Кенозёрье – самобытный сельский регион Русского Севера. Вокруг Кенозера и соединенного с ним протоками нескольких озер находятся деревни, где сохраняется со времен Вольного Новгорода традиционный уклад северной русской жизни.
«Столица» региона – деревня Вершинино. Там на самом высоком взгорке стоит с XVIII века деревянная Никольская часовня. Из любого конца Кенозера видно эту часовню. Внутри часовни расписанные яркими красками на библейские мотивы потолки - по-местному, они называются "небеса". Строительство деревянных часовен с расписными "небесами" - многовековая традиция Кенозёрья.
Берега Кенозера обживались с IV тысячелетия до нашей эры народом Волго-Окского междуречья. Порядка двадцати поселений эпохи неолита, относящихся к так называемой Каргопольской культуре, были обнаружены на этих берегах археологами. Заселявшие эти земли в начале I тысячелетия нашей эры протосаамы к VI веку были вытеснены племенами легендарной заволоцкой чуди. В регионе сохраняются их финно-угорские названия — Чаженьга, Майлахта, Тамбичлахта, Чолма. До сих пор на берегах Кенозера поминают «чудские ямы» и «чудские могильники».
Русские селились на этих землях в два этапа, с X века — выходцы из Вольного Новгорода, а после включения новгородских земель в состав Московского государства (1478 год) — с XV по XVII век уже все остальные.
Историки утверждают, что культура «леса», характерная для финно-угров, и культура «поля», свойственная русским, вполне мирно уживались между собой и взаимодействовали, формируя особую культуру Русского Севера.
Сегодня Кенозёрье - уникальный заповедник традиционной культуры Русского Севера. Здесь в деревнях на берегах озера можно увидеть традиции, которые дошли до нас со времен Вольного Новгорода.
В кенозерских деревнях смешались новгородское язычество и поморское православие. Деревянные часовни строились в священных рощах. Архитектура часовен традиционна для раннего православия России. А священные рощи - наследие языческих верований наших предков.
Потолки часовен украшены "небесами". "Небеса" появились на Русском Севере в XVII веке. Это - деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас "неба". Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. Вот такая своеобразная и самобытная конструкция.
У местных сельских жителей ярко выраженный северный говор: растягивают «о», особо выделяют шипящие звуки, плавно меняют интонацию, пока произносят фразу, словно волна пробегает по водной глади.
Особенностью Кенозера является то, что хоронят усопших на островах, вокруг часовен в деревнях нет кладбищ. Таким образом местными жителями отделяется мир живых в деревнях от мира мертвых.
Со второй половины XIX века в деревнях Кенозёрья собиратели русского фольклора записывали былины и сказания. Первопроходцем стал Павел Рыбников. Весной 1860 года 28-летний Рыбников, незадолго до этого сосланный в Олонецкую губернию за свой интерес к старообрядческой культуре, по поручению местного начальства был направлен из Петрозаводска в сельскую местность на востоке региона, куда входили и деревни Кенозера — собирать статистические данные. Там он открыл для себя и для российской культуры былины, которые, видимо, являются наследием устного творчества еще времен Вольного Новгорода.
К середине XIX века фольклористы считали, что былины - утраченный жанр. В центральной России их давно не исполняли, записей было совсем немного. После своих поездок Рыбников опубликовал в периодической печати тексты былин, найденных в Олонецкой губернии. Четырехтомник «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» был издан в 1861-1867 годах. Для общественности того времени это стало сенсацией: выясняется, что считавшиеся утраченными как жанр древние эпические песни до сих пор исполняются, причем совсем недалеко от столичного Петербурга. Открытие Рыбникова получилось настолько неожиданным, что ведущие ученые-фольклористы отказывались в него верить и даже ставили под сомнение достоверность собранных им материалов.
Позже в деревни для собирания былин отправились и другие исследователи. Они не только подтвердили данные Рыбникова, но и собрали другие былины и сказания.
Если вы захотите услышать их, то заходите обязательно в музей "В начале было слово" в деревне Вершинино. Там можно послушать записи сказителей, которые были сделаны собирателями фольклора Русского Севера на фонограф.
Приехать в Кенозерье лучше всего летом или зимой - из-за специфики расположения деревень, до многих можно добраться только по воде летом или по льду зимой. В межсезонье, когда начинается ледостав или ледоход, сообщения со многими деревнями нет. Вы увидите великолепную природу Русского Севера, традиционную сельскую архитектуру и услышите голоса сказителей прошлого, которые своими напевными голосами рассказывают былины Вольного Новгорода.