Этот пост должен был быть только о музыке.
Но вчерашний вечер показал мне, что ощущение бегущих по телу мурашек, кома в горле и слез от Искусства с большой буквы – это обо всем: музыка, живопись, архитектура, танец, театр, литература, кино…
Вы когда-нибудь видели «Последний день Помпеи» вживую? А «Девятый вал»? А вам доводилось, гуляя по питерским улицам, еще плохо зная город, внезапно «столкнуться» с Казанским собором? Будучи подростком, я долгое время боялась приближаться к нему. Он казался таким величественным, огромным, страшным. Я испытывала трепещущее благоговение вперемешку с непередаваемым ужасом.
Со временем кое-что изменилось: я выросла. Я до сих пор считаю его шедевром русского классицизма, от которого захватывает дух. Но теперь я не чувствую себя такой крошечной рядом с ним. Теперь я – полноценный участник «диалога».
Искусство взращивает эмоциями, которые вызывает.
Вчера я размышляла о таком понятии, как катарсис. Это такое состояние высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения или сопереживания при восприятии произведений искусства. За этот год я пережила это состояние уже дважды. И это потрясающее чувство. Чувство свободы искреннего выражения своих глубоких эмоций, через которое приходит понимание чего-то значимого.
Если вы никогда не слышали оперу под звуки церковного органа и струнных, поздним вечером, в лютеранском соборе 18 века – при возможности, сходите. Для опыта.
Недавно я поняла, что влюблена в джаз. Это не музыка, это целое явление. Вы знаете, что «джаз» в переводе означает «суета»?) Необычно любить суету для человека с повышенной тревожностью))) Но для меня это такая гармония. Ритм сердца. А самое важное в джазе – это импровизация, и высшая ее форма – взаимодействие. Диалог. Это один вайб на всех, в котором происходит разговор самой музыкой. Поэтично, не правда ли?) А какой при этом танец)
Я в полном восторге от Айвазовского. Особенно от его морских пейзажей. Ну, здесь логично: вода – мой ресурс. Но вы только посмотрите на штили и на бури. На лучи солнца, пронизывающие волны. Айвазовский изобретал. Каждый раз по памяти он творил что-то новое, непохожее. И это всегда история, наполняющая зрителя. Какие объемы, какая детальность. Говорят, он начинал писать утром, а заканчивал в полдень. Вы видели размеры картин? Очень рекомендую поинтересоваться. «Среди волн» – самая большая картина Айвазовского. 3 на 4,5 метра. Как вы думаете, сколько писал ее художник? 10 дней! И в каждой картине есть огромная эмоциональная отдача. (А еще обратите внимание на мохнатые попки медвежат на картине «Утро в сосновом бору» Ивана Шишкина) Приглядитесь поближе) А ведь эти умилительные создания были написаны уже Савицким, потому что Иван Иванович не был мастером-анималистом, лес у него получался куда лучше).
Тоже и с кино. Для меня искусство в кино – это про эстетику, глубину, мораль, внутренний конфликт, про некую жизненную ценность. Искусство, как мне кажется, должно нести смысл. В одном интервью актриса Полина Максимова сказала: «… ты этим фильмом что-то меняешь в людях, заставляешь задумать о чем-то, рождаешь какие-то эмоции и в этом есть искусство, ты творишь искусство. Это же круто, понимать что ты меняешь этот мир….. Я хочу играть такие роли…после просмотра которых человек выйдет немножко с другим клеточным составом, что в нем что-то поменяется, он о чем-то задумается, позвонит родителям... или позвонит и скажет «прости»…или посмеется, и у человека будет хорошее настроение..»
Фильмы Вуди Аллена, Кристофера Нолана, отдельные работы Земекиса («Форест Гамп»), Спилберга («Список Шиндлера»), Коламбуса («Двухсотлетний человек»), Ховарда («Игры разума») – это про объем, мастерство, качество мысли и саму жизнь. Потрясающее кино в ретро стиле: «Великий Гэтсби», «Прислуга», «Завтрак у Тиффани» (здесь лучше прочитать верный конец книги) и др., пронизанные духом истории.
В русском кино тоже достаточно глубоких историй: «Левиафан», «Временные трудности», «Каждый 88», «Без меня», «Остров», «Аритмия»... Советское кино вообще трудно переоценить: «Ворошиловский стрелок», «В бой идут одни старики», «Чучело», «Все будет хорошо!»....
Все они ведут искусный диалог со зрителем, проникая в глубины сознания и меняя его изнутри.
Искусство заставляет погрузиться в другой мир и изучить его.
Расширить свое сознание и мироощущение. Мыслить масштабней. Попытаться понять замысел автора. Чем сложнее искусство, тем оно кажется привлекательней и недостижимей. Оскар Уайльд сказал: «Объектом Искусства должна быть не простая действительность, а сложная красота». Но действительность во всей своей неопределенности, хаотичности, детальности и фактурности – невероятно сложна и в тоже время красива. Это вечный поиск ответов, это путь мыслей и чувств. Путешествие к чему-то бОльшему.
Поэтому я определенно хочу искать и находить такое Искусство, которое будет вызывать состояние катарсиса, проникать насквозь, при котором будет сложно сдерживать эмоции.
Настоящее Искусство – великий инструмент, который в силах тянуть общество вверх и быть волшебным, целебным эликсиром жизни. Но искусство творят всего лишь люди)