Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Проклятие знания

Порой, когда мне хочется поделиться с вами чем-то для меня интересным из психологии, я останавливаю себя мыслями: а ведь это и так всем очевидно, что я буду говорить о таких банальностях? Все про это знают. 🤔 И не пишу. А через какое-то время до меня "доходит", что тема совсем не очевидная, и для кого-то оказывается новой и важной.

Так вот, поговорим сегодня о таком когнитивном искажении, как "проклятие знания". 🧐

В чем его суть простыми словами?
Проклятие знания - это когда говорящий предполагает, что у слушающего есть вся необходимая для понимания информация. А то и вовсе вся информация, так что и говорить не нужно. И тогда говорящий не пожет понять, почему с его точки зрения довольно простые и логичные вещи не понимаются слушателями?

С таким искажением часто сталкиваются учителя и преподаватели, но не только. Думаю, все сталкивались с ситуацией, когда кажется, что человек "тупит" или даже издевается, не понимая наших объяснений. Особенно когда пытаешься быстро объяснить что-то детям, когда они домашку делают. 😅 Или своему менее опытному коллеге. Так и берет злость: "да это же элементарно, как можно этого не понять! Нет, он точно пытается меня вывести, подлец эдакий ☹️".

Почему так происходит?
Основная причина не в самих знаниях, а в неспособности или неумении поставить себя на место другого человека, а иногда из-за нарушения индивидуальной способности к эмпатии. Ещё это может быть из-за низкого разнообразия контактов: если вы общаетесь только с коллегами, которые понимают ваш профессиональный жаргон с полуслова, на лету подхватывают идеи и оперируют теориями, то через какое-то время может показаться, что все люди такие. А ведь это совсем не так. 🤷🏻‍♂️

Что делать?
Напоминать себе о том, что перед вами человек с совершенно иным опытом и знаниями. Запрашивать обратную связь. Или самому эту обратную связь давать, если вы столкнулись с поражённым этим "проклятием" человеком. 😌

Любопытный факт: до определенного возраста дети уверены, что взрослые знают то же, что и они, то есть вообще не способны представить, что у других людей может могут быть другие знания и память. Полноценные тайны ребенок начинает хранить в районе возраста, когда он идет в начальную школу. Хотя, конечно, для внимательных взрослых может быть заметна тревожность ребенка в связи с новой эмоциональной нагрузкой (хранением тайны), ввиду несбалансированности между эмоциональной и волевой отделами детского мозга.

Артём Щукин, психолог, индивидуальная психотерапия
89242174452 (WhatsApp, Telegram)

Автор: Артем Щукин
Психолог, Индивидуальная терапия

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru