Найти в Дзене
Я люблю лодки!

Прочностные испытания клееных соединений фанера-дерево

Оглавление

Привет! Я строю парусную лодку-динги, веду этот Дневник и изредка что-то ломаю под предлогом испытаний. Мечтаете построить лодку своими руками? Присоединяйтесь!

Цель испытаний

Я ищу ответ на сугубо практический вопрос: стоит ли мне привинтить палубу к планширю во всю длину бортов или достаточно клееного соединения?

А ещё меня интересует согласованная работа слоев шпона под нагрузкой при разной ширине клееного соединения: будет ли фанера воспринимать нагрузку на всю свою толщину (включатся ли в работу все слои) или произойдет открыв внешнего слоя?

Исходные данные

При изготовлении испытательных образцов были использованы те же материалы, что и в моей строящейся лодке:

  • деревянные брусы с сечениями 25x35 мм;
  • березовая фанера ФСФ ф."Свеза" толщиной 6 и 9 мм;
  • эпоксидная смола КДА-М, отвердитель ЭТАЛ-45М.

В проекте лодки клееные соединения фанера-дерево преимущественно имеют ширину 25 и 35 мм.

Испытательные образцы

Всего имеется 9 образцов клееных внахлест соединений. В образцах 1-6 применена фанера толщиной 9 мм, в образцах 7-8 толщиной 6 мм. Размер фанерных пластин 30x150 мм. Образцы 2, 4, 6, 8 дополнительно прикручены саморезами 3.5x30.

Образцы с шириной клееного соединения 35 мм
Образцы с шириной клееного соединения 35 мм
Образцы с шириной клееного соединения 25 мм
Образцы с шириной клееного соединения 25 мм

Все девять пластин приклеены к двум деревянным брускам разной плотности (фото ниже). Левый брусок из сосны, очень плотный (тяжелый) и смолистый (даже немного липкий). У меня были опасения, что эпоксидная смола будет плохо сцепляться с его поверхностью. Правый брусок легкий, существует вероятность, что это ель.

Бруски, к которым приклеивались фанерные пластины
Бруски, к которым приклеивались фанерные пластины

Для склеивания применил смолу, "прожившую" 1.5 часа после замешивания при температуре окружающей среды 21 С (в реальной работе случается применять такую).

Испытания

Я использую разрушающий метод контроля, как наиболее простой в реализации и достоверный. Оценка результатов - визуальная, без выполнения измерений.

Образец №1

Толщина фанеры 9 мм, ширина бруска 35 мм.

Образец 1
Образец 1
Образец 1 разрушен
Образец 1 разрушен

Образец 2

Толщина фанеры 9 мм, ширина бруска 35 мм, саморез 3.5x30 мм.

Образец 2
Образец 2
Образец 2 разрушен
Образец 2 разрушен

Образец 3

Толщина фанеры 9 мм, ширина бруска 25 мм.

Образцы 3-5
Образцы 3-5
Образец 3 разрушен
Образец 3 разрушен

Образец 4

Толщина фанеры 9 мм, ширина бруска 25 мм, саморез 3.5x30 мм.

Образец 4 разрушен
Образец 4 разрушен

Образец 5

Толщина фанеры 9 мм, ширина бруска 25 мм.

Образец 5 разрушен
Образец 5 разрушен

Образец 6

Толщина фанеры 9 мм, ширина бруска 25 мм, саморез 3.5x30 мм.

Образец 6 приклеен к бруску из неплотной древесины
Образец 6 приклеен к бруску из неплотной древесины
Образец 6 разрушен. Из бруска вырван тончайший верхний слой древесины и саморез
Образец 6 разрушен. Из бруска вырван тончайший верхний слой древесины и саморез

Образец 7

Толщина фанеры 6 мм, ширина бруска 35 мм.

Образец 7 разрушен
Образец 7 разрушен

Образец 8

Толщина фанеры 6 мм, ширина бруска 35 мм, саморез 3.5x30 мм.

Образец 8 разрушен
Образец 8 разрушен

Образец 9

Толщина фанеры 6 мм, ширина бруска 25 мм.

Образец 9
Образец 9
Образец 9 разрушен. Стрелкой показано место отрыва
Образец 9 разрушен. Стрелкой показано место отрыва

Выводы

  • Клееные соединения шириной в 6 толщин фанеры при идеальных условиях могут обеспечить максимальную прочность (задействовать все слои шпона фанеры), но полагаться на это не стоит (образец 7)
  • Усиленные саморезами клееные соединения шириной в 3-4 толщины фанеры обеспечивают высокую прочность (образцы 2, 4, 8)
  • Клееные соединения шириной в 3-4 толщины фанеры существенно уступают по прочности аналогичным соединениям, но усиленным саморезами (образцы 1, 3, 5)
  • Значительное влияние на прочность соединения оказывает плотность древесины (как в части приклеивания, так и привинчивания)
  • Ширина клееного внахлест соединения высокой прочности (без использования саморезов) должна быть в пределах 8-12 толщин фанеры (как и при соединении "на ус").

А ещё...

Вы можете посмотреть как разрушались контрольные образцы на этом видео.

Спасибо за внимание!

Понравилось? Надеюсь, что кому-то пригодится.

Следующая статья