Найти в Дзене
Mishootka Gamer

Лица российского геймдева: кем и для чего была создана Организация развития игровой индустрии

Оглавление

Поддержка стриминга, производство мерча для геймеров, облачные сервисы и «мобилки» - в составе ОРВИ не так много тех, кто сам занимается разработкой больших видеоигровых проектов

В понятие "разработчиков" игр входят и создатели VR-квестов и мобильных донатных игр. Куда именно планируется привлекать инвестиции - пока вопрос. Фото с сайта ОРВИ
В понятие "разработчиков" игр входят и создатели VR-квестов и мобильных донатных игр. Куда именно планируется привлекать инвестиции - пока вопрос. Фото с сайта ОРВИ

За последний год Организация развития видеоигровой индустрии (ОРВИ) многое сделала для того, чтобы о ней заговорили. В основном, правда, на слуху создание Зала славы российского геймдева. А недавно было объявлено онлайн-голосование, по результатам которого будут объявлены отечественные игровые проекты, «оказавшие наибольшее влияние».

Однако, если зайти на сайт самой ОРВИ, то выясняется много интересных подробностей. Прежде всего – эта организация позиционирует себя чем-то вроде консультантов, готовых способствовать вливанию инвестиций в создание новых отечественных игр.

Интерес вызывает и состав учредителей и наблюдательного совета организации, и их довольно амбициозные планы. Все это мы сегодня и разберем. Но начнем с инициатив ОРВИ – уже упомянутого Зала славы.

За наше счастливое детство и зрелость

В Зал славы российского геймдева, созданный ОРВИ, уже сейчас заслуженно входят Борис Репетур и Антон Зайцев (Бонус и Гамовер), Сергей Супонев, Виктор Савюк, подаривший нам приставку «Денди», основатель Nival Сергей Орловский и создатель «Тетриса» Андрей Пажитнов.

В списке претендентов еще 36 персон. Среди них Николай Дыбовский из Ice-Pick Lodge («Мор»), братья Ушницкие из MyTona (создание мобильных «фритуплеев»), сооснователь издательской компании «Бука» Владимир Устинов, братья Бухманы из Playrix (тоже мобилки), сооснователь «Акеллы» Дмитрий Архипов, создатель игры «ИЛ-2: Штурмовик» Олег Медокс, небезызвестный создатель Escape From Tarkov Никита Буянов, соучредитель SoftLab-NSK Игорь Белаго, приложивший руку к легендарным «Дальнобойщикам», а также арт-директор студии Mundfish Артем Галеев и другие.

В зал "старичков" игровой индустрии действительно вошли очень достойные люди
В зал "старичков" игровой индустрии действительно вошли очень достойные люди

Здесь позволю себе небольшую ремарку. Конечно, могут возникнуть вопросы к кандидатурам журналистов из «Игромании» и «Навигатора игрового мира», коих там несколько. Все-таки в первую очередь хотелось бы видеть в "Зале славы" именно разработчиков. С другой стороны - кто оспорит вклад таких популяризаторов, как Репетур, Зайцев и Супонев? Так что, может, это и правильно.

К создателям "мобилок" вопросов больше. Да, они, наверное, тоже вносят свой вклад в рост игровой индустрии в стране. Но будем честны – это все история совершенно не про гейминг. И к тому, про что пишет этот канал и множество других, посвященных игровой тематике, отношения не имеет.

Как бы там ни было, проголосовать можно здесь.

Впрочем, в целом такой «Зал славы» отражает и состояние российской игровой индустрии. Когда-то интересной и перспективной, а сегодня занимающейся в основном донатными мобильными проектами. То же можно сказать и про второе, организованное ОРВИ голосование – на «самую влиятельную игру». Как говорится, не мы такие, а геймдев.

В основном в списке старенькие проекты. «Вангеры», «Аллоды», «Тетрис», «Корсары: Проклятье дальних морей», «Дальнобойщики 2», «Космические рейнджеры». И даже та самая культовая в определенных кругах браузерка «Бойцовский клуб». В общем – привет, мой 2000-й год.

Из более нового в списке кандидатов можно увидеть «Ил-2: Штурмовик», Black Book (обзор игры есть на канале), «Мор (Утопия)», «Мир танков» и War Thunder. Есть в списке и Metro 2033 Redux от украинской студии 4A-Games. И Heroes of Might and Magic V – которую издавала Ubisoft, однако делала российская Nival.

Амбициозные планы

Еще больший интерес представляет сама упомянутая Организация развития видеоигровой индустрии (ссылка на ее сайт). Как уже было сказано, она по своей сути является сообществом, которое ставит для себя целью продвижение отечественного геймдева и привлечение инвестиций в данную отрасль.

«Предоставление услуг в сфере развития видеоигровой индустрии и игровой разработки (GameDev), в том числе путем поддержки значимых для индустрии проектов и инициатив. Координация взаимодействия между бизнесом, научно-образовательными сообществами и госсектором, для повышения привлекательности инвестиций в проекты по GameDev и продвижение их на глобальном рынке», - сказано на сайте организации.

