Снятый в 1987 году двухсерийный фильм "Десять негритят" - самая точная и удачная экранизация романа Агаты Кристи. Говорухин очень бережно обошелся с первоисточником. Множество остальных экранизаций сняты не по одноименной книге, а по пьесе. В ней леди Агата обошлась с персонажами куда гуманнее, оставив двоих из них в живых.
Наш фильм довольно мрачный, полный зловещих моментов, и полностью соответствует атмосфере романа. Кроме того, это единственная экранизация с настоящим названием романа без толерантных выкрутасов и правок в считалочке-ключе вроде переименования негритят в индейцев, солдатиков или сельских мальчиков. Один вариант считалочки, согласно которой происходили убийства, вообще последнему негритенку дает возможность счастливо жениться и произвести десятерых детей. Которые, видимо, должны в свою очередь вовлечься в круговорот неудач.
Наша экранизация не коверкает название в угоду моде, не оставляет в живых никого, и считалка не допускает разночтений - негритята, и точка. Может, поэтому получился отличный фильм ничем не хуже книги, что бывает крайне редко.
События разворачиваются в замкнутом пространстве. На Негритянский остров (ай да мы!) приезжает довольно пестрая публика - врач, молодая гувернантка, военный в отставке, пожилая религиозная фанатичка, судья. Люди, которых ничто не может связывать. Все они получили убедительные приглашения и не смогли отказаться.
Хозяина нет. Прислуга, солидная супружеская пара, его тоже не видела, просто получила инструкции.
Во время застолья слуга ставит пластинку, и раздается голос. Он обвиняет каждого из гостей в смертях, произошедших по их вине.
Присутствующие ошарашены, начинают возмущаться и протестовать. Но о том, чтобы покинуть странное место, не может быть и речи. Лодка остров покинула и никакой другой связи с материком нет. К тому же разыгралась непогода, и в ближайшее время высадиться на остров никто не рискнет.
Энтони Марстон, сбивший автомобилем двух детей и не испытывающий никакого раскаяния, заявляет, что принимает вызов. Выпивает бокал и падает замертво. Наутро выясняется, что умерла во сне служанка. Генерал идет прогуляться и исчезает. Наблюдательная гувернантка делает открытие. В каждой комнате на стене висит считалочка. И согласно ей с подноса исчезает фигурка негритенка, когда совершается очередное убийство по сюжету стишка. К тому же инициалы и фамилия пригласившего всех неизвестного персонажа вместе читаются как "аноним".
В кинокартине две серии, повествование неспешное. Каждый из персонажей вспоминает свое преступление. Что примечательно, раскаяние испытывают далеко не все.
Говорухин собрал целое созвездие актеров. Сразу в одном фильме Кайдановский, Зельдин, Абдулов, Ромашин, Максакова, Глузский. Друбич на их фоне как актриса явно слабовата, но зато хорошо смотрится в кадре.
Жаль, что Говорухин не избежал соблазна и включил в картину постельную сцену. Можно притянуть за уши, что гувернантке проще было впоследствии сделать выстрел в своего насильника, будем называть вещи своими именами. Но это совершенно лишнее. Кристи обо всем позаботилось. Девушка и так была убийцей. И речь шла о жизни и смерти. Так что никакой сюжетной нагрузки коитус между персонажами не несет. Просто неприятная примета времени.
Цензуру ослабили, и почти каждый режиссер норовил продемонстрировать свободомыслие таким незамысловатым способом.
В остальном же экранизация безукоризненная, классический детектив. Сам Говорухин определил жанр картины как интеллектуальный триллер.
И он нисколько не преувеличивал. В первый раз фильм смотреть жутковато, хотя никаких особенно кровавых сцен в картине нет. Но скрип дверей и половиц, шум прибоя, зловещая музыка, охваченные страхом персонажи в старом доме на отрезанном от мира клочке суши создают такое постоянное нарастающее напряжение, что перевести дыхание удается только после развязки.
Любителям детективов - приятного просмотра.