Найти тему
Архивариус Кот

«Комедия нравов»

В статье о фильме-фантазии на темы Островского «Провинциальный бенефис» (я о нём писала здесь) я привела характеристику, данную актёру Незнамову: «Белугина играет недурно, Гамлета играть ещё рано». Здесь Трагик упоминает ещё одну пьесу, пользующуюся большой популярностью (достаточно сказать о её зарубежных постановках ещё в девятнадцатом веке).

Чем же объясняется любовь зрителей к ней? Добавим ещё, что роль Андрея Белугина была желанной для многих замечательных артистов.

И вспомним: «Женитьба Белугина» – одна из немногих пьес, написанных Александром Николаевичем в соавторстве. В данном случае соавтором был Николай Яковлевич Соловьёв, судя по сохранившимся воспоминаниям, весьма своеобразная личность. О работе Островского с Соловьёвым любопытные воспоминания оставил П.М.Невежин, другой соавтор его (с ним написаны пьесы «Блажь» и «Старое по-новому»): «Сближение их произошло при исключительных обстоятельствах. Как известно, Островский отыскал Соловьёва, когда тот очутился послушником в одном из монастырей. Мы не вправе и не будем касаться того, что привело будущего писателя в монастырь, а отметим только то, что Александр Николаевич, прослышав, что у этого послушника есть пьеса, извлёк его из монастыря, поместил на время у себя, переработал найденные листки, и в русской литературе появилась новая пьеса под названием "Счастливый день"».

Н.Я.Соловьёв
Н.Я.Соловьёв

«Женитьба Белугина» – вторая пьеса, написанная совместно Островским и Соловьёвым. Первоначально Соловьёв назвал её «Кто ожидал?», затем она стала именоваться «Конец – делу венец». Это название Островскому не нравилось. Вот фрагменты его писем соавтору: «Комедия "Конец - делу венец" (это название изменим) пойдёт в Москве», «Относительно названия я ещё не решился: "Расчёт" или "Ошибка в расчёте", надо подумать и посоветоваться», «Я думаю назвать "Женитьба Белугина"».

Отношения между ними были достаточно сложными, Соловьёва подчас раздражали исправления, сделанные великим драматургом, а в обществе злословили об «извращении» пьес.

Что-то можно понять из писем драматурга (писем сохранилось немало, и в них мы видим буквально отеческую заботу Александра Николаевича – по возрасту Соловьёв действительно годился ему в сыновья – о молодом литераторе). 5 июля 1877 года он пишет, что с пьесой много хлопот: «Конец её и слаб и сладковат, и должен весьма повредить успеху. Поэтому я два последние акта переделываю совершенно, что к осени будет готово» (и действительно, переделал весьма основательно).

Позволю себе снова процитировать Невежина. К сожалению, проверить точность его рассказа возможность не представляется, но полагаю, что многое тут верно, если учитывать объём правок. Итак, Островский вручил Невежину рукопись, сказав: «Я дам вам прочесть манускрипт "Женитьбы Белугина", по которому сделана пьеса». «Я с большим интересом прочёл рукопись… И что же я увидел? Потуги дилетанта, писание малообразованного человека, старавшегося разрешить труднейшие человеческие отношения. Пьеса была написана не литературным языком, а главное, она была скучна».

Приводит Невежин и рассказ Островского: «При переработке Николай Яковлевич не принимал никакого участия. Он бесспорно даровитый человек, но это дарование своеобразно; оно совершенно не культивировано и окутано громадой чего-то ненужного, что приходилось счищать, чтоб добраться до зерна. Я пробовал призывать Соловьёва для совещания, но раскаялся. Своими речами он приводил меня в ужас. "Помилуйте, говорил я ему, да у вас совсем другое написано, а то, что вы теперь замечаете, совсем не подходящее к делу. Трактует о чём-то хорошо, только совсем из другой оперы". Помаялся я, помаялся, наконец перестал звать его к себе, и всю обузу вынес на своих плечах. А когда пьеса была сыграна и имела успех, тогда он как шальной обнимал меня».

Конечно, трудно судить о правоте кого-либо в такой ситуации. Соловьёв тоже страшно переживал, что по указаниям Островского его ждала «неожиданная работа, ломка опять почти всей пьесы по его плану» («Нечего вам говорить, каково это было мне, я чёрт знает уж на что был готов... просто бросить проклятую эту литературу, — хандра, борьба, думы всякие доводили до отчаяния, я не знал, что я сотворю завтра, послезавтра...») Тем не менее…

Указывают, что Соловьёв написал 23 пьесы. Сколько из них известно вам? Мне – ни одной, кроме тех, что написаны при участии Александра Николаевича (достаточно хорошо известны и «Дикарка», и «Светит, да не греет»). Кажется, ясно, благодаря чему совместно написанные произведения удержались в репертуаре.

Поверим мемуаристу – «Под пером Островского все дефекты исчезли, и "Женитьба Белугина", как комедия нравов, шедевр, и до сих пор не сходит с подмостков театров». Добавим, что «до сих пор» актуально и сейчас (первое фото - из телеспектакля по постановке Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, 1978 г.)

Снова письмо драматурга соавтору: «Многоуважаемый Николай Яковлевич, я сейчас только возвратился из Петербурга; пьесу Вашу "Конец - делу венец", которая теперь носит название "Женитьба Белугина", я устроил окончательно. В Москве она пойдёт 26 декабря, в Петербурге - 8 января, напечатана будет в апрельской книжке "Отечественных записок", теперь она литографируется. Когда получите литографированный экземпляр, Вы увидите, какие перемены я в ней сделал».

Успех был огромный! Вот отрывок из письма Островского Соловьёву: «В Москве желавшие видеть пьесу записывались вперед, но для этого надо иметь знакомство в кассе, иначе нельзя было получить билета. Через 10 минут по открытии кассы билеты уже разбирались все (разумеется, барышниками, которые и продавали: кресла не дешевле 5 руб., а ложи от 15 руб. и выше). Брат Андрей, приехавший из Казани 11 января и записавшийся в кассе по моей протекции, мог получить билет только 15 февраля».

… Что же привлекло и заинтересовало Островского в пьесе молодого автора? Перечитывая её или пересматривая спектакль, можно заметить некоторое сходство с другими комедиями (в частности, с созданными семью годами раньше «Бешеными деньгами» - недаром «расчёт» будет помянут в варианте заглавия), а в какие-то моменты возникнет, пусть и очень отдалённая, аналогия с героями «Последней жертвы» (над ней Островский работал как раз в это время) или «Красавца мужчины» (будет написан через пять лет). Однако решаться конфликт будет весьма своеобразно.

Комедия нравов? Бесспорно! Но очень интересно, что здесь столкнутся два мира, две идеологии – дворянская и купеческая. И окажется, что пресловутое «тёмное царство» - не такое уж и тёмное…

Почитаем вместе «Женитьбу Белугина»?

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь