В прошлых статьях были подробно разобраны 6 заблуждений об ответственности (то есть то, что не является ответственностью) и 9 обязательных условий, чтобы ответственность являлась полноценной. Речь шла также о важности закона причинно-следственных связей и его верного понимания. Именно понимание этого закона позволяет увидеть возможные последствия собственных слов, действий и поступков. Сегодня же мы поговорим о том, как научить ответственности и как не путать ответственность с чувством вины, долга и своими обязанностями.
Безответственного человека описывают обычно следующими характеристиками:
— бессовестный
— необязательный
— инфантильный
— невзрослый
— как ребёнок
— не выполняет свои обещания и легко отказывается от своих слов
— на него нельзя положиться
— эгоистичный
— плохо воспитан
— не считается с другими людьми и не уважает их интересы
Обращает на себя внимание тот факт, что все характеристики затрагивают нравственно-этическую сторону, из-за чего может сложиться впечатление (и чаще всего складывается!), что причиной безответственности является отсутствие определенных качеств. Именно по этой причине ответственность пытаются воспитать в подрастающем поколении с помощью:
— морали
— строгости
— обвинений
— наказаний
— запретов
— чувства долга и вины
— доброты
— отзывчивости
— серьезности
Однако ни одним из этих способов нельзя научить истинной ответственности и привить её. Как мы уже могли убедиться в в первой и второй статьях, причина безответственности кроется в мышлении, а точнее, в его ущербности, которая искажает восприятие окружающей действительности и формирует аморальное отношение. Для того чтобы научить ответственности, необходимы следующие шаги:
— познакомить с понятием ответственности
— разъяснить суть ответственности
— научить видеть собственную ответственность (авторство)
Только после этого можно учить нести ответственность. То есть важно сначала заложить интеллектуально-информационную составляющую, чтобы ребёнок или взрослый получили представление, а затем и понимание ответственности. Как уже неоднократно отмечалось, безответственность является следствием незнания и непонимания закона причинно-следственных связей. Начинать знакомство с законом причинно-следственных связей лучше всего с детства, руководствуясь им в ежедневном общении, во время объяснений ребёнку различных явлений, в анализе его действий и поступков.
Именно из-за незнания и непонимания закона причинно-следственных связей рождаются - причём как у детей, так и у взрослых - такие объяснения, как: "я ни в чём не виноват", "всё само собой получилось", "я не хотел", "я не специально" или "я случайно". И получаются ситуации, когда никто ни в чём не виноват и спросить совершенно не с кого. А раз так, то получается, что "никак нельзя было сделать лучше". "Я не думал, что попаду в пробку и опоздаю". Подобная фраза является не только оправданием. Она говорит о целом букете внутренних искажений автора таких объяснений:
- Полное отсутствие самокритики
- Неспособность анализировать свои поступки
- Неспособность находить собственные ошибки
- Как следствие - невозможность расти, развиваться и взрослеть
- Детское, сказочное и совершенно нереалистичное отношение ко многим явлениям в жизни
- Постепенная деградация из-за неумения видеть собственные ошибки, исправлять их и совершенствоваться
Такой человек никогда не скажет "Я не прибрал в своей комнате". Вместо этого у него будет удобная формулировка "У меня в комнате не прибрано". Ребёнок, привыкший к постоянным оправданиям, скажет "Мне поставили двойку" вместо "Я не выучил урок". Мужчина или женщина скажут про своего партнёра "Это он/она во всём виноват/виновата", но никогда не сформулируют эту же мысль как "Я не могу понять, почему он/она так себя ведёт". У таких людей кто-то всегда виноват, мир вокруг плохой, а все в этом мире злые и непременно хотят обидеть. Мышление и восприятие у них окрашено в сплошной негатив. Их оправдания и объяснения всегда предполагают скрытое обвинение в адрес кого-то. Конечно, существует множество ситуаций, возникающих не по причине личной безответственности. Но неумение различать такие ситуации с теми, которые происходят из-за поступков самого человека, становится в какой-то момент тотальным. И человек теряет способность не только здраво мыслить, но и нести хотя бы минимальную ответственность.
«Когда мы принимаем решение взять на себя ответственность, мы перестаём бездарно тратить время, обвиняя время, людей и обстоятельства, то есть то, что не имеет к нам отношения». Луиза Хей.
#эмоциональныйинтеллект #саморазвитие #самопознание #ответственность