Объединенная двигателестроительная корпорация, рождённая почти 15 лет назад, сегодня является ведущим в стране производителем авиационных и наземных газотурбинных двигателей.
Крупнейшие индустриальные площадки корпорации расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Рыбинске, Самаре и Уфе. Каждое из этих производств сегодня загружено заказами на годы вперёд, имеет амбициозные планы по наращиванию объёмов производства и проводит программу обновления станочного парка и оборудования.
Показателен пример санкт-петербургского предприятия ОДК-Климов. Во втором квартале 2022 года перед предприятием была поставлена задача увеличения выпуска авиационных двигателей на 43 %. Чтобы выполнить это задание, требовалось в кратчайшие сроки привлечь новые кадры. В результате численность сотрудников компании была увеличена на 500 человек, и большинство из принятых на работу имели рабочие специальности: слесари механосборочных работ, слесари-сборщики, испытатели-механики. Это не последнее увеличение количества сотрудников. Так как перед ОДК-Климов стоит задача за три года удвоить объем производства, то и в нынешнем, и в будущем годах набор персонала продолжится. И снова в числе наиболее востребованных позиций будут основные производственные рабочие. Точно такая же ситуация на всех предприятиях ОДК.
Является ли эта тенденция долгосрочной? Судите сами. В июне 2022 года Правительством Российской Федерации была утверждена комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года.
Этот документ определил потребность отечественных авиакомпаний в воздушных судах до конца нынешнего десятилетия, а эта потребность согласована с производственными возможностями авиапромышленности.
Документ даёт ясные ориентиры по количеству авиационных двигателей, которые предстоит выпустить предприятиям Объединенной двигателестроительной корпорации: всего более трёх тысяч моторов для самолётов и вертолётов гражданского назначения.
Естественно, и после 2030 года потребность в авиационных и наземных газотурбинных двигателях сохранится на высоком уровне. Кроме того, появится задача освоения в производстве двигателей большой тяги для широкофюзеляжных самолётов, а это означает дальнейшее развитие производственных мощностей и новые потребности в рабочих руках.
Эффективность авиационных двигателей, их экономические и экологические характеристики за несколько десятилетий улучшились кратно. Этого удалось достичь за счёт большого количества новаций: внедрены новые расчётные методы, применяются новые материалы.
Немалый вклад в изменение характеристик в лучшую сторону внесли и новые производственные технологии. Переход на передовые технологические решения обеспечил и существенное сокращение цикла производства деталей, снижение уровня брака.
Ранее заготовка, прежде чем превратиться в деталь, проходила через несколько станков, на которых её точили, сверлили, фрезеровали, шлифовали, самостоятельно переставляли со станка на станок. Управление основными параметрами работы оборудования также происходило вручную.
Теперь широко используются многофункциональные обрабатывающие центры и поточные линии. Количество вспомогательных операций «принеси-закрепи-сними» уменьшилось. Да и сам процесс изменился: ранее рабочий-станочник руками задавал перемещение резца, сверла или фрезы, теперь он запускает управляющую программу и следит за её корректным исполнением.
Требования к рабочим также поменялись: сегодня недостаточно знания одного станка, нужно владеть разными специальностями. Для успешной работы теперь не так уж важны физическая сила, острое зрение и твёрдая рука: автоматика справляется с большинством задач лучше человека.
Безусловно, преобразились условия труда на производстве. Такие факторы как шум, вибрация, запылённость помещений уходят в прошлое, профессиональные заболевания, ухудшавших качество жизни нескольких поколений рабочих, сегодня показывают минимальную статистику. Даже визуально преобразились цеха: вместо чёрных и синих халатов, забрызганных маслом, белые халаты и чистые воротники рубах.
Раньше в продолжение фразы "Я б в рабочие пошёл" говорили "Пусть меня научат". Но советская система образования, которая опиралась на сеть профтехучилищ и техникумов, сегодня утрачена. В то же время и сегодня обеспечение промышленных предприятий кадрами соответствующей квалификации по-прежнему остаётся ключевой задачей.
