Продолжаю рассказ про самых известных итальянских комиков 20 столетия. В третьей части речь пойдет о тех актерах, которые блистали в 1970-80-е годы.
Адриано Челентано (1938 г.р.)
Адриано стал сниматься практически сразу, как стал популярным музыкальным исполнителем, но его первыми опытами в кино были музыкальные картины.
В 1963 году в комедии «Какой-то странный тип» Лучо Фульчи Челентано сыграл две роли: самого себя и идиота, похожего на Челентано, которого ушлый менеджер возит по провинции, выдавая за популярного певца (вот откуда пошел «Ласковый май»!).
«Какой-то странный тип» - смешная комедия, которая смотрится отлично даже в 21 веке, но в прокате она провалилась. По идее любой фильм с итальянским Элвисом должен был собрать более-менее приличную аудиторию, но в случае «Странного типа» это не сработало.
Успешная кинокарьера Челентано в кино по настоящему началась с роли глуповатого пастуха в комедии «Серафино» (1968). Этот фильм стал лидером итальянского проката в сезоне 1968/69!
Адриано действительно подошел образ простого парня из "глубинного народа", и этот образ в разных вариациях он будет использовать и в дальнейшем, дополнив его позднее амплуа прохиндея.
Практически все фильмы с участием Адриано в 70-е годы делали хорошую кассу, но в первой половине этого десятилетия у него почти не было комедий – лишь «Эмигрант» П.Ф.Кампаниле, в которой Адриано снялся на пару с женой Клаудией Мори.
Зато с 1975 года в фильмографии Челентано одна комедия следует за другой. В комедийном киноальманахе Серджо Корбуччи «Под каким ты знаком?» (5-е место в прокате) Адриано сыграл во второй новелле танцора, которого главная героиня привлекает к участию в конкурсе бальных танцев. Герой Адриано живет с женщиной, похожей на гориллу, что само по себе смотрится смешно, но сама новелла – сущая безделица.
За следующие два года на счету Адриано оказалось еще 2 кассовых фильма: любимый советским народом «Блеф» (1976) – 6-е место в прокате и «Невезучий папарацци» (1977) – 4-е (7,3 млн итальянцев купили билеты на эту непритязательную комедию).
Дальше-больше. В 1979 году за один из самых кассовых фильмов года «Бархатные ручки» Челентано получил приз «Давид ди Донателло» как лучший итальянский актер.
После этого успеха в прокат вышли две комедии с участием Челентано: «Вот рука» («А спорим?») и «Укрощение строптивого». Первый занял 2-е место в итальянском киносезоне 1979/80 (трудно сказать – почему), а фильм про тяжелую жизнь в итальянском колхозе с дуэтом Челентано – Орнелла Мути стал вторым при подведении итогов следующего года (его посмотрели 9 млн зрителей). Успех второго фильма легко объясним – это действительно смешное кино.
«Укрощение строптивого» стал самым кассовым фильмом Адриано в Италии, но своеобразное продолжение этой комедии – более слабый и пошлый «Безумный влюбленный» привлек в кинотеатры почти столько же итальянцев (8,8 млн). Челентано в то время работал как раб на галерах: в том же году у него вышла в прокат комедия «Туз», ставшая одним из самых кассовых фильмов года (5-е место).
Следующие несколько лет Челентано оставался самым популярным актером на родине, продолжая сниматься в сущих комедийных безделицах: «Гранд отель эксельсьор», «Бинго-бонго», «Неотразимый красавчик», «Он хуже меня»… Но вскоре он ушел из кино и заодно с эстрады, переквалифицировавшись в телеведущего. В начале 90-х годов Адриано вернулся в музыкальный бизнес, то нового романа с кино у него не получилось…
Паоло Вилладжо (1932 – 2017)
До того как попасть на экран, Паоло Вилладжо перепробовал массу профессий и не только творческих.
Забавный факт: когда Вилладжо работал конферансье на круизных лайнерах, его партнером был молодой пианист Сильвио Берлускони. Берлускони тоже был способен стать известным комиком, но их пути дорожки с Вилладжо быстро разошлись.
