Продолжаю рассказ про самых известных итальянских комиков 20 столетия, начатый в первой части статьи.
Нино Манфреди (1921 - 2004)
У великого итальянского актера Нино Манфреди был один фундаментальный недостаток – самая обычная внешность. Это хорошо для шпионов и преступников, но не для актеров. В качестве компенсации Манфреди имел фантастически выразительное лицо.
Легкой мимикой он мог сыграть удивление, испуг, робость и глупость (тупость). Это были его фирменные эмоции, которых вполне хватило для успешной карьеры на протяжении двух десятилетий (1960-1970-е).
Манфреди много играл в 50-е годы в легких комедиях, но чаще всего его роли были второплановые («Холостяк» (1956), «Гвардия, гвардейцы и бригадный генерал» (1956)… А те картины, в которых ему давали главные, хитами проката не стали («Кемпинг» (1958), «Кармела и кукла» (1958).
В 60-е дела пошли получше, но настоящая популярность к Манфреди пришла лишь в середине 60-х, а к концу десятилетия он стал ведущим комиком Италии.
Его самые популярные комедии в этот период: «Измена по-итальянски» (1966) П.Ф.Кампаниле и три картины, поставленные Дино Ризи - "Операция Святой Януарий" (1966, 4-е место в годовом хит-параде Италии), "Убей меня поцелуями" (1968) и "Раздевая глазами" (1969, 6-е место). Последняя картина – комический бенефис Нино.
В этом киноальманахе он сыграл все главные роли и получил свой первый приз «Давид ди Донателло» (итальянский «Оскар»).
В следующее десятилетие практически все наиболее кассовые фильмы у Манфреди были трагикомедиями или драмами: «Хлеб и шоколад» (1973), «Мы так любили друг друга» (1974), «Гонорар за предательство» (1977), «Именем папы-короля» (1977) и «Кафе-экспресс» (1980).
Лучшая роль Нино в карьере тоже относится к трагикомическим – в «Отвратительные, грязные, злые» (1976) Этторе Скола, где Манфреди убедительно изобразил главу отвратительного, грязного и злого семейства, который прячет свои невеликие деньги от наследников.
Из комедийных ролей Нино в 70-е нельзя не отметить новеллу в киноальманахе «Те странные случаи» (1976). Но в целом к комедийному жанру в эти годы Манфреди охладел.
Чиччо Инграссия (1922 – 2003) и Франко Франки (1928 – 1992)
Комики Чиччо Инграссия (высокий) и Франко Франки (низкий) пришли в кино в начале 60-х и за пару лет стали одними из самых популярных актеров Италии. И самыми снимаемыми!
В 1962-м на экраны вышли 6 картин дуэта, в 1963-м – 8, в 1964-м – 18 (!!!), в 1965-м – 14. В 1965 году их фильмы буквально оккупировали итальянский хит-парад (они заняли 11, 13, 18, 20, 22, 25, 34 места!). Неудивительно, что эта парочка довольно быстро надоела публике, но и во второй половине 60-х ряд их картин смогли сделать неплохую кассу.
Хотя один из их фильмов каким-то макаром проник в СССР, по большому счету советские зрители этих парней не знали.
Я не фанат этих комиков. В сущности, они шли по пути Тото, значительная часть картин которого были примитивными пародиями или эксплуатировала какую-то популярную тему массовой культуры.
У Чиччо и Франко были картины, которые пародировали Бонда («Два мафиози против Голдфингера», 1965, «Доктор Голдфут и девушки бомбы», 1966), использовали популярность инопланетной темы («У марсиан 12 рук» (1964), персонажа Зорро («Племянники Зорро», 1968), вестернов («Два мафиози на Диком Западе» (1964), «Франко и Чиччо выходят на тропу войны» (1969), пеплумов («Сатириконище», 1970)…
Один из главных недостатков фильмов этого дуэта заключался в специфической манере Франки корчить рожи. Наблюдать за его кривляниями нелегко.
Но кое-что из наследия этого дуэта посмотреть можно.
Из ранних фильмов доступны с переводом забавные комедии «Достопочтенное общество» (1961) (где играют Доменико Модуньо и Витторио Де Сика в роли крестного отца) и «Самый короткий день» (1963), в котором засветилось чуть не с десяток кинозвезд Италии и Франции. Причем некоторые появились буквально на несколько секунд (У.Тоньяцци, Тото, А.Жирардо, Р.Сальватори), что очень странно.