С 2019 года в ОДК был запущен пилотный проект "Создание производственно-учебного центра авиационного кластера Госкорпорации Ростех” на базе предприятия ОДК-УМПО в Уфе. Его цель - кардинально решить проблему дефицита рабочих кадров и повысить уровень компетенции производственных рабочих. Объём инвестиций на старте проекта оценивался более чем в 2,4 млрд рублей.
При создании пилотного проекта базовой установкой было то, что устранять дефицит квалифицированного производственного персонала следует с опорой на собственные силы.
Анализ ситуации выявил на предприятиях машиностроительной отрасли ряд существенных факторов. В частности, в большинстве случаев рабочие имели только одну профессию и у них не было квалификации по техобслуживанию и малому ремонту. В итоге нормативная численность и основного, и вспомогательного персонала была завышена, а так как подобрать нужное количество работников удавалось не всегда, возникала нехватка рук. Кадровому голоду еще способствовали низкая мотивация и высокая текучесть молодых кадров.
ПУЦ существенно отличается от традиционных учебных заведений и по уровню оснащения, и по организации учебного процесса. В центре созданы условия для совершенствования практического обучения: построен современный, отлично оснащённый комплекс, закуплено передовое оборудование и станки - всего 220 единиц, включая 150 крупногабаритных станков, из которых 45 - с числовым программным управлением.
Образовательные программы предусматривают дуальную технологию, когда учащиеся параллельно осваивают теоретические основы, и вскоре закрепляют их на практике, выполняя конкретные задания. Распределение времени - 30% на теорию, 70% - на практику.
Современному производству нужны рабочие кадры "новой формации", имеющие актуальные умения и навыки, освоившие современную технику и технологии и способные работать по 5-6 специальностям. При этом время адаптации выпускников должно быть минимальным - по окончании обучения они сразу включаются в производственный процесс.
С момента запуска проекта прошло четыре года и можно подводить его первые итоги. В августе 2021 года новый учебный центр был открыт в Уфе, на базе предприятия ОДК-УМПО. Первые учащиеся центра уже получили дипломы и устроились работать на предприятие. Из почти полутора тысяч человек, которые проходили обучение на начало текущего года, 960 - студенты средних профессиональных учебных заведений.
Всего в период с 2021 по 2025 годы будет подготовлено 4650 выпускников. Обучение ведется по 36 рабочим профессиям по направлениям "Мехатроника" и "Обработка металлов резанием". Подготовленные рабочие также гарантированно получат работу на предприятии ОДК-УМПО. В центре, помимо получения профессий "с нуля", предусмотрены программы повышения квалификации и переучивания. Срок обучения – от 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев.
С первого дня ученики трудоустраиваются в ОДК-УМПО и получают стипендию. Им полагаются спецодежда и горячее питание, а также другие льготы, предусмотренные для сотрудников предприятия.
В 2022 году второй ПУЦ был открыт на площадке московского производственного комплекса "Салют" ОДК. Здесь созданы все условия для обучения: сформирован производственный участок с более чем 40 единицами оборудования, обустроены учебные аудитории, которые приняли почти 500 студентов из четырёх столичных колледжей.
География ПУЦ продолжает расширяться. В апреле 2023 года было подписано соглашение о создании нового центра в Перми, его плановая мощность - 2000 мультиквалифицированных рабочих в год. Также обсуждается создание подобных центров в Ярославле, Санкт-Петербурге и Самаре.
Для современного школьника, который всерьёз задумывается о будущей профессии, сегодня открыто множество дорог. Одна из них – возможность получить сразу несколько специальностей, присоединившись к программе обучения в производственно-учебных центрах на предприятиях ОДК. Получать во время обучения повышенную стипендию, а по окончании - гарантированно трудоустроиться на предприятие, обеспеченное заказами на годы вперёд - хорошая перспектива. Я б в рабочие пошёл!
Для обучения в ПУЦ ОДК-УМПО отправьте заявку на сайте umporabota.ru и звоните по телефонам: 8 (347) 239-56-95, 8-919-600-28-14
Востребованную профессию можно получить и по программе целевой подготовки инженеров "Крылья Ростеха".
Подробнее на https://student.rostecwings.ru/