Правда, сразу смущают два момента. Первый – упоминание на сайте о том, что «мир все больше и больше тратит время на мобильные телефоны, потоковые сервисы и игры на них». То есть классические игровые платформы, такие как ПК или консоли, не упомянуты. И чуть позже станет ясно, почему акцент сделан именно на «мобилки» и «потоковые сервисы».

Также забавно слышать фразу о том, что ОРВИ – это «первое объединение видеоигровых разработчиков в России». Интересно получается. То есть в нулевые годы такого объединения не было, а разработчики и игры были, а теперь наоборот. Ведь в составе учредителей и наблюдательного совета именно создателей игр в привычном нам понимании очень мало.

На сайте ОРВИ даже перечислена схема контроля инвестиций, которую в организации планируют реализовывать. Согласно этому документу:

- В договорах со студиями прописывается и согласовывается целевое назначение инвестиций
- Инвестиции выдаются траншами под требования, прописанные экспертным советом и одобренные наблюдательным советом
- Перед каждым траншем студия должна предоставить подробный отчет о проделанной работе и управленческую отчетность
- Каждый транш должен быть согласован с представителем правления организации, ответственным за бюджет

В общем вполне себе финансовая схема, которая в теории может способствовать развитию маленьких игровых компаний. Как будет на практике – посмотрим. Недавно генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский говорил, что за год в отечественную индустрию разработки игр было вложено 960 млн рублей инвестиций. И это, конечно, пока еще очень и очень мало.

Благо планы у ОРВИ очень амбициозные. Согласно их «дорожной карте», размещенной на сайте, уже в 2023 году назначен выход российских игровых проектов на рынки Китая, Индии и Индонезии. Atomic Heart уже наверняка доступна там в продаже, так что можно считать, что выход состоялся.

В 2024 году должен пройти некий фестиваль игровой культуры. В том же году должна появиться популярная отечественная дисциплина в киберспорте. Очень интересно, что это может быть. Кандидат пока, наверное, один – «Мир танков».

2025 год – появление «первых отечественных AАA-продуктов». Опять же – очень странная формулировка. «Первых» за какой именно период?

«Кто все эти люди?»

Перейдем к составу учредителей и наблюдательного совета ОРВИ. В данный момент там числится 10 человек. Это:

Кто-то напрямую связан с разработкой игр, кто-то - весьма опосредованно
Кто-то напрямую связан с разработкой игр, кто-то - весьма опосредованно

Гаджи Матхиев, создатель «Канобу».

Вячеслав Макаров, один из основателей и гейм-дизайнер (WoT) в Wargaming, сейчас независимый продюсер и гейм-дизайнер. Он, к слову, заявлен и в голосовании как кандидат в «Зал славы» российского игропрома. Немного странно, ну да ладно.

Василий Овчинников, создатель платформы PvP Tools для проведения турниров.

Максим Николаев, директор компании Ghost Team. Контора занимается тестированием и обеспечением качества программных продуктов. Прямого отношения к играм она не имеет.

Сергей Невский, генеральный директор Mensa VR. По сути, это стационарные VR-квесты с «шутер-составляющей» в Москве.

Павел Гусев, холдинг Metacorp. В него входит рекламное агентство Goose Gaming, агентство по работе со стримерами Streamers Alliance, а также компания Outplay - «первый в СНГ лайф-стайл бренд одежды для геймеров». Как видим, непосредственно про разработку игр снова ничего.

Михаил Акулов, генеральный директор Hobby World. Настольные игры.

Вячеслав Уточкин, сооснователь и генеральный продюсер Geeky House. Разработчик и издатель мобильных игр.

Виталий Стародубов, сооснователь сервиса облачного гейминга Loudplay.

Дмитрий Лукин, центр киберспорта и игровые клубы.

Как видим, в списке есть несколько имен, которые действительно на слуху в игровом сообществе. Остальное – это, по сути, компании, оказывающие УСЛУГИ геймерам и разработчикам игр, но сами этой сферой не занимающиеся. Плохо ли это? Нет, при условии, что организация действительно будет про бизнес и про инвестиции в видеоигровые проекты. Тем более, что в качестве экспертов она планирует привлекать людей из 1С Game Studios, Gaijin, Wargaming и Saber Interactive. Наверное, такая объединяющая ресурсы организация в России действительно была необходима, и в том или ином виде должна была появиться.

Однако, на мой взгляд, стоит держать в уме, что объединения, подобные Организации развития игровой индустрии, нередко создаются для продвижения собственных продуктов и услуг, а не для того, чтобы в действительно что-либо развивать. Так что будем надеяться, что ОРВИ – это исключение, и весь этот шум вокруг «Зала игровой славы» не останется просто хайпом для привлечения внимания к конкретным персонам. Впрочем, это - только мое субъективное мнение.

А что вы думаете про «Зал славы» - кто еще туда должен войти? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!