Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: “приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание”. Также и чашу после вечери, и сказал: “сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание”. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду (1 Кор. 11:17–34).
Как справедливо отмечают многие богословы, Господь Иисус установил для церкви два обряда (две особые заповеди): крещение и вечерю. Крещение – это видимый знак, свидетельствующий об обращении человека, его первом шаге во взаимоотношениях с Христом, поэтому крещение совершается в начале следования за Господом. Вечеря – это видимый знак нашего участия в Новом Завете, основанном на искупительных заслугах Христа, дарующих вечное общение верующих с Богом. Вечеря совершается многократно, – этим подчеркивается непрерывный характер взаимоотношений верующего с Небесным Отцом через Его Сына. Частота совершения вечери – три раза в год или четыре раза в месяц – не регламентирована в Писании, поэтому определяется каждой поместной церковью самостоятельно или по договоренности с группой церквей.
Среди различных ошибок в понимании значения вечери Господней существуют две крайности. Первая крайность – преувеличение значимости вечери Господней. Римско-католическая церковь учит, что хлеб и вино действительно становятся Телом и Кровью Христа. Когда священник во время мессы произносит: «…сие есть Тело Мое…», хлеб поднимают и поклоняются ему. Вторая крайность – недооценка значимости вечери Господней. Среди большинства протестантов хлеб и вино совершенно правильно считают лишь символами Тела и Крови Христа. Ошибка возникает лишь тогда, когда верующие рассматривают вечерю как формальность, не несущую благословений и не требующую ответственного подхода.
Проблема преувеличения значимости вечери Господней не так актуальна для наших евангельских кругов. А вот проблема недооценки достаточно актуальна, и это созвучно тому, что происходило в коринфской церкви. Христиане Коринфа грешили не тем, что поклонялись хлебу как Телу Спасителя. Они грешили безответственным отношением к вечере Господней, превращали ее в повод для ссор, так что одни напивались и объедались, а другие уходили голодными. Они просто ели и пили на вечере, не размышляя о Теле Христа и не исследуя себя, не видели взаимосвязи между высокой смертностью в своей общине и недостойным участием в хлебопреломлении.
Если мы будем недооценивать значение вечери Господней, повторяя ошибки коринфян, то и последствия этих ошибок непременно повторятся. Чтобы избежать проблем подобного рода, рассмотрим три условия достойного участия в вечере и в заключение поговорим о наказании за недостойное участие в ней.
Исследуя этот отрывок Слова Божьего, проверяйте себя, задавая следующие вопросы: достойно ли я участвую в данной заповеди; не грозит ли мне воспитывающее Отцовское наказание?
I. Условия достойного участия в вечере Господней
Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от [Самого Господа] принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: “приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание”. Также и чашу после вечери, и сказал: “сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание”. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор. 11:17–28).
Выделим три условия.
1. Единство с церковью
Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1 Кор. 11:17–22).
Ранее Павел похвалил коринфян за то, что они держались тех истин, которые он проповедовал, служа в их городе: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). Теперь же, переходя к теме вечери Господней (возможно, и к последующим темам: служение духовными дарами, недостаток любви, говорение языками и так далее), апостол не видит повода для похвалы: «Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее» (1 Кор. 11:17). Собрания христиан Коринфа, проходившие в домах верующих, приносили больше вреда, чем пользы. Они собирались «…не на лучшее, а на худшее…».
Церковные собрания, где царит дух жадности, эгоизма и соперничества, где очень высок уровень конфронтации и взаимной нетерпимости, вместо пользы приносят вред ее членам. Они ведут не к духовному росту, а к деградации.
Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю (1 Кор. 11:18).
Зная незрелость многих членов коринфской общины, их любовь к мирскому мышлению, оправдание греха разговорами о свободе во Христе, Павел допускал, что их собрания, совместные приемы пищи (вечеря любви) и участие в вечере Господней вместо объединения верующих вносят разделения. Схисма («разделение») – «разрыв, распря, раскол». Это слово использовали, говоря о разрыве одежды или о политическом расколе в борьбе за власть.
