Для кого статья?
1) Для начинающих дизайнеров, которые только учатся работать с заказчиками. 2) Для опытных дизайнеров, которые хотят улучшить качество взаимодействия с заказчиками.
Можно суть в одном предложении?
Нежелательно.
Можно суть в нескольких предложениях?
Можно.
Бриф - это своеобразная анкета, заполняемая заказчиком перед началом разработки дизайна, в которой содержатся вопросы по характеристикам будущего проекта.
От того, насколько хорошо будет заполнен бриф, зависит качество выполнения всего проекта (это не преувеличение).
Так что же важно узнать у заказчика?
Первый блок вопросов стоит посвятить основным условиям взаимодействия: контакты лица, принимающего решения; сроки выполнения проекта; бюджет проекта.
Второй блок вопросов можно посвятить вопросам о самой компании: наименование; модель продаж (b2b или b2c); сфера деятельности; ценности компании; ключевые преимущества; описание продукта; конкуренты; описание целевой аудитории (возраст, доход, образование).
Третий блок вопросов разумно посвятить описанию будущего дизайна (в зависимости от конкретного проекта отдельные пункты могут добавляться или удаляться). Важно узнать: какую задачу должен решать дизайн; какие варианты дизайна нравятся заказчику (не обязательно именно из их сферы деятельности); какие варианты дизайна заказчику не нравятся; от каких элементов в дизайне точно нужно отказаться (например: никаких шестерёнок в дизайне логотипа автосервиса); характеристики стилистики дизайна (в идеале предложить ограниченный перечень антонимов: простой/сложный, современный/традиционный и т.п); какие предпочтения по цветовой гамме; какие предпочтения по шрифтам (опять же, здесь лучше дать варианты с картинками: с засечками, без засечек, рукописный); в случае разработки фирменного стиля предлагайте список с выбором разных элементов, которые нужно выполнить (это позволит оценить объём работы и просчитать смету).
В четвёртом блоке можно задать вопросы о форме, в которой нужно будет представлять результат. Это может быть гайдлайн, может быть презентация с мокапами, может быть целый брендбук.
Заключительным блоком следует оставить пустое поле для комментария в свободной форме.
Что делать, если заказчик не знает, чего хочет?
Может сложиться такая ситуация, когда человек попросту не знает, какой стиль хочет. В таком случае есть несколько вариантов: первый - отказаться от работы, т.к. есть вероятность делать туеву-хучу вариантов, но "всё не то"; второй - дать заказчику понять, что Вы будете опираться на собственное представление о прекрасном. Продублируйте заказчику своё портфолио, пусть он ещё раз увидит Вашу стилистику и примет решение, подходите ли Вы для его проекта.
В какой форме лучше создавать бриф?
Google.Формы - идеальный вариант.
Итог:
Бриф важен для обеих сторон. Дизайнер получает исчерпывающий список пожеланий заказчика. Заказчик, заполняя бриф, напоминает себе свои предпочтения и систематизирует свои хотелки. Win-win, получается.