На этой конкретной картине французский живописец Клод Моне (годы жизни 1840-1926) лежит на спине в кровати, подперев свою левую ногу сложенным одеялом. После поездки на территорию леса Фонтенбло Моне направился в городок под названием Шайи, что неподалёку от города Фонтенбло, и попросил своего коллегу Фредерика Базиля (годы жизни 1841-1870) встретиться с ним именно там.
Моне планировал начать писать свою монументальную картину «Завтрак на Траве» (1865-1866 годы) в ответ на не менее знаменитую и одноимённую работу Эдуарда Мане (годы жизни 1832-1883), над которой тот трудился в 1862-1863 годах, в результате чего и попросил Базиля позировать для неё. Фредерик приехал туда через день или два после Моне и поселился в тамошней гостинице, где остановился на несколько дней, время от времени позируя для произведения своего друга.
Комичная сцена из тех нескольких дней описывает, как, когда Базиль только собирался покинуть площадку, где была поставлена картина, группа английских студентов начала играть в игру, заключавшуюся в подбрасывании в воздух довольно тяжёлого металлического диска. Плохо предпринятая попытка подкидывания данного предмета, очевидно, повела диск к группе детей, игравших поблизости; Моне кинулся им на помощь и получил травму – диск повредил ему ногу.
Поговаривают, что медицинские навыки Базиля спасли положение: он наложил на рану жгут, тщательно её очистил, после чего остался в Шайи, дабы позаботиться о своём друге, пока тот идёт на поправку. Во время выздоровления Моне написал ещё и портрет Базиля, который впоследствии стал довольно известным.
Здесь же на зрителя смотрит прикованный к постели, неподвижный Клод Моне. Над кроватью справа от пациента подвешено что-то вроде тягового устройства, которое установил всё тот же мастер на все руки – Базиль. Покрасневшая икра раненного мужчины очевидна, как и его состояние выздоровления, в том числе ночной горшок для малой нужды, стоящий на полу подле кровати – интимная деталь, которая делает сцену весьма приватной, а зрителя – практически подглядывающим за творцом злоумышленником.
Стиль произведения скорее реалистический, нежели импрессионистский, как будто вся серьёзность случившихся обстоятельств и тесная связь между двумя друзьями требовали более тщательной – буквально натуралистической и детальной обработки картины.
- Художник – Фредерик Базиль
- Название – «Моне После Несчастного Случая в Гостинице в Шайи»
- Год создания – 1865
- Размеры – 48 х 65 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Музей Орсе (Париж, Франция)