Ирландский режиссёр Джон Карни (John Carney) часто использует музыку в повествовании, чтобы рассказывать истории. Например, “Однажды” (Once) 2007 года и “Хоть раз в жизни” (Begin Again) 2013го. И в своём новом авторском мюзикле он также прибегает к ней, используя её как метафору для врачевания былых ран. Темы в фильме поднимаются серьёзные, но сделано это элегантно и легко. При просмотре захочется улыбнуться, а не плакать.
Помимо интересного изложения истории, дополнительными достопримечательностями этого фильма являются актриса Ив Хьюсон (Eve Hewson), дочь Боно, солиста легендарной ирландской рок-группы U2, и американский актёр Джозеф Гордон-Левитт (Joseph Gordon-Levitt).
Оуэн Глиберман (Owen Gleiberman), критик из Variety, точно подметил, что фильмы вроде этого “предназначены для людей, которым не хватает мелодичной искренности прошлых эпох поп-музыки”. После просмотра становится ясно, что так оно и есть. В нём есть отсылки к хитам начала 2000х и дальше, в одной из сцен звучит песня Джони Митчелл Both Sides, Now 1969 года.
Сюжет
Дублин. 31-летняя Флора (Ив Хьюсон) и её 14-летний сын Макс (Орен Кинлан) живут в маленькой квартире вдвоём. Флора и Йен (Джек Рейнор), отец Макса, разошлись после того, как истекло их терпение относительно друг друга.
Флора любит танцевальную музыку и тусоваться в ночном клубе Shifters. На жизнь она зарабатывает как бэйбиситтер.
Макс – проблемный подросток, он постоянно оказывается в полицейском участке за правонарушения, в частности кражи из магазинов. После очередного задержания полицейский говорит Флоре, что Максу нужно заняться чем-то полезным, чтобы использовать энергию в созидательном русле. Предложил боксёрский клуб и упомянул Рокки, который с того же начинал, чтобы как-то заинтересовать мальчишку через культового киногероя.
Макс скептически отнёсся к предложению полицейского. Но Флора взяла эту мысль на заметку. И, возвращаясь с очередной смены, Флора увидела торчащий из мусорного контейнера гриф акустической гитары. То, что кому-то уже не нужно, стало полезным в другой семье. Флора отнесла гитару в магазин, чтобы её починили, и подарила на день рождения сыну.
Макс подарок не принимает, ему интереснее хип-хоп, но так получается, что сама Флора решает брать уроки игры на гитаре (а роль преподавателя исполняет Джозеф Гордон-Левитт). И это становится новым витком в их жизни.
Мысли по фильму после просмотра
Это история о самых обычных людях, которые не просто задумываются о своей жизни, а именно одумываются, задав себе вопрос: “А такую ли судьбу я заслуживаю. Неужели то, к чему я сейчас пришёл, и есть моя окончательная судьба?”
Режиссёр Джон Карни расширяет географию “потерявшихся” людей – от Европы до западного полушария, намекая на то, что проблема эта общая, а не конкретно одного населённого пункта. Потому что Флора находит преподавателя игры на гитаре в Лос-Анджелесе. Про онлайн-базу преподавателей на YouTube бывший муж Флоры Йен резко отзывается, что это кладбище неудачников. Судя по тому, что потом раскрывается о Джеффе, преподавателе Флоры из Лос-Анджелеса, Йен был прав. Джефф пропустил лучшие годы своей жизни, когда рождались его дети, он беспробудно пил, у него нет творческого багажа из заметных песен. Он завидует Джеймсу Бланту* – его песня You’re Beautiful завоевала любовь слушателей, хотя не является самой замечательной на свете. Но у самого Джеффа такой песни нет, и его это задевает. Когда Флора говорит ему, что хорошая песня заставляет людей плакать, Джефф использует защитную реакцию, украшенную юмором: “Хулиганы заставляют людей плакать каждый день”.
* Джеймс Блант (James Blunt) – английский музыкант. Песня You’re Beautiful – третий сингл с его дебютного альбома 2004 года Back to Bedlam. Когда эта песня вышла в качестве сингла в 2005 году, один из музыкальных критиков сказал, что “незамысловатая сила лирики Бланта способна достоверно донести боль от осознания, что объект твоего восхищения никогда тебе не достанется”. И эта мысль пересекается с тем, что происходит с душами действующих лиц в драме Джона Карни.
