Тонкий знаток русской жизни Антон Павлович Чехов в своей бессмертной пьесе "Вишневый сад" рассказал о наступление нового времени, сломе эпохи. Бесполезные, растерянные помещики, не умеющие вести хозяйство и распоряжаться финансами, разоряются и продают свою усадьбу... потомку одного из своих крепостных, разбогатевшему крестьянину Лопахину. И продав усадьбу солнечным октябрьским днем они покидают усадьбу, под стук топоров вырубающих вишневый сад.
Таким же солнечным октябрьским днем, в одной из наших поездок по дальним уголкам Тверской области мы случайно обнаружили усадьбу Млевечи, место где события вишневого сада произошли в реальной жизни, только там, где Чехов опустил занес, реальная история продолжилась и конец у нее не самый счастливый.
Усадьба в селе Млевичи в свое время принадлежала роду помещиков Шишковых. В начале XVIII века помещик Антип Шишков завещал имение сразу двум своим сыновьям: Антону и Ивану. Они решили возвести на территории каменный двухэтажный Знаменский храм с отдельной колокольней - надо заметить, это свидетельствует о состоятельности братьев. Храм строят достаточно быстро (опять же свидетельство состоятельности братьев Шишковых, хотя они и не были особо известны в Российской империи) - источники указывают, что строительство началось в 1764-м и в 1771-м году завершилось. Архитектурный стиль - елизаветинское барокко. То, что церковь возвели в два этажа, как раз характерная черта указанного стиля. Надо заметить, что двухэтажную церковь вообще не часто можно увидеть - а тут, где-то среди деревень Тверской губернии два брата-помещика потратились на такие изыски. Да еще и колокольня, строительство которой закончилось в 1777-м году, стоит отдельно.
С середины по конец XIX века в усадьбе велось активное строительство каменных зданий. На тот момент владельцем усадьбы стал надворный советник Иван Антипович Шишков. В 1840-м году на взгорке возвели двухэтажный каменный особняк, флигель с мезонином, разбили пейзажный парк с искусственными прудами.
В усадьбу можно было въехать по пяти путям. На каждом из въездов были возведены каменные арочные ворота. При этом сама Знаменская церковь находилась за пределами ограды усадьбы - можно предположить, чтобы туда свободно попадали крестьяне окрестных деревень или просто проезжие-прохожие путники.
Как и в пьесе Чехова помещики больше не смогли содержать такую огромную усадьбу и в конце XIX века имение было выставлено на торги. Из-за высокой цены усадьба была распродана по частям. Часть досталась помещикам Церетели, другая часть - помещичьему семейству Цвылёвех и третью часть выкупил разбогатевший крестьянин Матвей Терентьев. Но счастливому крестьянину и его потомкам не суждено было долго радоваться жизни в бывшей барской усадьбе. Жизнь, в отличие от Чехова не спешила ставить точку в этой пьесе. Революция 1917 года внесла свои коррективы в сюжет. В 1925 году усадьбу национализируют и отнимают у бывших владельцев. Удивительно, что еще семь лет после 17 года она была в собственности у Матвея Терентьева. Возможно, это произошло в следствие того, что Матвей Терентьев был крестьянином, местным, т.е. своим и его дом избежал погрома и не был сожжен, как многие барские усадьбы после революции. Что с ним случилось после нет никаких сведений, но вряд ли его участь была счастливой. В 1929 году началась принудительная коллективизация в деревне. Богатые крестьяне были объявлены кулаками, и в лучшем случае эти семьи подлежали высылке.
Но история усадьбы продолжалась. Постройками стал управлять местный колхоз, а когда, в 1941 году линия фронта проходила всего в 4 км от усадьбы, там разместили военный госпиталь. Умерших от ран бойцов хоронили прямо в парке.
В послевоенное время в каменных постройках усадьбы разместили Детский дом № 1. Планировка была порядком изменена для нужд детей. В постсоветское время, при наступившем диком капиталистическом ельцинизме Детский дом ликвидировали - как и многие другие социальные учреждения на территории России.
Сейчас усадьба находится в заброшенном состояние. Сад зарос и заросли кустарников, деревьев и высокой, по пояс травы, скрывают ее от посторонних глаз. Одна из дверей в усадьбу открыта и нам удалось войти в внутрь. Хлипкая от времени деревянная лестница, сразу от входа ведет на второй этаж.
Перестроенный под нужды детского дома усадьба внутри выглядит очень мрачно.
А вот в таких комнатах, возможно жили дети.
Как видите внутри ничего более не напоминает о том, что это когда-то был богатый барский дом.
Убранство Знаменского храма, который во время советской власти использовался для хозяйственных нужд, сохранилось намного лучше. Здесь еще можно увидеть оригинальные элементы декора. А под самым куполом сохранились несколько фресок!
Рядом со Знаменским храмом находился древний погост, где испокон веков местные жители и крестьяне и помещики хоронили своих близких. Как и многие старинные кладбища погост был уничтожен в советское время. Сейчас это место заросло травой и деревьями, и в этих зарослях валяются старинные надгробия. Возможно, среди них можно обнаружить могильные камни бывших помещиков Шишковых или богатого крестьянина Терентьева.
Видя эти надгробия невольно вспоминаешь слова забытого в усадьбе чеховского старого Фирса: "Жизнь-то прошла, словно и не жил… (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего…"
PS: несмотря на плачевное состояние усадьбы, Млевичи одна из лучших по состоянию усадьба, которую мы встречали в наших многочисленных путешествиях по Тверской области. Целое здание поместья, хоз постройки, храм с новой крышей, заросший, но сохранившийся парк. Рядом жилые деревни и засеянные поля. Хочется надеяться, что когда нибудь местный разбогатевший фермер выкупит вновь эту усадьбу, приведет ее в порядок и "вишневый сад" зацветет вновь!
Если вам понравилась статья - поставьте лайк и подпишитесь на канал. Для нас это очень важно! Спасибо!
Вам так же может понравится:
Как барин либерал крестьян освободил, и что из этого вышло.
Что скрывал Андрей Туполев всю жизнь. Тайна семейного захоронения великого авиаконструктора.