакала от бессилия и от обиды. Ей и без того было вовсе не сладко, а ещё и психиатра ей вызовут.
Когда человек в белом халате вышел, она присела на кровати и осмотрелась. Напротив увидела женщину лет сорока пяти. Та лежала и смотрела прямо на Нину.
- Здравствуйте! Я Светлана, будем знакомы!
- Очень приятно, Нина!
- Конечно, не моё дело, но не могу не спросить, что произошло. Если ты решила…того…то, наверное, серьёзная причина на то была. Расскажи, легче станет.
Нина посмотрела на Светлану. Та не была похожа на любопытную слушательницу, которая интересуется только ради интереса. Было видно, что женщина прониклась сочувствием и действительно хочет помочь. Самой Нине тоже хотелось облегчить душу, рассказать о том, что произошло, но доверять она никому не могла. А постороннему человеку всегда довериться легче. И она начала свой рассказ:
- Родилась я в деревне. Мой отец лесником был, и мы всей семьёй жили на хуторе, пока нам в посёлке дом не дали. Тогда переехали и тогда у меня младший брат родился. Там я в школу пошла и с Олей подружилась. Это моя подруга, точнее была подругой, самой близкой. Я её своей сестрой считала, - после этих слов Нина сжалась, словно почувствовала физическую боль.
- Может, воды тебе дать? – спросила соседка по палате.
- Нет, спасибо, не надо, - ответила Нина и продолжила: - Когда мне было тринадцать лет, у меня не стало отца. Его деревом в лесу придавило. Мы остались одни. Маме тяжело было одной нас с братом поднимать. Она нам сказала, чтобы мы думали, куда пойдём учиться, потому что нам надо рассчитывать только на самих себя. Я после девятого класса поступила в техникум на бухгалтера. Пошла учиться не одна, а вместе с Олей. Я училась лучше, помогала подруге. Сидела иногда ночами, чтобы выполнить задания и себе, и ей. А она зато умела хорошо готовить. И всегда занималась приготовлением нехитрых блюд на общей кухне в общежитии, где мы жили во время учёбы.
Попали мы работать по распределению в разные места, но общаться не переставали до тех пор, пока я не познакомилась с Мишей. Почему-то он сразу ей не понравился. Так она сама мне сказала, но я её не послушала. Влюбилась в Мишку по уши, - и Нина снова заплакала. Светлана поняла, что девушка и сейчас его любит. Поэтому не может спокойно о нём говорить. Между тем, Нина продолжила рассказ:
- Он показался мне не таким, как наши деревенские парни. Не наглый, умный, видный, в общем, я голову потеряла. Он работал в одной частной фирме, хорошо зарабатывал, меня на пять лет был старше. Я думала, что мы поженимся, представляла, как я буду выходить из машины в белом платье в присутствии гостей. Но Миша звать меня замуж не спешил, говорил, что нам с ним и без росписи хорошо. Правда, жили мы с ним вместе в его квартире, которая ему от бабушки досталась. Он даже с мамой моей познакомился, очень ей понравился. Когда мамочка моя неожиданно умерла, Миша рядом был, не отходил от меня. В общем, считала я его своим мужем, пусть и неофициальным, ведь целых семь лет мы были вместе, - Нина тяжело вздохнула и заплакала, потому что вспомнила о маме.
Здесь вошла пожилая женщина и позвала пациенток на обед. Светлана и Нина вышли из палаты и вместе пошли в столовую. Нина внимательно рассматривала всех пациентов. Она была здесь самой молодой. Обедать не хотелось. Наверное, если бы не Светлана, Нина бы даже и не притронулась к больничной еде, а так пришлось съесть суп. Соседка по палате сказала:
- Горячее поешь, оно силы даст, а они тебе сейчас необходимы.
И Нина послушала Светлану. Чем-то она напоминала ей покойную мать. Такая же спокойная, но в то же время строгая.
Когда вернулись в палату, Нина сама начала рассказывать то, что было дальше:
- Когда я узнала, что беременна, была на седьмом небе от радости. Мне казалось, что и Миша будет рад и обязательно предложение мне сделает, но он не обрадовался, а сказал, что пока появление детей не водит в его планы. Когда же увидел, что я собираюсь оставить ребёнка, и вовсе поставил мне ультиматум: или я остаюсь вместе с ним, но без ребёнка, или он уходит, а я остаюсь одна с ребёнком.
- Гад какой! – не выдержала Света. – Бежать от него надо было.
