Найти в Дзене
Красная империя

Заповедные деревни Кенозёрья: часовни в святых рощах, кладбища на островах и былины Вольного Новгорода

Кенозёрье – самобытный сельский регион Русского Севера. Вокруг Кенозера и соединенного с ним протоками нескольких озер находятся деревни, где сохраняется со времен Вольного Новгорода традиционный уклад северной русской жизни. «Столица» региона – деревня Вершинино. Там на самом высоком взгорке стоит с XVIII века деревянная Никольская часовня. Из любого конца Кенозера видно эту часовню. Внутри часовни расписанные яркими красками на библейские мотивы потолки - по-местному, они называются "небеса". Строительство деревянных часовен с расписными "небесами" - многовековая традиция Кенозёрья. Берега Кенозера обживались с IV тысячелетия до нашей эры народом Волго-Окского междуречья. Порядка двадцати поселений эпохи неолита, относящихся к так называемой Каргопольской культуре, были обнаружены на этих берегах археологами. Заселявшие эти земли в начале I тысячелетия нашей эры протосаамы к VI веку были вытеснены племенами легендарной заволоцкой чуди. В регионе сохраняются их финно-угорские назван
Оглавление
Деревня Ведягино
Деревня Ведягино

Кенозёрье – самобытный сельский регион Русского Севера. Вокруг Кенозера и соединенного с ним протоками нескольких озер находятся деревни, где сохраняется со времен Вольного Новгорода традиционный уклад северной русской жизни.

Карта местности. Кенозерье отмечено красным кружком.
Карта местности. Кенозерье отмечено красным кружком.

«Столица» региона – деревня Вершинино. Там на самом высоком взгорке стоит с XVIII века деревянная Никольская часовня. Из любого конца Кенозера видно эту часовню. Внутри часовни расписанные яркими красками на библейские мотивы потолки - по-местному, они называются "небеса". Строительство деревянных часовен с расписными "небесами" - многовековая традиция Кенозёрья.

"Небеса" в одной из часовен Кенозёрья.
"Небеса" в одной из часовен Кенозёрья.

Берега Кенозера обживались с IV тысячелетия до нашей эры народом Волго-Окского междуречья. Порядка двадцати поселений эпохи неолита, относящихся к так называемой Каргопольской культуре, были обнаружены на этих берегах археологами. Заселявшие эти земли в начале I тысячелетия нашей эры протосаамы к VI веку были вытеснены племенами легендарной заволоцкой чуди. В регионе сохраняются их финно-угорские названия — Чаженьга, Майлахта, Тамбичлахта, Чолма. До сих пор на берегах Кенозера поминают «чудские ямы» и «чудские могильники».

Русские селились на этих землях в два этапа, с X века — выходцы из Вольного Новгорода, а после включения новгородских земель в состав Московского государства (1478 год) — с XV по XVII век уже все остальные.

Историки утверждают, что культура «леса», характерная для финно-угров, и культура «поля», свойственная русским, вполне мирно уживались между собой и взаимодействовали, формируя особую культуру Русского Севера.

Сегодня Кенозёрье - уникальный заповедник традиционной культуры Русского Севера. Здесь в деревнях на берегах озера можно увидеть традиции, которые дошли до нас со времен Вольного Новгорода.

Пейзажи Кенозёрья
Пейзажи Кенозёрья

В кенозерских деревнях смешались новгородское язычество и поморское православие. Деревянные часовни строились в священных рощах. Архитектура часовен традиционна для раннего православия России. А священные рощи - наследие языческих верований наших предков.

Никольская часовня в Вершинино
Никольская часовня в Вершинино

Потолки часовен украшены "небесами". "Небеса" появились на Русском Севере в XVII веке. Это - деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас "неба". Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. Вот такая своеобразная и самобытная конструкция.

У местных сельских жителей ярко выраженный северный говор: растягивают «о», особо выделяют шипящие звуки, плавно меняют интонацию, пока произносят фразу, словно волна пробегает по водной глади.

Особенностью Кенозера является то, что хоронят усопших на островах, вокруг часовен в деревнях нет кладбищ. Таким образом местными жителями отделяется мир живых в деревнях от мира мертвых.

Со второй половины XIX века в деревнях Кенозёрья собиратели русского фольклора записывали былины и сказания. Первопроходцем стал Павел Рыбников. Весной 1860 года 28-летний Рыбников, незадолго до этого сосланный в Олонецкую губернию за свой интерес к старообрядческой культуре, по поручению местного начальства был направлен из Петрозаводска в сельскую местность на востоке региона, куда входили и деревни Кенозера — собирать статистические данные. Там он открыл для себя и для российской культуры былины, которые, видимо, являются наследием устного творчества еще времен Вольного Новгорода.

Павел Рыбников
Павел Рыбников

К середине XIX века фольклористы считали, что былины - утраченный жанр. В центральной России их давно не исполняли, записей было совсем немного. После своих поездок Рыбников опубликовал в периодической печати тексты былин, найденных в Олонецкой губернии. Четырехтомник «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» был издан в 1861-1867 годах. Для общественности того времени это стало сенсацией: выясняется, что считавшиеся утраченными как жанр древние эпические песни до сих пор исполняются, причем совсем недалеко от столичного Петербурга. Открытие Рыбникова получилось настолько неожиданным, что ведущие ученые-фольклористы отказывались в него верить и даже ставили под сомнение достоверность собранных им материалов.

Позже в деревни для собирания былин отправились и другие исследователи. Они не только подтвердили данные Рыбникова, но и собрали другие былины и сказания.

Если вы захотите услышать их, то заходите обязательно в музей "В начале было слово" в деревне Вершинино. Там можно послушать записи сказителей, которые были сделаны собирателями фольклора Русского Севера на фонограф.

Музей "В начале было слово" расположен в реконструированном крестьянском доме семьи Шишкиных 1861 года
Музей "В начале было слово" расположен в реконструированном крестьянском доме семьи Шишкиных 1861 года

Приехать в Кенозерье лучше всего летом или зимой - из-за специфики расположения деревень, до многих можно добраться только по воде летом или по льду зимой. В межсезонье, когда начинается ледостав или ледоход, сообщения со многими деревнями нет. Вы увидите великолепную природу Русского Севера, традиционную сельскую архитектуру и услышите голоса сказителей прошлого, которые своими напевными голосами рассказывают былины Вольного Новгорода.

Деревня Вершинино
Деревня Вершинино

Спасибо, что прочитали до конца эту статью!

Подпишитесь на наш канал и поставьте лайк, для нас это очень важно!

Больше фотографий и видео Кенозерья вы можете найти в нашем Телеграм-канале.