Пока Паоло пробивался в кино, Сильвио преуспел в бизнесе, а позднее проявил себя в роли образцового жулика на политической сцене Италии.
Паоло Вилладжо пришел в кино в самом конце 60-х, и сразу стал получать главные роли, но до комедии «Фантоцци» (1975) он не входил в число топовых итальянских комиков.
Бухгалтер Уго Фантоцци – детище самого Вилладжо, который сначала печатал рассказы о злоключениях Фантоцци в периодических изданиях, а в 1971 году выпустил о нем первую книгу (в дальнейшем он напишет еще две).
Сам актер идеально подошел для исполнения роли придуманного им персонажа, быстро покорившего итальянских зрителей. Первый фильм из серии о Фантоции стал самым кассовым фильмом года в Италии, а срочно снятый «Второй трагический Фантоцци» (1976) занял 11-е место в прокате.
В последующие годы на экраны вышло еще 8 (!) фильмов о бухгалтере-неудачнике, некоторые из которых делали хорошую кассу.
Вилладжо удалось создать персонажа, с которым стал ассоциироваться сам комик. Придурковатый хронический неудачник Фантоцци стал его комической маской, которую он в дальнейшем использовал во множестве комедий: «Синьор Робинзон» (1976), «Фраккия – зверь в человеческом облике» (1981), «Запретные сны» (1982), «Бонни и Клайд по-итальянски» (1983), «Пожарные» (1985), «У богатых свои причуды» (1987), «Римини, Римини» (1988)...
К сожалению, по-настоящему удачных комедий у Вилладжо не так много: помимо первых фильмов из киносериала о Фантоцци, можно назвать «Синьора Робинзона» Серджо Корбуччи, который был большим хитом в СССР, «Прекрасную страну» (1977) Лучано Сальче, и с некоторыми оговорками «Банкира-неудачника» (1980) того же режиссера. Почти все лучшие фильмы Паоло были сняты именно Сальче.
Успех Фантоцци позволил Вилладжо создать свою комическую «банду», в которую входили 2 его партнера по киносериалу: Жижи Редер (бухгалтер Филлини, 15 совместных фильмов) и Анна Маццамауро (синьорита Сильвана, 12 картин с Вилладжо), а также режиссер Нери Паренти, который снял 19 фильмов с участием Паоло!
Редер и Маццамауро стали хорошо известны после «Фантоцци», но все-таки не превратились в кинозвезд, которые были способны привлечь зрителей в кинотеатры.
Ведущие комики Италии 70-х Адриано Челентано и Паоло Вилладжо были всенародными любимцами и у нас. Но помимо Челентано и Вилладжо, в 70-е годы в Италии стали популярными еще несколько комиков, которые вышли на ведущие роли в середине десятилетия: Альдо Маччоне, Лино Банфи, Пиппо Франко, Энрико Монтезано и Ренато Поццетто.
Эти парни в нашей стране не очень известны (хотя лицо Маччоне было знакомо советским зрителям по «Чудовищу» с Бельмондо). Когда пришла эра видео и к нам стали попадать фильмы с Челентано и другими известными комиками, Монтезано и Поццетто временами мелькали в фильмах с Адриано, но лично мной они воспринимались как некие ассистенты Челентано.
Лино Банфи для меня всегда был неким приложением к какой-нибудь секс-бомбе – Эдвиж Фенек или Глории Гвиде. А Маччоне до недавнего времени так и оставался тем самым смешным режиссером из «Чудовища».
На самом деле воспринимать этих клоунов подробным образом неверно. У них тоже были фильмы-бенефисы, просто у нас об этом мало кто знает.
Альдо Маччоне (1935 г.р.)
Альдо Маччоне отнюдь не случайно появился в комедии с участием Ж.-П. Бельмондо «Чудовище». Дело в том, что во французском кино итальянец Маччоне чувствовал себя как дома.
