Найти тему
Строительный мир

Новая дорога через глухие таежные джунгли появится в Енисейской Сибири

Этот масштабный сибирский проект имеет большое значение для развития региона. Дорога протяженностью 135 км, которую предстоит проложить через глухие таежные джунгли вдоль правого берега Ангары, соединит открытый в конце августа 2023-го Высокогорский мост (самый северный через Енисей) с Мотыгинским районом.

© Администрация Мотыгинского района / vk.com/public212452995
© Администрация Мотыгинского района / vk.com/public212452995

Последний по богатству природных ископаемых называют «вторым Ванкором» Красноярского края. Расположенное здесь Горевское рудное месторождение является одним из крупнейших в мире. В этих местах добывают золото, серебро, свинец… Площадь района составляет порядка 19 тыс. кв. км, что практически сопоставимо с территорией Словении (20,2 тыс. кв. км). Правда, здесь проживает всего около 15 тыс. человек, не имеющих надежной круглогодичной связи с «большой землей».

© Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Мотыгинский район, река Ангара)
© Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Мотыгинский район, река Ангара)

Чтобы добраться до Мотыгино, необходимо преодолеть три водные преграды: Енисей, Тасееву и Ангару. Для этой цели используют речные паромы. В период ледостава и ледохода грузовое транспортное сообщение и вовсе прерывается. В последние годы замерзания Ангары приходится ждать довольно долго, что серьезно отражается и на стоимости продуктов — в такие месяцы они подскакивают в цене на 20-30%. Их приходится доставлять на хивусах и буранах. Либо маршрутом через Богучаны, который на 400 км длиннее, да и дороги здесь далеко не в лучшем состоянии — с 2022-го выполняются комплексные работы по их ремонту.

© КРУДОР / krudor.ru (Возведение Высокогорского моста обошлось бюджету (федеральному и региональному) в 7 млрд руб.)
© КРУДОР / krudor.ru (Возведение Высокогорского моста обошлось бюджету (федеральному и региональному) в 7 млрд руб.)

Вопрос строительства автодороги с твердым покрытием до Мотыгино поднимался при разработке проекта Высокогорского моста, с появлением которого трассу необходимо прокладывать именно по правому берегу Ангары (сегодня автотранспортом используется дорога Широкий Лог — Мотыгино, тянущаяся вдоль противоположного берега). То есть через глухие таежные дебри. Именно поэтому строительство дороги IV категории (гравийное покрытие) длиной 135 км оценивается в 23 млрд руб.

© Администрация Мотыгинского района / vk.com/public212452995
© Администрация Мотыгинского района / vk.com/public212452995

По сообщению КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», вся необходимая документация по проекту должна пройти государственную экспертизу до конца текущего года. Строительство дороги разбито на два этапа. На первом трассу доведут от моста до Татарки — порядка 45 км. В рамках следующей очереди — еще 90,5 км до Мотыгино. Также предусмотрена реконструкция дороги от последнего до Раздолинска.

© Администрация Мотыгинского района / vk.com/public212452995
© Администрация Мотыгинского района / vk.com/public212452995

Когда точно приступят к работам и кто профинансирует кампанию — пока неизвестно. Власти обещают озвучить всю информацию по этому поводу после положительного заключения Главгосэкспертизы РФ. В данный момент в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» проводится реконструкция трассы Енисейск — Высокогорский на отрезке с 27 по 42,5 км. Стоимость проекта (его завершение намечено на 2024 г.) составляет 2,6 млрд руб. В ходе реализации этой инициативы кроме всего прочего для выравнивания горизонтальной оси трассы предстоит срезать часть горы.

© КРУДОР / krudor.ru (Реконструкция дороги Енисейск – Высокогорский, сентябрь 2023 г.)
© КРУДОР / krudor.ru (Реконструкция дороги Енисейск – Высокогорский, сентябрь 2023 г.)

В целом, появление Высокогорского моста, строительство новых и реконструкция действующих дорог на противоположном берегу, даст мощный толчок освоению многих промышленных площадок. Напомним, по запасам золота Северо-Енисейский район занимает первое место в мире. Именно поэтому открытый переход через Енисей называют мостом в будущее Сибири.