Знаком ли вам такой диалог?
«- Мы с тобой в последний раз в Кременчуге виделись?
- В Кременчуге-с.
- Ты тогда любовников играл; что же ты, братец, после делал?
- После я в комики перешёл-с. Каково это для человека с возвышенной душой-то, Геннадий Демьяныч? И фамилию для афиш переменил. Был Аркадий Счастливцев, теперь Шмага.
- А я вот вернулся на родину под своей настоящей фамилией. Был я Геннадием Несчастливцевым, когда с тобой играл, помнишь? А вот на родине опять Гурмыжский».
Конечно же, это не «Лес». Это самое начало фильма «Провинциальный бенефис», в титрах которого указано: «По мотивамъ пiесъ Александра Николаевича Островскаго о русскихъ актёрахъ»:
Фильм был поставлен в 1993 году А.А.Белинским (он же и автор сценария), получилась своего рода фантазия, где переплетаются мотивы и герои нескольких пьес – «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники» и «Лес».
Герои, которые ведут диалог, в титрах названы кратко – Трагик и Комик. А играют их замечательные актёры – В.И.Стржельчик и Л.В.Куравлёв.
Фильм у зрителей вызывает обычно неоднозначную реакцию: слишком искусственно выглядят подчас «швы» между разными произведениями, слишком неожиданны «повороты». Однако есть в нём что-то хватающее за душу, почему и захотелось сейчас вспомнить его.
Не знаю, знаком ли он моим читателям, поэтому – два слова о сюжете и тех «метаморфозах», которые произошли с героями Островского.
Кручинина здесь превратилась в знаменитую оперную певицу, приехавшую после долгих лет скитаний в родной город (роль её исполняет Г.П.Вишневская, «на которую», собственно, и ставился фильм):
Трагик (позвольте называть его так, он не только Несчастливцев, ему переданы и реплики Ераста Громилова) через всю жизнь пронёс юношескую любовь к этой женщине («Вы всегда, как напьётесь, только о ней и говорите», - заметит Комик). «А уехала она – и я в артисты подался», - рассказывает он. И те подарки, о которых говорится в «Лесе», - конечно, они посылались ей, Кручининой, которая понимала, от кого они…
Незнамов (в исполнении А.А.Лазарева) здесь не только артист («Белугина играет недурно, Гамлета играть ещё рано», - скажет о нём Трагик), он ещё и влюблён в Сашу Негину, приобретая при этом черты Мелузова («Ты как резонёр говоришь, Гриша, а ведь по амплуа ты герой», - бросит она ему). В самом конце, перед произнесением знаменитого монолога о «матерях, бросающих детей своих», он ещё воскликнет: «Я пью за здоровье блудницы!» - имея в виду, конечно, уехавшую с Великатовым Сашу:
Подобные «объединения» произойдут и с другими персонажами. И подчас это будет подчёркиваться. Так, давая деньги Незнамову, Кручинина скажет:
- Вашему товарищу Счастливцеву, Робинзону…
- Шмаге, - добавит Незнамов.
Великатов здесь «сплетён» с Дудукиным из «Без вины виноватых», а Муров (по сюжету – губернатор) помимо прочего ещё и «исполняет обязанности» Дулебова. И снова – великие артисты, В.В.Тихонов и В.Я.Самойлов:
И провинциальные актрисы: Негина (по фильму она готовит роль Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а Кручинина, выступающая здесь же в «Травиате», выполняя просьбу Великатова, помогает ей с костюмом) и Смельская (не знаю, правда ли, что Рязанов собирался «соединить» её с Кручининой – здесь мы видим явное «слияние» с Коринкиной); их роли исполнили А.С.Неволина и С.В.Немоляева:
Есть и другие персонажи: Миловзоров (В.Г.Смирнитский), суфлёр, в котором ясно угадывается Нароков из «Талантов и поклонников» (к сожалению, ни в титрах, ни на каких-либо сайтах не указан исполнитель), Галчиха (Е.С.Никищихина). Любопытно, что снимались три семейных дуэта (помимо Немоляевой и Лазарева, это дети Вишневской и Самойлова – Е.М.Ростропович и А.В.Самойлов - в ролях юных Отрадиной и Мурова).
Кажется, всё перепутано, переплетено самым необычным образом. Почему же я, всегда выступающая за уважительное отношение к первоисточнику (впрочем, неуважения или злостного искажения я в фильме не увидела), рассказываю об этом? Во-первых, мне было очень любопытно находить необычные «параллели», задумываться о «родстве» персонажей разных пьес – а ведь действительно, сходных черт у героев немало.
А во-вторых… При всей своей спорности и при всём несовершенстве (помимо вольностей в обращении с героями я упрекнула бы автора и за то, что какие-то моменты, важные для понимания пьес, опускаются – или же режиссёр ставил картину для посвящённых, тех, кто пьесы эти наизусть знает?) фильм несёт какую-то удивительно чистую, пронзительную ноту.
Это и чудесные натурные съёмки – на экране мы узнаём дивные виды Плёса на Волге. И сцены в театре – мы увидим фрагменты из пьес А.Дюма-сына «Сын швеи» и «Дама с камелиями».
Это и музыка. Помимо специально написанной для фильма (композитор В.А.Гаврилин, как обычно, прекрасен), использованы записи Вишневской (и не могу не отметить тактичность постановщика: звучит дуэт из «Травиаты» с Альфредом – С.Я.Лемешевым, а партнёра Кручининой мы не видим ясно, не захотел режиссёр показывать не то лицо, которое памятно столь многим), и рвущее душу исполнение «Пары гнедых», где Кручинина подпоёт Комику и Трагику:
И, конечно, финал фильма. За кадром слышна божественная «Casta Diva». Мать и сын, нашедшие друг друга, идут по дороге над Волгой. И посылают им привет Комик и Трагик…
****************
И о «Талантах», и о «Без вины виноватых» я буду писать отдельно. Эта статья – просто «взгляд и нечто».
Все иллюстрации – сделанные мной сканы из фильма. Качество их, увы, неважное, но лучшего найти не смогла.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь