Найти тему
Artfully or Artificially?

Гоголь- гений! Тут спору не получится.

Небольшая заметка о спектакле "Р" режиссера Юрия Николаевича Бутусова театра "Сатирикон" им. Аркадия Райкина.

Собственные сочинения на темы пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»

Автор-Михаил Дурненков.

Спектакль получил «Золотую маску 2023» в номинации «Лучший спектакль большой формы в драме».

Юрий Бутусов уже работал с Сатириконом. Его знают по пятичасовой легендарной “Чайке”, по ошеломляющему “Макбетту”, с которым прощались со слезами на глазах в 2009 году, по “Ричарду III”, по “Королю Лиру“, по "Отелло". Именно с тех пор, когда Константин Райкин начал сотрудничать с Юрием Николаевичем, театральная Москва заиграла по-новому, наполнилась яркими красками воодушевления, новыми смыслами, системами, терминами. Пришла новая эпоха. Пришли новые люди.

С последних показов прошло не мало времени.Но стоит только у москвича спросить, какой «Король Лир» Бутусова лучше: 9-ого года или 21-ого. Он со слезами на глазах вам ответит: «Легендарного Лира-Райкина, выпущенного из рук великого мастера, никто не забудет!». И тут премьера! Наконец-то! Почти все те же лица:Тимофей Трибунцев, Константин Райкин, Марьяна Спивак, Антон Кузнецов, Артем Осипов. Вот только Агриппины Стекловой не хватает для полного состава.

Когда человек собирается идти на спектакль, первым делом он обращает свое внимание на афишу. Приобретая программку этого спектакля, нам бросается в глаза окровавленная буква «Р», вырезанная на черном полотне. Это название спектакля. Что же подразумевает Юрий Бутусов? Ревизор? Ну, нет. Россия? Совсем уж просто....

А вот, ощущаете связь между буквами Р и N? N-это гоголевский уездный город в пьесе, а Р-это современный городок в России. Их объединяет то, что оба они являются собирательными образами всех городов страны, которые страдают от пороков власти.

Постановочное произведение написал специально для Сатирикона совместно с Юрием Николаевичем Михаил Дурненков, использовав темы и мотивы гоголевской пьесы. Так, мы слышим старые и добрые имена героев. Именно имена! Если у Гоголя на первом плане фигурируют фамилии, то у Дурненкова только имена, так как Сквозника-Дмухановского один на миллион, а Антона Антоновича целая грядка, которую играет Тимофей Трибунцев. То он настоящий городничий, одет, скажем, по-чиновничьему: черный дорогой костюм, галстук, шляпа, лакированные туфли, в руках сигара, а под рукой “верная жена” Анна Андреевна(Алена Разживина), то он могильщик(словно из «Гамлета»), но с горбом(будто Ричард III), на нем толстое черное пальто и черные лосины, которые подчеркивают его худые ноги(художник по сценографии и по костюмам-чудесный Максим Обрезков), читает скверный и обличительный монолог целых два раза в разных манерах.

Также мы не слышим нашумевшую гоголевскую фамилию «Хлестаков». Вместо нее просто «непонятный» и жалкий Иван Александрович(Константин Райкин), на голову которого в детстве нянька выливала суп, а он сидел неподвижно и молчал.... Здесь становится более понятно окольцовывающий весь спектакль мотив-мотив безмолвия. Что в начале герои рассказывают истории, где им пришлось молчать и бездействовать, что в конце сохранена немая сцена(к ней еще вернемся).

Есть и Аммос Федорович(Антон Кузнецов), который берет взятки уже не борзыми щенками, а также женщины в мехах и в блестящих платьях, пьяные мужчины, которые словно говорят тост за праздничным столом за великую страну, где поощряется разгульный образ жизни чиновников.

Постановка выстроена на контрасте. Откровенный разговор актеров с публикой содержит в себе “рефлексию разговора Юрия Бутусова с Гоголем”. Очень легко запутаться, правда? Складывается ощущение, что режиссер дал актером задачу-”рассказать”, и они с ней справились.

Что самое страшное- истории, которые они повествовали, оказываются реальными. Так, Юрий Николаевич рассказывал, что в Литве наткнулся ночью на сбитого машиной лося. Он был огромным, еще дышащим. Была безысходная ситуация. Она легла в монолог героя Осипа(Артема Осиповича). Актер рассказывает его с глубочайшим сожалением, потому что ничего не может сделать, как будто связали руки. В зале царит полная тишина, слышно лишь тяжелое дыхание этого бедного животного.... Тогда твое тело начинает бросаться в дрожь, потому что сопереживаешь герою. В основе и других монологов лежат реальные истории.

Сначала вам жалко лося, потом вы узнаете про щенка, забитого камнями в мороз около школы, а после на сцену тащат большое чучело черного ворона, которого попеременно обнимают герои. Вороны-это стервятники, которые питаются падалью, и сам символ этой птицы, с одной стороны, несет смерть, а с другой-мудрость, надежду на светлое будущее.

В авторском тексте Михаила Дурненкова явно поднимается конфликт поколений. Родители не понимают подростка 21-ого века, но продолжают пытаться манипулировать ребенком. Вот как это визуализировал режиссер: Анна Андреевна мягкими руками под мелодичную музыку пытается “дирижировать” своей дочерью, Марьей Андреевной(Марьяна Спивак), упрекая ее за телефон, неубранную комнату и странный стиль одежды(очень интересный костюм в этой сцене на Марье: белая сорочка, красные длинные носки, поверх длинная черная кофта и шапка). Вот здесь мотив безмолвия рушится. Марья уже не может молчать, она отвечает яростным монологом, где обвиняет своих родителей в том, что они никогда не проявляли достаточно внимания к ней, никогда не беспокоились о ее жизни, никогда не задавались вопросами, а все ли хорошо у их «любимой» дочери. Вот поэтому на запястьях Марьи мы видим бинты, скрывающие порезы, а поверх них звонкие браслеты. Все продумано до мельчайшей детали, но даже они не побуждают мать побеспокоится. Проблемы современных подростков требуют современных решений, а не «рука, нога есть; родные и близкие живы, деньги есть; ну тогда иди делом займись, чтобы плохо не было». Спектакль не призывает их решать вместе, он всего-навсего рассказывает об их существовании и заставляет зрителя задуматься.

Юрий Бутусов-это мастер аккуратно использовать современную музыку, хотя и давно ушедшие из плейлистов песни он с легкостью реставрирует. «Театр-это и есть музыка, только там еще немножечко разговаривают. Хотя, впрочем, и это тоже музыка.»,-говорит режиссер про музыку в спектаклях. Музыкальное оформление-ключ к квинтэссенции в его постановках. Ню-джазовая музыка, подчеркивающая темп города Р, резко переплавилась в рок, затем в песенку про золотой ключик от дверцы большой страны, где все счастливы, после в монологи под живую музыку и под щелканье метронома. Ближе к финалу Тимофей Трибунцев исполняет «6 утра» группы Зоопарк про город, который похож на цирк, где есть свои шуты, что проникнуто особой болью, выраженной самим артистом.

Молчание-это тоже музыка в бутусовских спектаклях. Именно здесь-это безмолвие. Возвращаемся к той самой «немой сцене».Если у Гоголя-это сцена, имитирующая распятье, то у Юрия Бутусова-это картина маслом: «Государственная машина», за рулем которой герой Тимофея Трибунцева.

«-Накрашенные трупы.Ну точно, как в жизни.... И что никому не больно?

-Нет.

-Не знаю, мне кажется, мертвым больно. Очень больно».

Подведем резюме.У чиновничьего аппарата уже давно истек срок годности. Он превратился в тушь, от которой идет неприятный запах, но на это не обращают внимание, а наоборот поддерживают, добавляя в казну еще больше монет. Да, эта машина разбивается вдребезги, но ее, увы, не сломить. Финальный экстатический танец исполняется всеми действующими лицами, а также студентами мастерских Юрия Бутусова и Константина Райкина.

Хочется сказать о главной боли спектакля. Вся постановка пронизана нитью чувств Юрия Бутусова. Это один из самых откровенных и тяжелых спектаклей режиссера, когда на протяжении трех часов актеры говорят, говорят и говорят. А в стране делать не положено. Здесь так и просится цитата из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя: «Русь, куда ж несешься ты?». До сих пор ждем ответа от нее.

Автор: Бянкина Ангелина.

-3