Директор компании-банкрота перестает быть директором с того момента, когда начинается конкурсное производство. Следовательно, он теряет право представлять должника в судах. Это значит, в числе прочего, что директор не может участвовать в банкротном процессе.
Только вот в этом процессе происходит то, что напрямую влияет на директора, а именно:
- кредиторы включаются в реестр требований кредиторов;
- оспариваются сделки.
И то и то может вылиться в привлечение директора к субсидиарной ответственности. И до ноября 2022 года директор мог только с тоской и негодованием смотреть, как в реестр включаются недобросовестные кредиторы и оспариваются сделки, которые можно было «отбить». Все эти долги могут в дальнейшем повиснуть на директоре.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, там я публикую информацию, которой нет и не будет в Дзене.
Директор становился полноправным участником процесса только когда ему «прилетало» заявление о субсидиарной ответственности
Но к тому времени срок на оспаривание решений суда, который отменил сделки и признал включение кредиторов в реестр, давно и безнадёжно прошел. Таким образом выходило, что директор никак не мог повлиять на то, что в деле появлялись основания привлечь его к субсидиарке.
И нужно понимать, что в реестр кредиторов могли включиться недобросовестные кредиторы.
Но в ноябре 2022 года в законе о банкротстве произошли изменения, которые позволили директору «включиться» в банкротный процесс и стать его участником в самом начале конкурсного производства. Благодаря этому директор может делать все, на что имеет право участник процесса, в том числе:
- спорить с кредиторами, возражая против их включения в реестр требований кредиторов;
- защищать сделки, совершенные должником.
Что надо сделать директору, чтобы стать участником банкротного процесса?
Очень просто — подать в арбитражный суд, где идёт банкротство компании, ходатайство с просьбой признать его, директора, контролирующим лицом. Если суд согласиться, то дело сделано — директор становится участником банкротства и получает все права, необходимые для отстаивания своих интересов.
Такое ходатайство в принципе может подать любое лицо, которое считает себя КДЛом, но свою позицию придется доказывать в суде.
С точки зрения субсидиарки рисков в этом никаких нет, потому что если есть основания привлечь директора к ней, то они есть и без ходатайства о признании директора КДЛ. Иными словами, если есть основания, то подавай директор ходатайство, не подавай — все равно кредиторы попытаются к субсидиарке привлечь.
А с ходатайством директор хотя бы может с этими основаниями спорить.
При этом Закон о банкротстве прямо предусматривает, что подача в суд такого ходатайства не является признанием заявившим его лицом вины в совершении действий и (или) бездействии, влекущих привлечение его к ответственности
В следующей статье расскажу об очень важном для всех участников банкротного процесса юридическом трюке, про который мало кто знает, но который может стать поворотным моментом во всём деле.
Я помогаю собственникам сохранять активы, оспариваю и защищаю сделки с должниками, веду банкротные процедуры на стороне должника и кредиторов. Если у вас юридические сложности с чем-либо из этого, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше.
Все мои соцсети и контакты: https://tapy.me/evgeniy_advokat