В понятие «невроз» входят различные нарушения функционирования центральной и вегетативной нервной системы, которые возникают в результате постоянных стрессов и отсутствия полноценного отдыха. Терапией неврозов у детей занимается детский невролог, психолог или психиатр. Подробнее о том, как предотвратить невроз у ребенка и избежать опасных последствий такого состояния, расскажут наши эксперты.
Общая информация
Клиническая картина неврозов у детей и подростков бывает различной, может включать в себя эмоциональные и физические нарушения. Заключение выносит врач после проведения дифференциальной диагностики с другими расстройствами, обследования структуры и работы НС.
Детский невроз является распространенным патологическим состоянием, которое отличается от органической болезни тем, что в первом случае отсутствует морфологический субстрат заболевания. То есть в лабораторных анализах и проведении функциональных исследований не обнаруживается никаких отклонений от нормы. При этом соматические проявления могут быть настолько сильными, что пациент испытывает значительный дискомфорт и боль.
По данным медицинской статистики, мальчики сталкиваются с подобной проблемой в полтора раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на период обучения в школе.
Причины
Факторы, предшествующие развитию патологии, могут быть разнообразными. Считается, что одной из частых причин является межличностный конфликт детей и родителей. На втором месте по распространенности стоят школьные проблемы.
Среди других провоцирующих факторов специалисты выделяют несколько групп:
- Социально-психологические: недостаток внимание или гиперопека в семье, несовершенство воспитательного процесса, наличие пагубных привычек у отца или матери, частые семейные ссоры.
- Культурные, к которым относится высокий темп жизни в мегаполисе, не соответствующий способностям и потребностям несовершеннолетнего, сложные взаимоотношения со сверстниками.
- Экономические, среди которых плохие жилищные условия, ранняя адаптация к детскому саду из-за необходимости выйти на работу родителям, отсутствие кормильца.
- Биологические: тяжелая беременность или осложненные роды, лабильность ЦНС, генетические особенности психики, наличие серьезных хронических патологий, резидуальная церебральная органическая недостаточность.
Также существуют общие истощающие факторы, такие как недостаток сна, частые стрессы, накопившаяся усталость вследствие физической или интеллектуальной перегрузки, потеря близкого друга или родственника, случайное участие в каком-либо происшествии.
Развитие невроза
Клиника включает несколько стадий. Ответной реакцией на воздействие триггера становится сбой процессов торможения или возбуждения в центральной нервной системе. У детей и подростков, как правило, в нормальном состоянии возбуждение преобладает, поэтому одним из первых признаков становится физическая и психоэмоциональная возбудимость. Если действие раздражителя является очень мощным, и ЦНС не в состоянии его вынести, возникает защитная реакция торможения.
Организм начинает адаптироваться к данным изменениям, трансформируется психическая реактивность, появляются негативные неврологические и соматические проявления.
У несовершеннолетнего развивается внутренняя конфликтная ситуация, основой которой становится несоответствие родительских или социальных требований и его жизненного опыта. Пытаясь разрешить конфликт, дети начинают выступать в несвойственных для них ролях, что становится причиной дезорганизации нейропсихической активности.
Симптомы
Клинические признаки зависят от вида невротического состояния, которые различаются с учетом полисимптомности проявлений.
Для астенического невроза характерны расстройство сна, повышенный уровень тревожности, возникновение немотивированных страхов, непереносимость яркого света, громких звуков. Среди соматических признаков врачи называют:
- боли в голове;
- чувство сдавливания в области грудной клетки;
- проблемы с функционированием пищеварительной системы;
- озноб;
- усиленную потливость.
Такая форма расстройства чаще развивается у мнительных и робких детей с низкой самооценкой.
К истерическому неврозу склонны инфантильные личности, для которых свойственны демонстративность и публичность. В детстве у них возможны приступы удушья, акты непроизвольной дефекации или мочеиспускания, картинное падение на пол с громкими криками. В подростковом возрасте истерики могут протекать с выгибанием в неестественных позах, сильным рыданием, судорожными припадками.
При неврозе навязчивых состояний больного начинают преследовать постоянные переживания в виде фобий, от которых он желает избавиться. Также нередко случаются обессии, проявляющиеся судорогами, неконтролируемыми навязчивыми действиями, успокаивающими ритуалами. От данного вида расстройства обычно страдают слишком ответственные и педантичные дети, которые не способны расслабиться и практически всегда пребывают в напряжении.
Депрессивный невроз у подростка наблюдается из-за постоянно присутствующего психотравмирующего фактора в семейной обстановке. При этом тинейджер стремится к замкнутости, уединению, чаще всего подавлен и угнетен. У него пропадает интерес к привычным делам и обязанностям, отсутствует аппетит, появляются трудности с засыпанием.
Также в психологии выделяют понятие «школьный невроз». Это пограничное психическое расстройство, которое возникает из-за дезадаптации личности в образовательном процессе. Он проявляется психоэмоциональными нарушениями, неадекватным поведением, сниженной успеваемостью, коммуникативными сложностями с одноклассниками. Школьник пытается всеми способами прогулять уроки, ведет себя чрезмерно агрессивно, постоянно тревожен.
Неважно, в каком возрасте ребенок столкнулся с проблемой, неврозы в 5 лет, неврозы в 7 лет и нарушения в подростковом периоде могут спровоцировать многочисленные нежелательные последствия. Нередко регистрируются суицидальные попытки детей, происходящие из-за невротических отклонений.
Чтобы улучшить качество жизни несовершеннолетнего, следует обратиться к специалисту для прохождения диагностического обследования и курса терапии.
Диагностика и лечение
Заключение выносит врач исходя из клинической картины болезни. Предварительно он собирает анамнез, беседуя с пациентом и его родителями. Важно провести дифференциальную диагностику с органическими поражениями ЦНС, астенией и различными психическими аномалиями.
Психиатры или неврологи обычно рекомендуют пройти инструментальные исследования, такие как ЭЭГ, РЭГ, КТ, МРТ. При необходимости детей направляют на осмотр к другим профильным специалистам, например, кардиологу, гастроэнтерологу, эндокринологу.
Лечение включает в себя прием медикаментозных препаратов, психотерапию и физиотерапевтические процедуры. Лекарства подбираются врачом, как правило, курс их приема минимален.
Положительного результата помогают достичь психотерапевтические индивидуальные и групповые сеансы, в ходе которых повышается самооценка ребенка, снижается уровень его тревожности, корректируются имеющиеся психотравмирующие факторы.
Понравился материал? Ждем ваших лайков и комментариев по теме. Подписывайтесь на наш канал и всегда будьте в курсе актуальной информации.