Их жизнь похожа на расстроенную гитару, которую Флора вытащила из мусорного контейнера. И они хотели бы починить свои жизнь, как Флора, которая принесла гитару в магазин и спросила, сколько будет стоить ремонт. Они возмущаются, что менять жизнь слишком сложно, как возмутилась Флора, когда услышала, что консультант в магазине назвал завышенную стоимость за ремонт. Но всегда должен быть какой-то небольшой толчок, чтобы начать менять жизнь и меняться. Как у Флоры, которая забеременела в 16 лет и отказалась делать аборт. И Флора, и Йен, и Джефф оглядываются назад с сожалениями. Флора боится, что её удел быть матерью-одиночкой в квартире-коробке, когда все её подруги путешествуют. Йен жалеет, что бросил музыкальную карьеру, а ведь когда-то название его группы было на одной афише со Snow Patrol*. Джефф не написал ни одной знаковой песни, он исполнил для Флоры чужую мелодию, чтобы хотя бы так ощутить себя крутым исполнителем, когда на тебя смотрят с восхищением.
* Snow Patrol – это ирландская рок-группа, основанная в городе Данди в 1994 году. В 2006 году вышла их песня Chasing Cars (с альбома Eyes Open), она стала самой высокоротируемой песней на радио Соединённого Королевства в 21 веке и принесла ирландской группе всемирный успех. Неудивительно, что Йен подавлен из-за рухнувшей карьеры, он надеялся достичь не меньших высот, как его ирландские коллеги.
Тем не менее, они все берут себя в руки в попытке задать новое направление своим жизням. Джефф говорит прописную истину, что дело не в количестве аккордов, а в том, как их использовать. Вообще их разговоры онлайн, креативно превращаемые в оффлайновые беседы, наполнены жизнью и звучат интересно, это вовсе не скучный обмен репликами между парнем и девушкой.
Джефф и Флора и серьёзны, и игривы. И фишка в том, что из банальных слов сценарист создал увлекательные разговоры. Джефф мудр, сердечен, а Флора бросила ему вызов, его сожалениям и неуверенности. Джефф научил Флору брать ноту “до” и сказал, что теперь у неё есть то, чего никто не сможет отобрать. Музыка в этом фильме служит метафорой лекарства. Пусть музыка или песня – это просто музыка или песня, но в каком-то смысле это невидимый помощник, сводящий людей вместе. Флора всегда слушала танцевальную музыку, она танцевала под неё в клубе. Но именно гитарная музыка стала для неё символом перемен.
Но очень важно отметить и то, что в драме “Флора и сын” поднимается и тема материнства, начавшегося в подростковом возрасте. Джон Карни рассматривает её не с той точки, когда девушка обнаружила себя беременной, а в поворотный момент обоих – матери и сына. И делает это грубо, не пытаясь обходить острые углы, от которых люди стараются держаться подальше, особенно когда речь заходит о молодом материнстве. Флоре 31 год, тот возраст, который девушки боятся, якобы эта цифра уже делает их ненужной. Она в ужасе от того, к чему пришла. В юности она ни в чём себе не отказывала: гуляла, спала с парнями, употребляла и не бросала это, даже после рождения ребёнка.
А Макс в свои 14 переходит в новую стадию взросления, гормоны делают его неуправляемым и сложным для общения и понимания. Каждая сцена между Флорой и Максом наполнена электричеством, неподдельной энергией, создавая достоверную картину противостояния с замечаниями, которые они бросают друг другу. По сути, они оба нуждаются в поддержке и помощи, но оба заперты в тесной квартире и вынуждены сами учиться находить друг к другу подход. И они делают это через ссоры, взаимные оскорбления, обиды. Их отношения сложны и грубы, но и тут находится место для привязанности. И Флора, и Макс проявляют свою любовь друг к другу по-разному, а именно поддерживая музыкальные амбиции друг друга, и это позволяет им сблизиться.
Хотя Джон Карни показывает, что сторонняя помощь не помешает, но её должно быть в разумных размерах (как говорит подруга Флоры: “Не проси других людей всё разгребать!”), а в конечном итоге люди сами помогают себе, они сами находят выход сообща. Они берут те аккорды, что у них есть, и используют их себе во благо.