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:19).
«Искусные» (происходит от греческого докимос) – «испытанные, проверенные». Речь идет о духовно зрелых христианах, опытных, достойных, демонстрирующих ответственный подход к созиданию церкви. «Разномыслия» (греч. аиресис) – «ереси, разделения во мнениях». Разделения, разномыслия в церкви определенно являются грехом. Павел их не одобряет. Но он говорит, что благодаря этому Бог открывает более зрелых христиан, которые заботятся о единстве церкви, обличают тех, кто его нарушает, через них Господь может сохранить общину от раскола. Когда церковь проходит темные времена разделений, искусные начинают сиять светом любви и истины, предотвращая раскольнические настроения. Таким образом, Господь показывает церкви, что не перестает заботиться о ней даже в самые трудные для нее периоды.
Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается (1 Кор. 11:20–21).
Известно, что коринфская церковь была многочисленной. Когда Павел основывал эту общину, Господь Иисус явился ему ночью и сказал: «…не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9–10). Поэтому на вечерю Господню церковь собиралась в домах некоторых верующих.
В ранней церкви было принято собираться на вечерю любви – совместные обеды или ужины. Каждый по возможности приносил пищу, которой следовало делиться друг с другом, а в конце такой трапезы совершалась вечеря Господня. Видимо, такая традиция была и в коринфской церкви, но искаженная духовной незрелостью верующих и их подражанием миру. В греческом обществе, принимая гостей, было заведено рассаживать отдельно представителей высших и низших слоев общества. Когда в домах состоятельных коринфян устраивались приемы, девять человек располагались в лучшей комнате (триклинии), им подавалась самая качественная пища, а остальных, около сорока человек, принимали в самой большой меблированной комнате (атрии), в ней пища и вино были более низкого качества. Коринфяне, влюбленные в мирскую культуру, традиции и общественные нормы, в некоторой степени перенесли их в церковь. Богатые верующие приносили хорошую пищу и вино, держались поближе друг к другу, наедались и напивались. У бедных христиан не было таких продуктов, им не хватало пищи, а богатые и не думали разделять с ними трапезу. Богатые с жадностью поедали свое. Бедные с завистью на них смотрели, некоторые оставались голодными. И в заключительной части такого совместного приема пищи совершалось хлебопреломление. Поэтому Павел и говорит коринфянам, что на подобных встречах они на самом деле не совершают вечерю Господню.
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю (1 Кор. 11:22).
Если вы хотите поесть с друзьями, вы можете приглашать их к себе домой. А вести себя эгоистично и безразлично к ближнему, когда церковь собирается на вечерю любви и последующую за ней вечерю Господню, это значит презирать церковь Бога. Катафронео («презирать») – «пренебрегать, относиться с презрением». Насколько же безразлично нужно относиться к миру и единству в церкви, чтобы вносить разобщенность среди народа Божьего столь непристойным поведением?! Одна из целей хлебопреломления – продемонстрировать единство верующих во Христе: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Поэтому тот, кто своими действиями сеет разделения в церкви и при этом участвует в вечере, совершает невероятное лицемерие. Потому что, протягивая руки к хлебу и вину, заявляет: «Я нахожусь в единстве с церковью. Мы все часть одного Тела Христова», а своими делами или словами разделяет поместную общину. Это равносильно тому, что давать воинскую присягу, в то же время решив тайно работать на армию неприятеля. Это подобно лицемерию Иуды, который внешне декларировал любовь ко Христу, а в сердце носил ненависть и предал Его целованием.
