Четверг, 23 ноября 1961
Карлос Кастанеда подъехал к дому своего учителя. Дона Хуана на веранде не было, что показалось очень странным. Из дома вышла его сноха, которая рассказала, что старик две недели назад вывихнул лодыжку.
Оказывается, он сам сделал себе "гипсовую повязку", пропитав полосы из тряпок в кашице, изготовленной из кактусов и толчёной кости. Материя, туго обёрнутая вокруг щиколотки, высохнув, превратилась в лёгкий и гладкий панцирь. Повязка получилась твёрдой, как гипсовая, но гораздо удобнее и не такая громоздкая.
— Как возникла травма? — спросил Карлос.
Ответила сноха Хуана, мексиканка из Юкатана, которая за ним ухаживала:
— Да просто случайность. Он упал и едва не сломал себе ногу.
Учитель засмеялся, а когда женщина покинула дом, ответил:
— Случайность, как бы не так! У меня есть враг поблизости. Ведьма по имени Каталина. Она воспользовалась минутой моей слабости, толкнула меня — и я упал.
— Зачем это ей понадобилось?
— Она хотела меня убить, вот зачем.
— Она была у тебя в доме?
— Да.
— А зачем ты её впустил?
— Я ей не позволял войти. Она влетела.
— Извини, я не понял.
— Она чёрный дрозд и уже давно пытается покончить со мной. В этот раз она застала меня врасплох и очень близка была к своей цели.
— Ты сказал, она — чёрный дрозд? Она что — птица?
— Опять ты со своими вопросами! Она — чёрный дрозд. Точно также как я — ворона. Так кто я, человек или птица? Я человек, который знает, как становиться птицей. Но вернёмся к Каталине. Она — враждебная ведьма. Чёрный дрозд ворвался прямо в мой дом, остановить его было крайне сложно. Её намерение убить меня настолько сильно, что я еле смог от неё отбиться.
— Ты можешь становиться птицей, дон Хуан?
— Конечно. Но об этом поговорим в другой раз.
— Почему она хочет убить тебя?
— Это старая история. Теперь она подошла к развязке. Здесь уж ничего не поделаешь: видно, придётся мне её прикончить, пока она не добралась до меня и не покончила со мной.
— Ты собираешься прибегнуть к колдовству? — спросил я с надеждой.
— Не будь дураком, никакое колдовство здесь не поможет. У меня другой замысел. Когда-нибудь расскажу тебе о нём.
— А что, твой союзник не может тебя от неё защитить?
— Нет, дымок только советует мне, что делать. Защищать себя должен я сам.
— Ну а Мескалито?
— Мескалито — учитель, а не сила, которую можно использовать в личных интересах.
— А трава дьявола?
— Я уже сказал, что должен защищать себя сам, следуя при этом лишь указаниям дымка, моего союзника. И в этом смысле, насколько мне известно, дымок может многое. Какие бы проблемы ни возникали, дымок тебе всё расскажет, и при этом укажет не только что делать, но и как. Из всех доступных человеку это самый замечательный союзник.