Из более поздних фильмов на торрент-трекерах есть «Два моряка и генерал» (1965) Луиджи Скаттини (с участием Бастера Китона в довольно большой роли генерала вермахта!), не очень смешная, но вполне вменяемая комедия «Бдительная пара» (1967) Джузеппе Орландини, которая была популярна в Италии, и картина Нандо Чичеро «И кто только выдал тебе права?» (1970) – несколько смазанная дурацкой концовкой.
В первой половине 70-х дуэт распался – последним фильмом Франко и Чиччо стала пародия на только что вышедший американский хит «Мотылек» с Дастином Хоффманом и Стивом Маккуином. «Последний блин» пары получился комом…
Без своего постоянного партнера Франко Франки сыграл свою лучшую роль в пародийном фильме «Последнее танго в Загароле» (1973) - самой странной комедии итальянского кино. В нем Франки почти не использовал свои обычные ужимки и гримасы, что безусловный плюс этого фильма.
Бад Спенсер (1929 - 2016) и Теренс Хилл (1939 г.р.)
Бад Спенсер (Карло Педерсоли) и Теренс Хилл (Марио Джиротти) – самые популярные комики в итальянском кино 70-х. Их популярность объясняется тем, что они застолбили за собой нишу комиков в кино для подростков. Большинство их фильмов относились к комедийным вестернам и боевикам, которые предназначены для молодых парней, нуждающихся в непобедимых экранных героях. Бад и Теренс были не только непобедимы, но и умели смешить аудиторию. Это комики-бойцы.
Всего эта парочка снялась в 19 совместных картинах. Их главными комедийными хитами в Италии стали "Меня зовут Троица" (1970, 8,7 млн зрителей), "Меня все еще зовут Троица" (1971, 14,5), "Давайте, ребята!" (1972, 10), "Иначе мы рассердимся" (1974, 11,2), "Подставь другую щеку" (1974, 7,9), "Борцы с преступностью" (1977, 2-е место в прокате)», "Орел или решка" (1978, 4-е место).
Поодиночке Бад и Теренс тоже часто делали отличную кассу, но все-таки органичнее они воспринимаются как члены дуэта комиков. У каждого из них была своя комедийная маска: Хилл – обаятельный пройдоха, Спенсер – хмурый и заторможенный громила. Худой Теренс всегда быстро стрелял и здорово дрался, а бегемотоподобный Бад то и дело впадал в ярость и сметал всех на своем пути.
В отличие от большинства итальянских комиков, Хилл и Спенсер стали популярны в остальной Европе – особенно, в Германии, Франции и Испании.
На счету этой пары нет комедийных шедевров, хотя фильмы про «Троицу» вполне можно посмотреть, а спродюсированный Серджо Леоне «Меня зовут Никто» (1973) с Т.Хиллом – отличная пародия на жанр итальянских вестернов, которая замечательно прошла в европейском прокате (5-е место в Италии, 3-е в ФРГ, 2-е во Франции).
Ландо Будзанка (1935 - 2022)
Ландо - прирожденный комик и талантливый актер. Его дебютным фильмом стал «Развод по-итальянски» (1961), в котором он сыграл небольшую роль жениха сестры главного героя.
К концу 60-х Ландо стал довольно известным комедийным актером, но главные роли получал редко.
Ситуация изменилась в начале 70-х, когда Будзанка стал звездой легких комедий – обычно на сексуальную тематику: «Первая ночь доктора Даниели…» (1970), «Звери» (1971), «Человек эротичный» (1971), «Обнаженная виолончель» (1971), «Перелетная птица» (1972), «Сенатор-развратник» (1972)...
На мой вкус лучшая его комедия – «Рабыня для всех, кроме тебя» (1973) Джорджо Капитани. Эта картина смешная и не очень пошлая, хотя без обнаженки там не обошлось.
Нужно отметить, что Будзанка, несмотря на свою физиономию прирожденного комика, был по-настоящему хорошим актером, которому вполне по силам были драматические роли. Иногда он демонстрировал свои умения даже в рамках комедий, где требовалось сыграть подобные сцены («Обнаженная виолончель»).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: