Найти тему
Географ и глобус

Замужем за духом. Ритуальное рабство в Африке

Оглавление

Летающее многоголовое чудище под именем Змей Горыныч в русских народных сказках нередко похищало девушек-красавиц, а то и брало ими дань с населения. Сюжет, когда жители каждый год отдавали Змею самую красивую жительницу, часто встречается в былинах и сказаниях. Уносило чудище жертв в свою пещеру, а дальше их счастливо освобождал герой с мечом-кладенцом. За рамками повествования оставался вопрос — а что же Змей делал в норе с полученными в виде дани девушками? Ел он их, они ему служили — былины и сказки об этом молчали.

А вот на западе Африки случаи, когда жители деревни жертвуют человека... нет не Змею, а всего лишь могущественному жрецу, — это уже не сказка. Фактически семья отдает ребенка в распоряжение служителей культа. И, как правило, навсегда. Так ничего не подозревающая девочка становится на всю жизнь "невестой верховного духа". Звучит красиво, но на деле это оборачивается полноценным рабством в услужении не у духа или божества, а у его земного представителя из плоти и крови.

Трокоси — невесты богов

"Трокоси" — ритуальные рабыни в Африке/ © Кадр: фильм «Punctured Hope»
"Трокоси" — ритуальные рабыни в Африке/ © Кадр: фильм «Punctured Hope»

Гана — довольно успешная и развивающаяся страна, расположенная на западном побережье Африки. В ней проживает около 30 миллионов человек, и 5% из них — это последователи языческих религий. Они живут на юго-востоке республики, в деревнях, которые удалены от цивилизации. Власть там лишь номинальна, а на деле всем управляют жрецы и старейшины, которые распределяют блага, вершат суд и проводят ритуалы.

Верования у язычников довольно сложные, но есть в них одно непреложное убеждение. Местные жители верят, что всевидящие духи готовы мстить тем, кто ведет неправедный образ жизни. Кара может заключаться в чем угодно: заблудилась в поле овечка — значит, боги покарали; закатился за циновку медный браслет — духи мстят; заболел член семьи — проклятье нависло над родом. В попытках понять, чем же они разгневали высшие силы, жители приходят к жрецу. А он после сложного ритуала рассказывает в чем дело. Причем, хитрый служитель не указывает напрямую на корень всех бед. Он обтекаемо говорит о прегрешениях рода и дает рецепт избавления от напастей. Вердикт прост и суров — семье надлежит отдать в услужение духам девочку.

Около ганского языческого храма/ © lenta.ru
Около ганского языческого храма/ © lenta.ru

Вот так и появляются у местных языческих храмов целые общины "невест духов", а на местном языке "трокоси" (тро — бог, дух, святилище; коси — жена, невеста, рабыня). Переступив порог храма, они перестают принадлежать себе и становятся собственностью жреца. После проведения нехитрого обряда у девочек отбирают одежду, бреют их наголо, выдают кусок ткани и отныне они полноценные "невесты", а точнее — рабыни. Девочки (как правило, в услужение берут детей от 7 до 12 лет) начинают трудиться в хозяйстве при храме или на личных полях жрецов и старейшин. Встают в пять утра, носят воду, обрабатывают посевы ручными мотыгами, пасут скот, убирают в доме, заготавливают дрова. Питание — миска просо или вареные листья маниока.

При достижении половой зрелости они вступают в связи со служителями культа. И это в отдельных случаях необходимая часть "ритуала очищения" семьи. Отказать девушка не может. Да и вообще, "трокоси" не имеют никаких прав. Их удел — выполнять то, что скажут, и безропотно сносить все лишения. Из-за подобной ситуации к 30 годам "трокоси" обзаводятся четырьмя-пятью детьми, которые безоговорочно становятся собственностью храма. Поэтому храмовая община разрастается, словно опара у умелой хозяйки. У некоторых служителей культа она достигает 200–300 человек.

Быт "трокоси" в Гане/ © Кадр: фильм «Punctured Hope»
Быт "трокоси" в Гане/ © Кадр: фильм «Punctured Hope»

Сам жрец умело регулирует число "невест". Достигших 30-летнего возраста он часто отпускает на "вольные хлеба". Такая женщина селится поблизости и выживает как может. Но при этом, если она ловит рыбу, добывает себе пропитание, то обязана принести в храм своеобразную десятину — третью часть от выращенного или пойманного.

Неприкасаемые

Казалось бы логичным, что бывшая "невеста духа" может вернуться домой в семью, откуда ее забрали в детском возрасте. Но не тут-то было. Родные ее не принимают, ведь они отдали ребенка в храм навсегда. И пока тот находится в услужении у жреца, семья надежно защищена от бед и несчастий. Поэтому родные вернувшейся "трокоси" ни то что не рады, а наоборот, выгоняют ее из дома обратно в храм. Точно также поступают с беглянками. А если девушка умерла на службе у духа, то родные производят замену — отдают в святилище очередного ребенка.

