Представьте себе: в Москве до сих пор есть действующие промышленные объекты! Это особенно удивляет сейчас, когда каждый квадратный сантиметр земли наши гениальные правители стремятся продать под жилую застройку. Облик города? Рабочие места? Транспортная доступность? Перегруженность дорог и общественного транспорта? Не в мою смену. В мою смену - получить баблишко и скрыться в тумане.
Но это всё лирика, а проблемами современной застройки пускай занимаются урбанисты. Мы же с вами отправляемся в московский район Грайвороново, где сохранилась, хоть и в весьма урезанном виде, железнодорожная станция, на которую заезжают пара-тройка грузовых поездов в сутки. Называется она Новопролетарская, а пришли мы на неё со станции Бойня, вот начало рассказа об этом походе:
Итак, мы спускаемся с огромного путепровода к мостику, где ветка Бойня - Новопролетарская пересекает МЦД-2 - Курское направление.
Антуражный железный заборчик, очень полезный для Москвы и москвичей лес человейников, выросших на месте промзоны, Тульский экспресс, а над этим всем - покрытые ржавыми пятнами рельсы ветки, по которой поезд проезжает хорошо если раз в месяц.
Вот что-что, а строительная отрасль благодаря ПИК и прочим застройщикам явно не обделена заказами. Взять, к примеру, завод ЖБИ №6 - вон он, за разграфитченным серым забором! Кстати, на мой личный взгляд, уличное искусство вместо серого полотна, да ещё и за счёт художников - это неплохая изюминка городов, особенно, если нарисовано нечто красивое или хотя бы цветастое. А за длинным бетонным полотном - склад различных изделий из железобетона, которые, вероятно, сразу же отправляются на стройку жилого комплекса с предыдущей фотографии.
Полюбовавшись очередной электрчикой до Чехова да складом бетонных панелей, топаем к станции Новопролетарская: путь на перегоне зарос, зато входной светофор работает. Хотел бы я знать, когда в последний раз на нём горел зелёный свет!
А вот так это место смотрелось в 2011 году: никаких зарослей, никаких человейников, нет путепровода, на котором сейчас лежит Московский скоростной диаметр, зато есть зелёный тепловоз, прибывший сюда со станции Перово, чтобы забрать порожние вагоны-цементовозы.
Справа от ветки до 2017 года нахоился Московский жировой комбинат, производивший, среди прочего, майонез "Московский провансаль", теперь же здесь стоят чудесные коробки. И не надо говорить, что Москва - не резиновая. Ещё какая! Ведь всегда можно начать строить башни и по 40 и по 60 и по 278 этажей, и тогда - хоть всю Россию в Москве можно будет разместить. Это ведь проще, чем всю Россию сделать такой же удобной для жизни, как Москва, не правда ли?
Ладно уж, поворчали - и хватит! Ведь на горизонте уже видны станционные пути Новопролетарской, некоторые из которых заняты полувагонами. Накат на бойненской ветке по мере приближения к станции всё больше, так как этот участок используется Новопролетарской для приёма длинных поездов.
Теперь быстренько посмотрите на эту же панораму из 2010 года. Москва, ты ли это?
Мы всё ближе к станции, а в кустах уже просматривается подъездной путь Московского жирового комбината, по которому подавали цистерны с растительным маслом.
А сейчас что? Сейчас майонез и другую продукцию завозят в Москву на грузовиках, ведь на наших дорогах так много свободного места. Пути, оставшиеся на территории бывшего комбината, ведут только к неиспользуемому элеватору, совмещенному с офисным зданием. По словам одного из подписчиков, раньше там делали стиральные порошки, если вы можете это подтвердить или опровергнуть - пишите комментарий.
Быстро, однако, восстанавливается природа. Не прошло и 10 лет, а путь уже утонул в зарослях так, будто бы этот лес находился здесь всегда.
Особенность станции Новопролетарская в том, что у неё есть только одна горловина... Как бы объяснить нежелезнодорожным читателям? Вот представьте: едете вы в поезде. Два пути, лес, столбы, чай в подстаканнике, потом появляется станция. Группа стрелок, много путей, платформа, вокзальчик, оградка, бабки с пирожками... Потом опять стрелки и опять два пути перегона в лесу. Так вот, горловина станции - это и есть та самая группа стрелок, то место, где один или два пути превращаются во много путей. На Новопролетарской такая группа путей есть лишь с одной стороны, что, я думаю, несколько затрудняет маневровую работу.
Но с этой проблемой железнодорожники как-то справляются: в конце концов, Бойненскую ветку можно занять составом без последствий хоть на неделю, всё равно туда почти ничего не заезжает. Зато тут есть тропинка через пути, справа от которых - 1-й Грайворонский проезд, где сохранились остатки более развитой цивилизации. Хрущёвка - это ещё ладно, а следом за ней прячется дом номер 7 - чудесный жёлтенький представитель сталинского неоклассицизма 1950 года постройки. Казалось бы - технологии строительства и мода должны идти вперёд, но вместо аккуратных домов с различными архитектурными деталями мы теперь умеем строить только коробки... Осуждаю!
А на станции - тишь да гладь! На путях стоят полувагоны: какие-то пойдут на металлобазу в Кузьминках, какие-то - на завод железобетонных конструкций.
Над станцией с недавних пор висит, словно грузное дождевое облако, путепровод московского скоростного диаметра. Ну правильно, Москва же - это транспортная развязка, а не город для людей! И почти наверняка те, кто купит квартиры в человейниках по соседству, будут рады прекрасному виду из окна на кучу современных автомобилей на современной дороге, дымящих современными выхлопами и издающими современный уровень шума. Потом сядут за компьютер и напишут здесь комментарий о том, что я ною, и что Москва - современный развивающийся город, который и должен быть таким.
Единственное сравнительно приятное здание на станции Новопролетарская сейчас - это, собственно, станционная трёхэтажная контора. Жалко, конечно, что её первоначальный облик спрятан под железным сайдингом, но спасибо, что хотя бы этот сайдинг не покрашен старой тряпкой в красно-серую ливрею РЖД.
А вот и единственная горловина станции. Относительно свежий балласт на путях, накат на рельсах, живые светофоры, целёхонькая мачта освещения, подготовленные под замену свежие деревянные шпалы - Собянин, видимо, ещё не знает о существовании этого местечка! Так что ни в коем случае не показывайте ему эту статью, иначе через пару лет Новопролетарскую будет не отличить от Бойни!
Есть тут и кусочек автобуса ПАЗ-3205, выполнябщий роль какого-то навеса.
Красивая картина, правда? Смотрите, как похорошела Москва! Современное, стильное жильё! А вы как хотели, Москва ведь - развивающийся мегаполис будущего, ну неужели он должен выглядеть как-то иначе? Ну ладно, шучу, это полное уродство! И, судя по комментариям, большинство читателей со мной согласны. Только какого лешего 99 процентов из вас проигнорировали мэрские выборы в сентябре?! Не проголосовали, не попытались на что-то повлиять, теперь - получите и распишитесь: Собянин с нами ещё на пять лет, и страшно представить, что он может сотворить с Москвой за это время.
Проходим ещё немного вперёд: тут начинается подъездной путь к станции Старопролетарская, которую недавно сильно урезали из-за строительства очередной автодороги, и теперь она, вместо кучи предприятий, обслуживает только металлобазу. Удивительно, что сохранилась хотя бы она! Как раз с подъездного пути и сделана эта фотография.
В 2011 году, например, на Старопролетарской находился ещё один завод ЖБИ, который сейчас уступил место... Угадайте, чему. На фотографии ниже зелёный ЧМЭ3 затягивает вагоны-цементовозы с Новопролетарской на Старопролетарскую, чтобы потом передать их на завод, а ещё больше фотографий с этой железнодорожной ветки я покажу вам в другой раз.
Мне кажется, что сейчас любые грузовые станции на территории Москвы нужно воспринимать как живой памятник истории, каждый день которого внезапно может стать последним. Бойня, Северный Пост, Южный Порт и огромное количество различных других уже пали жертвой собянинского похорошения, и Новопролетарская запросто может стать следующей, а за ней - и любая другая, хоть Канатчиково, хоть Андронрвка, хоть Люблино Сортировочное. И вы, конечно, можете поспорить со мной в комментариях о том, что промышленность Москве не нужна, что дешевле всё возить по городу грузовиками (горе-экономисты), что человейники - это красиво, но едва ли вам удастся меня переубедить, ведь я слишком сильно люблю Москву, чтобы спокойно смотреть, как никогда не жившие здесь приезжие чиновники с больными представлениями о современном городе превращают её в спрятанную среди нелепых небоскрёбов автомобильную развязку, наплевав на мнение москвичей.
Смотрите также:
Другие статьи о грузовых станциях в Москве:
Всё, что движется - телеграм-канал, в котором собраны публикации нескольких транспортных авторов с Дзена.