- Я его любила, рожать одна боялась. Помочь мне было некому. Посоветовалась с Олей, и она поддержала Мишу, хоть всегда отзывалась о нём не очень хорошо. Сказала, что я одна с ребёнком не справлюсь. Да и успею ещё понянчить детей. В общем, струсила я и пошла в больницу. Потом и началась в моей жизни чёрная полоса, наверное. Мне в наказание.
После того, как я вернулась, Миша не отходил от меня, был нежным и заботливым. Говорил, чтобы я не переживала, потому что он рядом со мной, а вместе мы с ним всё преодолеем. Казалось, что всё будет по-прежнему, но нет. У меня начались проблемы со здоровьем. Меня сначала в одну больницу положили, а потом в другую. Навещали меня только Миша и Оля. Брат мой уехал к родственникам на Север, а больше приходить ко мне было некому. Коллектив, где я работала, был женским, но не дружным.
В общем, приходили Миша и Оля в разное время, но несколько раз случалось так, что уходили вместе. Я сама просила Мишу, чтобы он подбросил Олю до общежития, где она жила. Какая же я была наивная! – усмехнулась Нина.
- Всё понятно! Можешь дальше не продолжать, - покачала головой Светлана, которая догадалась, что произошло дальше. Но Нина уже не слышала соседку по палате и рассказывала не столько ей. Сколько сама себе.
- Обо всём мне рассказала Оля, когда однажды пришла ко мне на работу. Подождала, пока я выйду, а потом сообщила новость. Извинялась, говорила, что сама не поняла, как у них с Мишей всё завертелось, просила понять и простить. Я поначалу поверить не могла в то, что всё это правда. Но он подтвердил Олины слова, сказал, что они любят друг друга, и мне надо это принять.
- И пусть катятся на все четыре стороны! Из-за них ты жить не захотела? Поверь, пройдёт время, ты ещё спасибо им скажешь, что освободили место для новых людей в твоей жизни!
- Вы не понимаете, - всхлипнула Нина. – Я всё потеряла, всё. И ребёнка, и любимого человека, и подругу. И родителей у меня нет. Зачем мне жить?
- А ради чего вообще живут? Ты знаешь? Просто так, чтобы жить и радоваться этой жизни. Ты это, девонька, брось. Люди и не через такие испытания проходят, но живут, потому что хотят этого. Это сейчас тебе плохо, почву из-под ног выбили у тебя. Надо, чтобы время прошло.
- Не знаю, - пожала плечами Нина, - поможет ли оно мне.
- Я уверена, что всё у тебя будет хорошо. Ты только верь в это. И тогда по вере твоей тебе воздастся!
Больше к этой теме ни Светлана, ни Нина не возвращались. Женщина постаралась отвлекать свою соседку по палате от грустных мыслей, рассказывала ей разные интересные истории из своей жизни и жизни других людей, а перед самой выпиской, видя, что Нина никак не может отпустить ситуацию, призналась:
- Теперь я тебе расскажу о себе, чтобы ты не думала, что самая несчастная на свете. Жила я и думала, что мне повезло. И муж у меня хороший. С десятого класса мы с ним вместе были. Поженились, когда он из армии вернулся. И сынок у нас родился, Колей назвали, красивый и умный. Никогда хлопот нам не доставлял. Хорошо учился, спортом занимался. В университет поступил на престижный факультет. Мы с мужем нарадоваться не могли.
Тут пришла первая беда. Заболел муж. В один момент плохо ему стало, а потом оказалось, что делать уже ничего нельзя. Ушёл он тихо, за три месяца. Остались мы с сыном одни. После учёбы сына в армию забрали. Тогда он и почувствовал себя плохо. Желудок у него сильно болел. Когда пришёл в отпуск на десять дней, сходил к доктору, а тот дал направление на обследование. Тогда и выяснилось, что у сына серьёзная болезнь. Такая же, что у мужа была, но только на ранней стадии. Начали мы с ним обращаться и к врачам, и к знахарям. Вроде ему лучше стало, но ненадолго. И вот уже два года, как нет у меня Коленьки моего, - Светлана еле выдавила из себя последние слова. – Но я живу, потому что верю, что встречусь ними когда-нибудь, ведь любовь не умирает. Так что ты, Нина, когда будешь считать себя самой несчастной, вспоминай обо мне и думай, что у тебя всё не так уже и плохо. От ребёнка ты, конечно, зря избавилась, но не мне тебя судить. А в остальном у тебя не так всё и плохо. И работа есть, и сама ты здорова. Так что всё ещё будет. Я тебе адрес оставлю, чтобы не потеряться. И номер телефона. Переживаю я за тебя, буду рада продолжить общение.