Карьера Маччоне вышла весьма замысловатой. Он снялся в трех фильмах на родине в первой половине 60-х, но был больше известен не как киноактер, а в качестве участника комической группы Brutos, которая гастролировала не только в Италии, но и по соседним странам.
Во Франции Маччоне заприметил Клод Лелуш и с его помощью Альдо попал во французское кино. Только после нескольких заметных ролей во Франции (в том числе у Лелуша в «Приключения есть приключения» (1972), Маччоне стали активно приглашать в итальянские комедии.
Интересный факт: ведущий комик Италии 70-80-х Адриано Челентано как актер был практически неизвестен во Франции, а отнюдь не самый популярный комик в Италии Маччоне во Франции иногда собирал своими фильмами полные залы!
Одна из его французских комедий – «Заткнись, когда говоришь!» (1981) заняла 19-е место в годовом хит-параде (2 млн. зрителей), хотя эта картина держалась исключительно на комических номерах Маччоне и совсем немножко на красоте Эдвиж Фенек (которая здесь даже не разделась по-настоящему!).
Чуть хуже (1,6 млн зрителей) прошла во французском прокате комедия с Альдо в главной роли «Сердцеед» (1983) Кристиана Жиона.
В Италии Маччоне со временем тоже стал хорошо известен, но хитов проката на его счету нет, да и просто заметных комедий немного: «40 градусов под простыней» (1976) С.Мартино, «Я фотогеничен» (1980), ««Индийский кактус» (1980) Стено...
Моя любимая роль у Маччоне в итальянском кино – в киноальманахе «40 градусов под простыней» (1976). Он сыграл в одной из новелл, на протяжении которой всю дорогу сражался с безумной дамочкой и ее не менее сумасшедшей псиной.
Пиппо Франко (1940 г.р.)
У Пиппо Франко был самый большой нос в Италии и самая широкая улыбка. Если ты работаешь комиком, то это очень помогает в работе.
Франко стал получать главные роли в комедиях в начале 70-х, когда снялся в паре с Эдвиж Фенек в «Убальде, обнаженной и жаркой» (1972) и «Джованнона «Большие бедра» (1973). Комедии были откровенно глупыми, но Пиппо Франко в роли идиота выглядел в них весьма органично.
В дальнейшем он не добился особых успехов, так и оставшись второразрядным комиком. Даже трудно порекомендовать какую-либо картину с его участием.
Возможно, стоит посмотреть новеллу в киноальманахе С.Мартино «Богатые, очень богатые… на самом деле в одних трусах» (1981) – она действительно смешная, и фильм ««Фанат, судья и футболист» (1982).
Пиппо Франко не только снимался в кино, но еще и пел на эстраде с конца 60-х, но и здесь он не стал большой звездой, специализируясь на детских и юмористических песенках.
Энрико Монтезано (1945 г.р.)
Энрико Монтезано в нашей стране больше известен как комик, который играл в ряде популярных фильмов вместе с Адриано Челентано: «Гранд-отель «Эксельсиор» (1982), «Синг-Синг» (1983).
На самом деле Монтезано – не просто актер, которому повезло сняться вместе с Челентано.
В конце 70-х – начале 80-х он был весьма популярным комиком, на счету которого немало успешных фильмов, где он был главной звездой: «Хлеб, масло и варенье» (1977), «Вор» (1979), «Полоса невезения» (1982), «Жулики и бродяги» (1987)...
В весьма забавной комедии «Хлеб, масло и варенье» (1977) Джорджа Капитани Монтезано сыграл афериста, который подселяется к трем одиноким женщинам, решившим воздерживаться от общения с мужчинами. Мечты героинь не сбылись. Пострел Монтезано ко всем поспел...
Нельзя не отметить появления Энрико в ряде популярных в Италии киноальманахов на сексуальную тему: «Настолько раздеты, что никакого стыда» (1976), «Три тигра против трех тигров» (1977), «Я тигр, ты тигр, он тигр» ("Охотники за любовью", 1978).
Особенно смешная новелла с участием Монтезано вошла в последний из этих фильмов, который точно стоит посмотреть.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: