Заканчиваю свой рассказ про известных итальянских комиков 20 столетия. В этой части представлены актеры, которые стали популярны в Италии в 70-80-е годы.
Лино Банфи (1936 г.р.)
Паскуале Загария, ставший позднее Лино Банфи, начал сниматься в 60-е, но до главных ролей добрался лишь во второй половине 70-х.
И после этого, в течение примерно десяти лет, Лино Банфи не давал передышки итальянскому зрителю. Если на экраны страны выходила очередная примитивная секс-комедия с участием Эдвиж Фенек, Глории Гвиды или Нади Кассини, в ней почти обязательно появлялся Банфи.
Я подозреваю, что он специально брал маленькие гонорары, чтобы его приглашали все, кто клепал очередную дешевую поделку с участием самых популярных итальянских секс-бомб (и понять Банфи можно – я бы тоже стремился поработать с Фенек или Гвидой).
В результате Банфи заставил зрителей полюбить себя не за свои роли в хороших фильмах, а попросту взял их измором.
Хочешь не хочешь, а пару раз в год посетитель кинотеатров обязательно натыкался на физиономию Лино, который примерно за 15 лет снялся в трех десятках глупейших комедий.
Даже по этим фильмам нетрудно заметить, что Банфи был весьма неплохим актером. Тем ни менее, в истории кино он остался как комик, игравший придурков в примитивных итальянских комедиях.
В глупых комедиях очень часто его партнером был патентованный идиот итальянского кино – малыш Альваро Витали, с которым они снялись на пару в 17 фильмах. Обычно в дуэте с Витали Банфи вел себя как Бенни Хилл. Английский комик постоянно издевался над смешным лысым старикашкой Джекки Райтом, похлопывая его по лысине, а Банфи измывался в схожей манере над «несчастным» Витали.
Из приличных комедий в фильмографии Банфи назову новеллу в «Субботе, воскресенье, пятнице» (1979), в которой его герой встречал инженера из Японии (Э.Фенек), и роль у Дино Ризи в достаточно необычной комедии-детективе «Комиссар по прозвищу Кот» (1986).
Ренато Поццетто (1940 г.р.)
Забавный и несколько мрачноватый пухляш Поццетто, вероятно, брал пример с Бастера Китона и старался играть в комедиях, практически не улыбаясь (ухмылки не в счет). Но это не мешало ему пользоваться успехом у зрителей.
Он стал сниматься в кино в середине 70-х и быстро стал популярным. Обычно Ренато играл в компании с другими известными комиками (с Челентано в «Невезучем папарацци», Э.Монтезано – в «Задница в рубашке», с К.Вердоне – в «7 килограммах за 7 дней», с П.Вилладжо – в «Комиках») или популярными актрисами (с Эдвиж Фенек в «Бывает и похуже», с Орнеллой Мути в «Никто не совершенен»), поэтому не очень понятно, кто именно больше привлекал зрителей в кинотеатры – сам Ренато или его партнеры.
Несмотря на это, факт остается фактом – на фильмы с Поццетто зрители ходили весьма охотно. Не все они были комедиями («Я фотогеничен», «Большое варево»...), но все-таки Ренато больше комедийный, чем драматический актер.
Поццетто постоянно появлялся в комедийных киноальманахах: «Под каким ты знаком?» (1975), «Три тигра против трех тигров» (1977), «Я тигр, ты тигр, он тигр» (известен в России под названием «Охотники за любовью», 1978, в нем новеллу с собственным участием поставил сам Поццетто), «Сахар, мед и перчик» (1980)…
Именно киноальманахи шли Ренато лучше всего, поскольку наблюдать полтора часа за его мрачной физиономией – удовольствие на любителя, а одну новеллу с ним продолжительностью тридцать минут посмотреть можно. В небольших дозах Поццетто был весьма смешным.
Джонни Дорелли (1937 г.р.)
Творческая биография Дорелли несколько напоминает карьеру Адриано Челентано. Они примерно в одно время стали звездами итальянской эстрады, а через несколько лет проявили себя в кино в роли комиков (Адриано чуть раньше).
Дорелли прославился в конце 50-х, победив в 1958 году на фестивале в Сан-Ремо на пару с Доменико Модуньо со знаменитой песней «Volare» (в эти времена на фестивале одна песня исполнялась двумя участниками).
В следующем году они вновь сделали дубль в Сан-Ремо, исполнив композицию «Piove». В 60-е годы Дорелли выпустил несколько популярных синглов, но постепенно его музыкальная карьера зашла в тупик.
К счастью, ему удалось успешно перебраться с эстрады в большое кино.
С середины 70-х Джонни нашел себя в жанре секс-комедий по-итальянски, быстро став одним из ведущих комиков Италии.
Дорелли редко снимался в откровенном шлаке, поэтому я легко могу порекомендовать несколько неплохих комедий с его участием: «Как лишиться жены и найти любовницу» (1978) – с Барбарой Буше, «Мои любимые мужчины» (1978) – с Моникой Витти, «Каракулевое пальто» (1980) - с Кароль Буке.
Активная актерская карьера Дорелли длилась примерно десять лет, после чего он стал почивать на лаврах в компании своей третьей жены – мегакрасотки Глории Гвиды, с которой он познакомился на съемках одной из комедий.
В 1980-е итальянское кино поразил затяжной кризис, но и в это десятилетие отряд местных комиков продолжал пополняться.
Почти одновременно в кино пришли 3 человека, которые писали сценарии и снимали по ним комедийные фильмы с собственным участием. Можно сказать, что в итальянское кино пришли 3 местных Вуди Аллена: Массимо Троизи, Карло Вердоне и Роберто Бениньи.
Но если относительно первого у меня большие сомнения, можно ли его причислить именно к комикам, то относительно Вердоне и Бениньи никаких вопросов не возникает.
Карло Вердоне (1950 г.р.)
При первой встрече Карло Вердоне меня не впечатлил – он мне не показался смешным в фильме с участием Челентано «Гранд-отель «Эксельсиор». Просто это был не его фильм – в прямом и переносном смысле. Но когда смотришь фильмы, поставленные самим Вердоне, то быстро понимаешь, что это действительно выдающийся комик.
Все 80-90-е Карло снимал чуть не по картине ежегодно, поэтому у него есть, что выбрать для просмотра, хотя не все эти фильмы доступны с переводом для русскоязычных зрителей.
Из собственных картин Вердоне могу порекомендовать «Тальк» (1982, 13 место в итальянском прокате), комедию по-итальянски «Я и моя сестра» (1987), где герой Карло весь фильм пытается справиться с проблемами своей непутевой сестры (Орнелла Мути), трагикомедию «Ночь с Алисой» (1990), где Вердоне вновь играет в паре с красоткой Мути.
Роберто Бениньи (1952 г.р.)
Бениньи – образцовый комик. Ему и делать ничего не надо, чтобы вызвать смех зрителей. Об этом позаботились его родители.
Бениньи стал мировой знаменитостью после «Жизнь прекрасна» (1997), но в Италии он был популярным комиком и в 80-е, хотя снимался нечасто. Свои комедии Роберто ставил раз в 3-4 года, и они неизменно становились популярными в Италии.
Самым успешным его фильмом в 80-е стал «Чертенок» (1988, 3-е место в прокате), где он сыграл в паре с американским ветераном кино Уолтером Мэтью.
В 1984 году Бениньи поставил на пару с Массимо Троизи «Нам остается только плакать», где они исполнили главные роли. Поначалу эта фантастическая комедия вызывает интерес, но в целом я бы не назвал ее удачной.
В 90-е как режиссер Бениньи снял всего 3 фильма с собственным участием («Джонни-зубочистка» (1991), «Монстр» (1994), «Жизнь прекрасна»), и все они стали № 1 итальянского проката!
Диего Абатантуоно (1955 г.р.)
Массивный как Бад Спенсер и несколько напоминающий в молодости одного известного российского писателя Диего Абатантуоно запоминается зрителю вне зависимости от количества экранного времени, которое ему отведено режиссером.
Его мощное тело в обрамлении гигантских усов и роскошной копны волос сразу бросается в глаза. К сожалению, запомнить его фамилию гораздо сложнее…
Впервые Диего обратил на себя внимание зрителей в одном из фильмов о Фантоцци, где он сыграл «любовника» Пины – жены главного героя («Фантоцци против всех» (1980).
После этого он стал получать очень много ролей в комедиях: среди них были как второстепенные, так и главные. В этих фильмах он продолжил эксплуатировать амплуа нагловатого и весьма раздражающего болтуна из «Фантоцци»:
«Поймай меня, если сможешь» (1982, в этой комедии он сыграл в паре с Лаурой Антонелли),
«Отель «Эксельсиор» (1982),
«Исключительно правдиво» (1982, с участием Стефании Сандрелли),
«Аттила – бич божий» (1982).
Но справедливости ради, надо сказать, что иногда Диего несколько менял свой образ и представал вполне милым человеком: «Рассказать, возбудить, раскрутить» (1982, с Эдвиж Фенек) и «Извините, если мало» (1982, с Моникой Витти).
Что любопытно, но молодому актеру в начале его карьеры в романтических комедиях доставались партнерши, которые были значительно старше его по возрасту: Моника Витти – на 24 года (!), Л.Антоннели – на 13 лет, С.Сандрелли – на 9, Фенек – на 7 лет. Во многом это происходило потому, что сам Абатантуоно в свои 25 выглядел на десять лет старше. А поскольку Антонелли и Витти казались моложе своих лет (Моника – лет на 12-15), то и возрастной разницы между ними и их молодым партнером не ощущалось.
Но вскоре Диего надело смешить народ, и он сделал большой перерыв в кинокарьере, посвятив себя театру. Через несколько лет актер вернулся в кино, но в другом амплуа, переходя из одного драматического фильма в другой. Когда он вновь стал играть комедийные роли, это был уже новый Абатантуоно, с другой прической и более серьезный.
Если вы любите кино, то наверняка видели один из лучших итальянских фильмов всех времен – «Средиземное море» (1991) Габриеле Сальватореса.
В этой светлой и печальной комедии 35-летний Абатантуоно совершенно не напоминает самого себя восьмилетней давности в «Отеле «Эксельсиор». Словно 2 разных человека.
Чем старше становился Абатантуоно – тем все больше он походил на Карла Маркса. Но смешить людей не перестал, часто появляясь в комедиях и в 21 веке.
Впрочем, в России он больше известен не по итальянским комедиям, а по фантастическому фильму Г.Сальватореса «Нирвана» (1997).