Когда Светлану выписали, Нина долго думала о судьбе этой доброй женщины. Своё горе не казалось ей уже таким и большим. И Нина решила, что как только её выпишут, она сразу сходит к Светлане.
Помог Нине и психиатр. Он оказался не таким уж и страшным, как девушка себе представляла. Пожилой и очень спокойный, он вселил в Нину уверенность, что в её жизни всё наладится.
Был ещё один человек, который навещал её пару раз в больнице и которому она была очень благодарна – это её спаситель. Его звали Виктором Сергеевичем, ему было где-то за пятьдесят, и он повторял то же самое, что и Светлана вместе с психиатром:
- Нет неразрешимых проблем. Всё будет хорошо, если, конечно, в это свято верить. Вот увидишь, что ещё замуж тебя выдадим. Ты только меня не забудь на свою свадьбу пригласить. Обещаешь?
Нина улыбнулась, но ничего не ответила. Она не представляла себе в тот момент, что у неё ещё всё будет. Наоборот, казалось, что всё кончено и хорошего ждать не стоит.
***
Прошёл год. Между Ниной и Светланой завязалась самая настоящая дружба, хотя разница в возрасте у них была большая. Нине не хватало материнского тепла и заботы. Всё это она нашла в Свете. Женщина же, потерявшая и мужа, и сына, обрела дочь, пусть и названную.
За этот год в жизни Нины многое изменилось. Она перешла на новую работу, потому что в женском коллективе быстро узнали, почему Нина попала в больницу, и подтрунивали над девушкой, за спиной говорили не самые приятные вещи, слушать которые Нине было невыносимо.
Боль постепенно начала проходить. Правда, когда Нина сталкивалась в городе с Олей или Мишей, а иногда с ними обоими, у неё щемило в груди, но она не показывала вида. Свою личную жизнь устраивать не спешила, думала, что больше не сможет никому поверить.
Всё произошло само собой, когда однажды Нина и Светлана вместе пришли на кладбище.
- Вот здесь и лежат мои любимые мужчины, - тихо произнесла Света. Нина молчала, только смотрела то на один портрет, но на другой. Покойные отец и сын были очень похожи.
- Давайте, я помогу Вам, - спохватилась Нина, когда увидела, как Света начала протирать памятники сухой тряпкой. И они начали работать вместе. Потом Нина понесла высыпать мусор и столкнулась с молодым мужчиной лет тридцати. Рядом с ним бегал маленький мальчик и говорил:
- Пап-ка, па-па!
Нина посмотрела на малыша и подумала, что и её ребёнку сейчас могло бы быть примерно только же лет. И он бы бегал и забавно повторял слово «ма-ма». Тут Нина вспомнила, что у неё в кармане лежала конфетка. Засунула руку в карман – да, ещё лежит. Девушка быстро вынула конфету и угостила мальчишку. Тот недоверчиво посмотрел на Нину. Она улыбнулась, и он улыбнулся ей в ответ, а конфетку взял, не забыв поблагодарить с серьёзным видом:
- Па-си-бо!
- На здоровье! – ответила она.
Папа ребёнка тоже сказал слова благодарности Нине, а потом взял сына за руку, и они вместе пошли к крайней ограде. Нина же вернулась к Светлане, но не упускала из вида мальчика, то и дело поглядывала в ту сторону, где они были.
Когда они со Светланой уже уходили с кладбища, Нина не выдержала и подошла к тому месту. Где были до этого мужчина и его сынишка. Увидев на памятнике портрет молодой женщины, Нина догадалась, что, скорее всего, это жена того мужчины и мать его сына.
Прошло несколько месяцев, а Нина всё никак не могла забыть ту встречу с мальчиком и его отцом. У девушки сжималось сердце, когда она вспоминала этого маленького человека, благодарившего её таким серьёзным тоном. Нина почему-то была уверена, что они встретятся снова. И это произошло летом, когда они со Светланой снова пришли на кладбище, чтобы навести порядок. В этот раз Нина сама осмелилась завести разговор с незнакомым ей мужчиной.
- Какой у Вас сынишка шустрый!
- Да уж! Чересчур! – улыбнулся мужчина, а мальчик уставился на Нину своими голубыми глазами.
- Будем знакомы!- приветливо сказала она. – Я Нина!
- А я Шаша!
- Кто?
- Шаша, - повторил мальчик.
- Саша, - уточнил его отец. Да, забыл представиться, меня Артёмом зовут.
- Я Нина! – ответила она. В этот момент к ним подошла Светлана, которая увидела, что Нина разговаривает с мужчиной и его сынишкой.
