- Да ты что? Замуж она, бессовестная, собралась! Вместо того, чтобы сидеть у подола старой бабки, голову ей вычесывать, девка замуж пойдет! Куда это годится?
Владислав перенес свою драгоценную ношу через порог и поставил на пол. Перед Ритой оказалась маленькая седая женщина, с молодыми синими глазами и с множеством глубоких морщин на лице. Она смотрела на вошедших, улыбаясь доброй, немного неуверенной улыбкой
- Добро пожаловать! Здравствуй, деточка!
Женщина протянула Рите обе руки, девушка взяла в ладони маленькие сухие ручки и легонько пожала их.
- Здравствуйте, Анна Егоровна!
- Рада тебе, Риточка! Мне Слава о тебе рассказывал. Сын, что же ты стоишь? Помоги девушке раздеться и проводи в горницу. Пироги мои давно испеклись, сейчас будем пить чай.
- Растерялся немного, мама. Рита, давай пальто повешу, разувайся и пойдем в горницу, так мама называет бОльшую половину нашего дома.
Рите дом очень понравился. В нем все высокое, потолки, двери, даже окна выше, чем принято делать в этих местах. Может поэтому в доме так светло и так легко дышится.
Комната, в которую они попали войдя, тоже совсем не маленькая. От нее деревянной перегородкой, покрашенной в белый цвет, отгорожена прихожая. Комнату разделяет русская печь, за печкой кухня, а прямо комната, которая, по-видимому, исполняет роль столовой.
В комнате стол под белой льняной скатертью, деревянный резной буфет с посудой, диван, несколько венских стульев.
Владислав взял Риту за руку
- Осмотрелась? Пойдем, покажу горницу, надеюсь она тебе понравится.
Понравилась горница, очень. Она разделена перегородкой на две половины. На окнах белоснежные тюли и шторки. Высокая спинка старинного дивана украшена овальной вышивкой, на белом фоне венок из кремовых, желтых и синих цветов. На спинках двух кресел, такие же вышивки. Меж двух окон, высокое трюмо, по углам две пальмы в одинаковых деревянных кадушках, выкрашенных в белый цвет.
Посреди комнаты круглый стол, покрытый белой вязаной скатертью, над столом кремовый атласный абажур, с шелковыми кистями, на полу немного вытертый, но чистый зеленый ковер.
Владислав следил за реакцией Риты
- Нравится? У нас с мамой старинная мебель, она не хочет ее менять. Но диван и кресла мы недавно перетянули. За перегородкой две спальни, мамина и моя, посмотришь?
- Нет, оставим на другой раз. Пойдем, спросим у Анны Егоровны, может ей нужно помочь.
Маргарита была скромная девушка, но не стеснительная. Учеба в техникуме, преподавание, заставили сделать усилие над собой и преодолеть природную застенчивость. Она прошла на кухню
- Анна Егоровна, разрешите я Вам помогу!
- Помоги, деточка, помоги! Вот, неси тарелки с пирогами на стол.
- Хорошо, может сменить скатерть, или клеенку сверху постелить, она, похоже, у вас праздничная.
- Верно, праздничная. Так ведь у нас сегодня и есть праздник. В кои веки сын привел девушку знакомиться. Пусть остается, не станем менять. Слава! Доставай сервиз из буфета, чашки расставляй, ложечки, сахар, конфеты.
- Мама, я как раз этим и занимаюсь, пять минут и все будет готово.
Пироги получились отменные, таяли во рту, чай крепкий и ароматный, беседа шла легко, непринужденно, как будто эти люди знали друг друга всю жизнь
После чаепития Рита помыла чашки, Владислав убрал со стола, не позволив маме хлопотать.
- Мама, ты всегда устаешь, когда возишься с пирогами. Они у тебя получились замечательные, но я беспокоюсь, как бы приступ не случился. Посиди на диване, отдохни, мы с Ритой справимся.
Анна Егоровна послушалась, ибо на самом деле немного устала. Сидела довольная и счастливая, хорошую девушку выбрал сын, не зря столько лет думал.
Рита поблагодарила Анну Егоровну за теплый прием, за угощение. Та ей сказала несколько хороших слов. Попрощались. Женщина спохватилась
- Ой, Риточка, чуть не забыла, я ведь тебе гостинцы с собой приготовила. Возьми, утром чай попьешь.
