Найти тему
"Новая газета"- Рязань

ПЕРЕХОДи на меня посмотреть

15 питерских фотографов погружают зрителей в мир непредсказуемости искажений 

Когда начинается переход, чтобы не потеряться в его потоке, важно знать: откуда, куда и зачем. Физически все понятно. Откуда: Санкт-Петербург, галерея фотографии Zerno. Куда: Рязань, музейно-выставочный центр «Фотодом». Зачем: коллективная выставка «Переход», объединившая работы 15 питерских авторов, резидентов галереи.

Метафизически сложнее. Откуда: из трехмерного (реального или ментального) пространства. Куда: на двумерную плоскость. Зачем? Ради встречи проекций и образов – и непредсказуемости результата!

Выставка «Переход» – это попытка осмыслить особое течение, образовавшееся (а может, и давно существующее) в бескрайнем фотоокеане. На афише – полтора десятка авторов. У каждого свой путь, свое видение фотографии и свой принцип создания изображения. Но даже в броуновском движении искусства вдруг наступает момент, когда осознаешь, что все идут в ногу.

Свою объединяющую идею питерские «переходцы» постулируют в манифесте: «Мы утверждаем равноправие всех неизбежных трансформаций. Мы используем в своем творчестве разные трансформации изображения. Каждая фотография это – встреча проекций внешнего Мира и мыслимых образов автора».

Сам манифест, естественно, трансформировавшийся из слов в визуальный объект, также представлен на выставке. Собранный и склеенный из бумажных обрезков, обрывков строк и отдельных букв, он напоминает анонимные письма, которые подкидывают людям в детективных историях. Когда, распечатав конверт, понимаешь, что час икс пробил. Переход начался.

Для себя авторы выставки этот процесс соотносят с началом пандемии: «как было, не будет никогда». Экспозиция составлена из работ, которые создавались в течение последних трех лет. В марте 2020 года мир нацепил маску, обработал руки антисептиком и ушел на очередной виток трансформации. Двери захлопнулись. И люди оказались в состоянии внешней и внутренней изоляции.

Но чем плотнее сжимается и чем страшнее изменяется привычная реальность, тем шире раздвигаются границы творческих миров.

Пустынная «Гиперборея» Александра Татаренко, созданная «сверхскоплением» кадров «Ланиакея» Александра Саватюгина (до нескольких сотен фотографий, тщательно смонтированных в одной работе!), «Океанида» Дмитрия Провоторова, стирающая грань между живым и искусственным… Эти вымышленные миры могут достигать такую степень фантастичности, что начинают восприниматься как вполне правдоподобные. Или же, наоборот, при мимолетном взгляде производить впечатление обычной бытовой фотографии, да еще неумело и случайно кем-то раскрашенной, а при долгом всматривании затягивать в свое странное, внезапно остановившееся время (Алексей Савкин, «Последний день августа»).

Александр Саватюгин. Из цикла «Ланиакея»
Александр Саватюгин. Из цикла «Ланиакея»

Дмитрий Провоторов. Из серии «Океанида»
Дмитрий Провоторов. Из серии «Океанида»

Фотографии «переходного периода» живые, дышащие. Они приглашают присесть в шезлонг и разобрать снимки из отпуска в старом чемоданчике (Ник Инфантьев, «Вспоминая море»). Они могут рождаться прямо на глазах у публики, темнеть и непрерывно видоизменяться в режиме реального времени (Сергей Щербаков, «Малиновка – II. 24.04.2022»). А могут проявляться в воображении зрителя как в ванночке с реактивом, когда, проходя десятый раз мимо «Карусели» Алексея Лапардина, ты вдруг все-таки ее видишь! Во всем великолепии скорости, света и детской радости!

На переходе не действуют привычные правила. Остановись мгновенье? Отнюдь, мчись дальше. А может, исчезай. Денис Фонтанов создает «Портреты скорости», а Евгения Кроль погружает в состояние «Затмения», которое неотвратимо наползает, нагнетается, гипнотизирует... И кажется, что времени вообще не существует.

Денис Фонтанов. Из цикла «Портреты скорости»
Денис Фонтанов. Из цикла «Портреты скорости»

Евгения Кроль. Из цикла «Период стагнации»
Евгения Кроль. Из цикла «Период стагнации»

А существуют инопланетные «Гости» Александра Черногривова, «Серебристый бульвар» Сергея Егорова, проступающий через зернистый цифровой шум, чувственный «Эстезис» Анны Величко, каждым своим пикселем, протестующий против холодного, рассудочного отношения к жизни.

Александр Черногривов. Из цикла «Гости»
Александр Черногривов. Из цикла «Гости»

Анна Величко. Из цикла «Эстезис»
Анна Величко. Из цикла «Эстезис»

В поисках желаемого эффекта искажений авторы используют, пожалуй, все возможности технологии и химии фотопроцесса. Но каким бы виртуозным не был инструментарий, вопрос «как?» оказывается вторичным. Важнее, что в результате. В цикле Александра Смирнова «Условные рефлексы. Исторический портрет» сложные оптические фильтры – лишь способ вытащить на поверхность саму суть исследуемого персонажа или события. Печать на бетоне Алисы Гиль словно противопоставляет грубую фактуру и внушительный вес работы ее «тонкому» содержанию.

Александр Смирнов. Из цикла «Условные рефлексы. Исторический портрет». «Черчилль. Мускулы мира»
Александр Смирнов. Из цикла «Условные рефлексы. Исторический портрет». «Черчилль. Мускулы мира»

Алиса Гиль. Из серии «Борьба в душе». Печать на бетоне
Алиса Гиль. Из серии «Борьба в душе». Печать на бетоне

Неожиданный итог всем технологическим изыскам подводит Игорь Брякилев, снимающий пинхол-камерой (фотографический аппарат без объектива, роль которого выполняет малое отверстие): «Фотография – это способ смотреть, а не делать красивые картинки. Сама картинка – это побочный продукт, к сожалению, необходимый. Как бы счастливо я жил, если бы можно было не фиксировать фотографию!»

Но пока возможность счастливо жить и наслаждаться «побочным продуктом» есть у рязанских зрителей. И это, пожалуй, самое важное на этом этапе перехода.

Выставка «Переход» работает в Музейно-выставочном центре «Фотодом» (ул. Почтовая, 58) до 12 октября.

18+

Вера Новикова

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