Так началось общение Артёма и Нины. Поначалу они просто перезванивались, но дальше дело не заходило. Как и Нина, Артём боялся отношений. Позже он рассказывал Нине, что очень боялся повторения истории. Его первая жена была здоровой женщиной, а после рождения ребёнка стала угасать на глазах. Уже потом врачи сказали, что, по вей вероятности, болезнь уже развивалась, но происходило это медленно. Когда же она забеременела, всё начало происходить стремительно.
- Саше всего год был, когда её не стало. С тех пор мы одни, уже три года.
- И кто Вам помогает?
-Моя мама. Она с нами живёт. А Вы почему одна?
-Это невесёлая история, - ответила Нина. Подробности рассказывать ей не хотелось, да и Артём ни о чём не расспрашивал. Они просто были друзьями, ни о чём большем не говорили. Неизвестно, как долго бы они просто общались, если бы маленький Сашенька не заболел и не попал в больницу. Нина приходила к нему каждый день. Она и сама не знала, кто ей понравился больше, отец мальчика или он сам. Приходила к ребёнку и Светлана. Артём не знал, как благодарить этих двух женщин, которые волновались за ребёнка, приносили угощения.
- Спасибо большое вам! Не знаю, как вас и благодарить, - сказал он Нине перед выпиской сына из больницы.
- Это вам спасибо! – ответила Нина. Она не знала, как сказать, что в её жизни наконец-то появился смысл. Теперь она точно знала, ради кого ей стоит жизнь. И Саша только укрепил эти мысли. Когда спросил:
- А ты не уйдёшь, Нина?
Она посмотрела на Артёма, а он – на неё. Они оба поняли, что им от друга никуда не деться. Саша связал их вместе и не собирался отпускать.
Расписаться Нина и Артём решили тихо, в семейном кругу. Была только его мама, Светлана, да ещё и Виктор Сергеевич пришёл. Нина держала своё обещание и пригласила своего спасителя на церемонию бракосочетания.
- Вы оказались правы, - произнесла Нина, когда все они собрались за столом. – Я счастлива! И даже рада, что в моей жизни всё сложилось именно так.
Правда, она немного слукавила. Она была действительно рада всему, кроме одного, того, что тогда не сохранила ребёнка. Но об этом говорить не хотела. Улыбалась и радовалась, потому что была счастлива. Она уже давно решила, что подарит всю свою любовь и ласку Сашеньке, которого уже считала своим.
Виктор Сергеевич поднял бокал и произнёс тост и пожелал молодым долгих и счастливых лет, а потом посмотрел на Светлану и загадочно улыбнулся, произнеся:
- И за приятное знакомство тоже не грех поднять бокалы!
Нина посмотрела на него, а потом перевела взгляд на Светлану и только сейчас заметила, как та преобразилась, помолодела на глазах. Было видно, что ей понравился Виктор Сергеевич, а она понравилась ему. Нина про себя загадала желание и попросила, чтобы эти два одиноких человека были вместе.
***
И это случилось. Прошёл год – и уже виновниками торжества были Светлана и Виктор, которые объявили Артёму и Нине, что собираются жить вместе.
- Решили мы, что двум одиночествам будет лучше вместе, чем поодиночке, - шутя, заметил Виктор Сергеевич. Он трепетно держал за руку Светлану, которая то краснела, то бледнела, как будто боялась быть счастливой.
После того, как Нина и Артём вернулись домой, Сашенька спросил:
- Мама, а баба Света замуж вышла?
- Да, - ответила она и обняла мальчика. Она была очень к нему привязана, он это чувствовал и называл её мамой.
- А разве бабушки выходят замуж?
- Конечно. И дедушки тоже.
- И у них родятся дети?
- Нет, дети в таком возрасте уже не рождаются.
- А в каком рождаются? – не унимался Саша.
- В таком, как у нас с твоим папой.
- Значит, у меня будет братик или сестричка?- спросил Саша.
- Конечно, когда-нибудь будут, - уверенно ответила Нина. Она теперь твёрдо знала, что главное верить во всё хорошее. И тогда оно обязательно случится.
***
У Нины и Артёма родился ещё один мальчик через два года, а затем появилась на свет прекрасная девочка. Нина получила второе образование и стала психологом, чтобы помогать таким вот девчонкам, какой когда-то была она, когда едва по доброй воле не отправилась в иной.
Всем своим клиенткам Нина говорит слова поддержки и заканчивает приём тем, что просит их верить во всё хорошее:
- Всё будет хорошо! Ты только в это верь!
Автор: Маруся
Другие рассказы этого автора читайте на канале "Маруся из белорусской глубинки"