- Спасибо огромное, Анна Егоровна! Не надо бы, но я не стану отказываться, очень уж у Вас вкусные пирожки.
Сев в машину, Владислав первым делом спросил
- Ритуш, как тебе моя мама? Правда, она хорошая?
- Она у тебя просто замечательная, и дом у тебя красивый. Мне все понравилось.
- Хорошо! Я немного беспокоился. Рита, я могу надеяться, что ты согласишься на мое предложение. Думаешь, твои родные не будут против?
- Думаю, что нет, не будут. Я с ними поговорю.
- Стало быть, мы в выходные можем приехать договариваться о свадьбе. Мне хочется скорее стать официально твоим женихом, чтобы мы могли встречаться без осуждения окружающих.
- Можете, если я понравилась твоей маме. Смогут наши родные договориться, найдут общий язык, тогда быть свадьбе.
- Ритуля, ты моей маме очень понравилась, по глазам ее видно. Я очень постараюсь угодить твоим родным. Рита, мама у меня старого уклада женщина. Мы приедем с ней не одни. Думаю, она пригласит в сваты папиного брата с женой.
- Договорились, пусть будет так.
- Рита! Мы с тобой завтра встретимся? Я приеду?
- Нет, дорогой Владислав Владимирович! Ты же не хочешь, чтобы говорили: «Вот, ездил тут к Маргарите один, а женился на ней другой, уважаемый человек, не посмотрел, что ее на машинах катали». Не забывай, я в деревне живу.
- Понял, значит, ждите в воскресенье сватов. Пусть все будет как положено.
Довез Владислав свою Ритулю до самого общежития, но проводить до входа она ему не разрешила. Прощались под высокой сосной. Никак не смог Влад сдержаться, обнял девушку, целовал долго и страстно, никак не хотел отпускать. Все же Рита ухитрилась выскользнуть из его рук
- Все, все, мне пора, пока!
И убежала бегом. Мужчина постоял, приходя в себя, сдуревший немного от нахлынувших чувств, домой поехал. Кто бы видел его, подумал бы, пьяный мужчина в доску! Ехал и, как ду.ак, орал песни во все горло.
У Маргариты в субботу только одна пара. Она договорилась с коллегой, чтобы та ее подменила и в пятницу вечером уехала домой. Степанида, увидев ее вечером на пороге дома, всполошилась
- Ритушка! Что случилось, заболела что ли, или на работе неладное случилось.
Девушка поставила сумку на лавку, сама села рядом
- Бабушка, я здорова, ничего плохого не случилось, только хорошее. Разжигай керосинку, ставь чайник, я за тетей Аней и дядей Ваней схожу.
- Господи, что случилось-то? Говори уже.
- Случилось то, чего ты очень хотела. Сватать меня приедут.
Хорошо, что Степанида сидела. Она охнула, по своей привычке, хлопнув себя по бокам.
- С чего это? У тебя парня-то не было, ты еще за руки ни с кем не держалась и сразу замуж?
- Бабушка, ставь чайник, сейчас вернусь и все расскажу.
Сбегала к Анне, позвала на чай, сказала, чтобы оба с дядей Ваней пришли. Иван заворчал
- Что за чай на ночь глядя, иди Аннушка одна. Я устал, только лег разомлел, придешь, расскажешь, чего там у них случилось.
Анна накинула жакетку, перебежала через дорогу, вошла в дом
- Маргарита, заполошная, зачем пугаешь? Чего у вас случилось?
Степанида недовольно покосилась на Риту
- Только послушай ее, Нюра! Она еть у нас замуж собралась. Говорит, сваты приедут.
- Да ты что? Замуж она, бессовестная, собралась! Вместо того, чтобы сидеть у подола старой бабки, голову ей вычесывать, девка замуж пойдет! Куда это годится?
- Чего ты скалишься? Она еть с им не гуляла, мы бы али не знали, если у нее ухажер появился. Замуж идти, не знамо за кого, разве это дело?
- Ой, верно баешь бабушка! Ей, Ритушке-то, сколько годков? Пусть погуляет года два, потом в подоле принесет, как я своего Мишаню. Ритка! Не слушай бабушку, в этот раз не слушай. Я хоть и знакома была с Иваном, но вышла за него случайно. А как живем? Лучше некоторых, годами женихавшихся. Нравится человек, иди за него. Захочешь жить, наладишь жизнь.
Продолжение здесь: Глава 79