Найти тему

Почему в садовых дорожках стоит использовать дренажную мембрану вместо щебня?

Садовая дорожка
Садовая дорожка

Мощеные дорожки и площадки являются популярным способом благоустройства территории около коттеджа. Благодаря функциональности и эстетичности, они стали одним из лучших решений для ландшафтного дизайна. Но чтобы сохранить их внешний вид, нужно правильно подготовить основание.

В качестве материалов для мощеных дорожек и площадок можно использовать различные материалы, такие как бетонная плитка, брусчатка, клинкерный кирпич, натуральный камень и т.д. Существуют разные технологии создания основания, но одна из самых распространенных - это устройство дренажного слоя под покрытием. Такой слой обеспечивает свободный проход воды через швы и ее отвод в грунт. Кроме того, дренажный слой должен быть достаточно прочным, чтобы выдерживать вес людей и автомобилей.

Процесс создания основания обычно включает в себя рытье траншеи или котлована на нужную глубину, уплотнение грунта, укладку геотекстильного материала для защиты от корней растений и создание дренажного слоя из гравия или щебня. Важно помнить, что каждый этап требует тщательного выполнения, чтобы обеспечить долговечность и надежность мощеных дорожек и площадок.

При подготовке основания для пешеходных дорожек и мостовых обычно выкапывают канаву или котлован, утрамбовывают землю, покрывают ее слоем геотекстильного материала для предотвращения прорастания корней, после чего укладывают слой дренажа из гравия или щебня размером от 5 до 20 миллиметров. В случае мостовых используется гравий размером от 20 до 40 миллиметров. Толщина гравийного слоя обычно составляет около 300 миллиметров, если грузовой транспорт не будет перемещаться по данной поверхности. В насыпи должен быть предусмотрен уклон не менее 10 миллиметров на метр для обеспечения стока воды.

После гравия обычно насыпается гранитный отсев, крупный песок размером 5 миллиметров или иной материал, который затем уплотняется. Завершающим этапом является укладка плитки, брусчатки или другого материала с обязательным выравниванием и уплотнением. Швы между отдельными элементами должны быть тщательно заделаны.

Пример применения геомембраны профилированной Текспол
Пример применения геомембраны профилированной Текспол

Хотя такая конструкция широко используется, она имеет один существенный недостаток. Эффективность дренажа слоя щебня невысока из-за использования материала мелкой фракции, поэтому в этом слое недостаточно пространства для отвода воды. В результате вода уходит из насыпи очень медленно, что может привести к ее замерзанию в межсезонье, что, в свою очередь, может вызвать вздутие и деформацию покрытия. После оттаивания фрагменты мощения, наоборот, могут осесть, и в итоге дорожка или площадка становятся неровными, после дождя на них образуются лужи. Одним из возможных решений этой проблемы является создание значительно большего уклона насыпи из щебня (более 45 мм на 1 метр), но это приводит к значительному увеличению объема земляных работ и, следовательно, к существенному увеличению стоимости строительства.

Однако есть более эффективный способ решения этой проблемы - использование водоотводящей прослойки с использованием
дренажных мембран из плотного полиэтилена. Мембрана имеет выступы высотой около 8-9 миллиметров, к которым термическим способом прикреплено геотекстильное полотно, изготовленное из нетканого полипропилена. Благодаря такой структуре, мембрана обладает высокой пропускной способностью. Каналы для отвода воды защищены от заиливания геотекстильной тканью, что обеспечивает беспрепятственный отвод воды. Кроме того, использование такой мембраны экономически выгодно. Например, дренажная мембрана толщиной 9 миллиметров по своим дренажным свойствам эквивалентна слою щебня толщиной 800 миллиметров с фракцией 5-20 миллиметров при уклоне поверхности 10 миллиметров на 1 метр. Это позволяет значительно сократить затраты как на земляные работы, так и на закупку щебня. Достаточно просто уложить мембрану, а сверху нее создать небольшой несущий и дренажный слой, используя гравийный отсев или щебень. Обычно этот слой имеет толщину 30-40 миллиметров для пешеходных дорожек и 50 миллиметров для мостовых с учетом легкового автотранспорта, а также 150 мм — для рассчитанных на грузовой.

Стоимость щебня слоем 300 мм на площади 30 квадратных метров составляет примерно 40500 рублей (1350 рублей за квадратный метр). Однако, учитывая, что на ту же площадь потребуется только один рулон, затраты составят всего лишь 9000 рублей (300 рублей за квадратный метр).

Рулон можно легко перевезти на легковом автомобиле, в то время как для перевозки гравия потребуется использовать грузовой транспорт. Эта мембрана обладает высокой прочностью на сжатие - 400 кН/м2 (40 тонн/м2). Для экономии можно использовать материал с обычной прочностью 25 или 15 тонн/м2. Укладка
мембраны происходит быстрее, чем создание гравийной насыпи. Полотно укладывается выступами вверх на уплотненную и выровненную почву с нахлестом в 10 см. Места нахлеста герметизируются с помощью самоклеющихся лент, которые предусмотрены по краям мембраны. Затем создается несущий слой из щебня и выполняется мощение. Важно отметить, что такие мембраны могут использоваться в качестве основы для мощеных дорожек вокруг здания.

Если планируется, что по мощеным площадкам или дорожкам будет перемещаться легковой или грузовой транспорт, то часто в качестве основания для них устанавливают армированную бетонную плиту. На эту плиту с помощью раствора укладывается плитка или брусчатка. Однако недостатком этого метода является то, что дождевая вода неизбежно проникает в швы между элементами дорожного покрытия, достигая бетонного основания. Вода медленно отводится с поверхности такого покрытия. При минусовой температуре вода, накопившаяся в бетоне, замерзает, что со временем приводит к разрушению мостового покрытия и самого основания. В связи с этим, предпочтительнее положить под мостовую дренажную профилированную мембрану с высокой прочностью на сжатие. В этом случае вода будет свободно проникать в промежутки между плитками, достигая мембраны и эффективно отводясь через нее.