Проект этой скоростной автомагистрали, призванной соединить федеральные трассы в крупнейшем городе Сибири, обсуждается на протяжении последних примерно пятнадцати лет. В 2021-м на разработку проектно-сметной документации в бюджете был предусмотрен 1 млрд руб. Но на фоне мировых событий и западных санкций кампанию решили отложить. Однако осенью текущего года вновь появилась надежда на скорый старт строительства.
От Байкало-Чуйской магистрали до Южного транзита
Дорога, которая пока так и не появилась в Новосибирске, уже несколько раз меняла свое имя. В конце позапрошлого десятилетия ее называли Байкало-Чуйской магистралью, затем — Юго-Западным, а сегодня Южным транзитом.
В 2008-м проект с учетом возведения мостового перехода через Обь оценили более чем в 60 млрд руб. Власти пообещали, что дорога протяженностью 26 км, проходящая преимущественно в границах города, появится не раньше, чем через тринадцать лет. Помимо упомянутого искусственного сооружения, в рамках кампании предполагалось строительство шести многоуровневых транспортных развязок, что и делало проект таким дорогим. По оценкам, к 2028 году ежедневно по маршруту проезжало бы до 80 тыс. автомобилей.
Мост есть, дороги нет
По факту к воплощению этой масштабной задумки приступили в 2010-м со строительства сооружения через водную преграду. Открыли Бугринский мост длиной около 2 км в октябре 2014-го. По этому случаю в областную столицу прилетал тогда президент РФ Владимир Путин. Переход стал третьим подобным объектом (автодорожным) в Новосибирске. На его возведение потратили 17 млрд руб.
Обсуждения по проекту Южного транзита активизировались лишь через шесть лет после запуска движения по мосту. Дорога (от четырех до шести полос) пропускной способностью 120 тыс. автомобилей в сутки должна соединить федеральные трассы Р-256 «Чуйский тракт» и Р-254 «Иртыш».
- Южный транзит пройдет от Ордынского кольца (левый берег) до пересечения с железной дорогой в районе «Тещиного языка» и затем продолжится вдоль р. Тула до Бугринского моста. На правом берегу трасса пересечет улицы Большевистскую и Кирова, пройдет по пойме р. Плющиха и, обогнув ТЭЦ-5, выйдет на Восточный обход.
Приступить к работам намеревались в 2023-м, рассчитывая завершить их в течение четырех лет. До этого времени планировалось подготовить все необходимые документы. Осенью 2022-го объявили аукцион на разработку проекта. Но позднее его отменили. Власти региона объяснили такое решение нестабильной обстановкой. Однако пообещали в скором времени вернуться к этой теме.
Медлить нельзя
В октябре 2023-го губернатор Новосибирской области Андрей Травников в интервью агентству ТАСС заявил, что данный объект крайне важен для города, так как поможет разгрузить транзитные потоки на улицах областной столицы. Поэтому, как подчеркнул Травников, медлить больше нельзя. Строительство, по словам чиновника, может начаться ориентировочно в 2025 году, когда проектная документация, которую предстоит подготовить в ближайшее время, пройдет проверку в профильном учреждении.
Глава региона уточнил, что о сроках и стоимости проекта более точно станет известно позднее. Однако можно с уверенностью говорить, что на его реализацию понадобится не менее 50 млрд руб. Соответственно, без помощи Москвы здесь не обойтись. Травников отметил, что надеется на помощь федерального центра. А пока последний не принял соответствующее решение, регион начнет строительство за собственный счет.
«Сначала мы хотели с одной развязки начать, но потом все-таки решили выделить весь комплекс развязок и дорог, предусмотренных на левом берегу, и подготовить конкурсное проектирование для того, чтобы Южный транзит начинать реализовывать», — заявил Травников в интервью ТАСС.
В будущем Южный транзит станет частью единого транспортного кольца Новосибирской агломерации, в состав которого войдет и Восточный обход (его с перерывами строят с 2013 г.). Протяженность последнего составит около 80 км. Он соединит Северный обход с федеральной трассой «Чуйский тракт». В сентябре 2023-го в рамках данного проекта на второй транспортной развязке открыли путепровод, который позволит обезопасить подъезд к населенным пунктам Новолуговое и Ремесленное — расстояние между ними сократилось на 1,5 км.
В статье использованы изображения с сайта Правительства Новосибирской области / nso.ru