"Трокоси" рожают рано/ © bbc.com
"Трокоси" рожают рано/ © bbc.com

Вообще, бывших "трокоси" не существует. "Невеста духа" — это словно клеймо на всю жизнь. Иногда физическое (еще полвека назад жрецы выжигали на теле рабынь ритуальные знаки принадлежности к определенному храму). Жители Ганы считают "трокоси" неприкасаемыми — некой низшей и грязной частью общества. Их боятся, сторонятся и избегают. Поэтому даже если рабыне удастся сбежать, жизнь у нее прежней никогда уже не будет.

Избавление

Но такие предрассудки чужды белым людям. Именно они первыми узнали о диком рабском обычае. В 1997 году весь мир увидел, кто такие "трокоси" из репортажа корреспондента CNN Кристиана Аманпура. Он взял интервью у одного из ганских жрецов и показал девушку-рабыню, которая попала в храм в 7-летнем возрасте в качестве искупления любовной интрижки родственника.

История получилась трагичной. Дядя девочки пришел в семью своего брата и попросил у него взять на воспитание среднего ребенка — девочку по имени Сосса. Обещал воспитывать и заботиться. Мужчина был бездетный, поэтому его брат согласился отдать ребенка. Но вместо семейного уюта в другом доме Сосса получила место "трокоси" у жреца в далеком храме. Дядя ее сознательно отдал в обмен за снятие греха после бурных любовных похождений.

Девочке повезло — после репортажа ее выкупил у жреца американец Кеннет Периньи, привез в Америку и стал ее приемным отцом. К тому времени Сосса провела в рабстве всего год и не успела сполна окунуться в ужасы невольничьего быта.

Сосса Периньи — освобождённая "трокоси"/ ­­© bbc.com
Сосса Периньи — освобождённая "трокоси"/ ­­© bbc.com

А вот остальные "трокоси" так и влачили жалкое существование рабынь в услужении у сытых и довольных жрецов. Впрочем, после репортажа CNN поднялась буря возмущений — в Гану хлынули репортеры, волонтеры и неравнодушие люди со всего мира. Правительству пришлось как-то реагировать на поднявшуюся волну, и в 1998 году власти Ганы приняли закон, запрещавший ритуальное рабство. Ситуация улучшилась — за последующие два десятка лет из неволи удалось вызволить тысячи женщин. Однако другая проблема никуда не делось — общество не принимало освобожденных "невест духов" и тем оставалось жить вне городов и деревень, организуя собственные общины. Кроме того не все из них были рады такому неожиданному избавлению. И хоть формально девушки скинули цепи рабства, но предпочитали селиться рядом с храмом и по первому требованию жреца вновь поступать к нему в услужение.

Хотели как лучше

Что касается второй стороны вопроса — наказания, — то тут все еще хуже. Правосудие в Гане откровенно буксует в части осуждения жрецов. Ни полицейские, ни судьи предпочитают не связываться со служителями культа, опасаясь проклятий, болезней и несчастий. Поэтому процесс освобождения "трокоси", так бурно начавшийся в начале XXI века, почти сошел на нет в современное время. Ритуальное рабство осталось, просто ушло глубже в подполье. К тому же хитрые жрецы теперь на все вопросы отвечают, что девушки у них находятся на временной работе, и по достижению совершеннолетия они вольны вернуться домой. Только вот никто не возвращается.

Свободные "трокоси" так навсегда и остаются "невестами богов" и общество их не принимает/ © fishki.net
Свободные "трокоси" так навсегда и остаются "невестами богов" и общество их не принимает/ © fishki.net

Обеспокоенные правозащитники в последнее время стали активно работать уже с самими жрецами. Хорошо зарекомендовала себя стратегия обмена — когда вместо девочки служителей культа убеждают брать коров, деньги или драгоценности. Другое дело, что бедная семья может не иметь всего этого, и единственное "богатство", которым она располагает — это ребенок. Тут уже поделать ничего нельзя — хочет девочка или нет, но она пойдет в услужение богатому жрецу. И скорее всего на всю жизнь.

Увы, из волонтеров не вышло героя с мечом-кладенцом, который смог освободить прекрасных девиц из плена многоголового Змея. Освободить-то он их освободил, только лучше от этого никому не стало. Не принимают жители деревни обратно своих красавиц, да и те не сильно горят желанием уходить от окаянного Горыныча. Не та это сказка...

Вообще, Гана — интересная страна. На юго-востоке процветает почти открытое ритуальное рабство. А на севере другой культ, порождением которого стали цветомузыкальные похороны, гробы на колесиках и танцующие могильщики 👇:

(Статья подготовлена по материалам сайтов: lenta.ru; wiki5.ru; ecmafrica.org; bbc.com)