Если вы поддерживаете людей, которые разделяют церковь ложным учением, атакуют верных служителей Бога через клевету, подозрения, зависть, соперничество или имеют бунтарский дух, постоянно противятся в своем сердце, то вы не можете достойно участвовать в вечере. Если у вас нет мира с кем-либо в церкви, вы затаили обиду, не прощаете; знаете, что кто-то в обиде на вас и оставляете этот вопрос неразрешенным; если вы согрешили против кого-то в общине и не раскаялись, не попросили прощения, то в таком состоянии нельзя поклоняться Богу, участвовать в вечере Господней. Необходимо восстановить с ближним отношения мира и единства. Иисус освещал проблемы подобного рода в Нагорной проповеди: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Подготовиться к вечере Господней – значит устранить из своей жизни все, что разобщает вас со святыми церкви. Чтобы, участвуя в данной заповеди, не лицемерить, а действительно свидетельствовать о подлинном единении со своей поместной общиной, проверьте, нет ли у вас с кем-то разорванных отношений.
2. Свидетельство о смерти Христа
Ибо я от [Самого Господа] принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11:23–26).
В этих стихах для того, чтобы обличить читателей, апостол Павел подчеркивает резкий контраст между их легкомысленным отношением к вечере и тем значением, которое Господь вложил в эту заповедь в преддверии Своего ареста и распятия. «Ибо я от [Самого Господа] принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23–24).
Когда Павел писал эти строки, четыре Евангелия, ставшие частью Библии, еще не были написаны. Заповедь о вечере Господней апостол получил напрямую от Христа. Таким же образом он получил ясное понимание Благой вести. Об этом Павел говорит в Послании к галатам: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11–12).
Коринфяне должны были знать, что у Павла правильное понимание вечери Господней, которое было получено напрямую от Христа, поэтому оно не могло быть искажено кем-то из людей. Апостол объясняет, что Иисус установил данную заповедь в ту самую ночь, когда был предан. Он «…взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23−24).
Прежде чем глубже понять, что эти слова означают, разберемся, что они не означают. Во-первых, они не означают, что Тело Господа было ломимо. В лучших греческих рукописях нет слова «ломимого». Евангелист Иоанн свидетельствует, что ноги Христа не были перебиты. Он подчеркивает: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36). Во-вторых, Господь не хотел сказать, что хлеб на вечере становится Его Телом. Слова «…сие есть Тело Мое…» (1 Кор. 11:24) не следует воспринимать буквально. Те, кто поклоняется хлебу во время вечери, как Телу Христа, глубоко заблуждаются. Иисус говорил: «Я есмь дверь…» (Ин. 10:9), «Я есмь истинная виноградная лоза…» (Ин. 15:1). Это же не предписывает нам поклоняться двери или виноградной лозе. Как жертвы животных указывали на будущую жертву Христа, но не заменяли ее, так и вечеря Господня указывает на прошлую смерть Христа, но хлеб и вино не превращаются в Его Тело и Кровь.
Что же означают слова «…сие есть Тело Мое…» (1 Кор. 11:24)? Они означают, что хлеб во время вечери является видимым знаком, символизирующим Тело Христа, распятого ради спасения грешников. Представьте себе боевого офицера, совершившего подвиг и получившего медаль за отвагу. С одной стороны, сама медаль не является подвигом. Подвиг – это не медаль. С другой стороны, медаль представляет собой видимый знак, который указывает на совершенный подвиг. Так же и хлеб во время вечери Господней, с одной стороны, не является Телом распятого Христа. Мы не должны принижать Сына Божьего до уровня тленных, употребляемых в пищу продуктов. С другой стороны, хлеб – не пустой символ. Он указывает на искупительный подвиг Христа. Через вкушение хлеба Христос свидетельствует о Своем присутствии с участвующими в данной заповеди.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11:25).
Когда наступило время пить третью чашу – символ крови пасхального агнца, которой евреи смазывали косяки дверей в Египте, чтобы ангел-губитель прошел мимо, Господь объявил ее чашей Нового Завета, символизирующей избавление от гнева Божьего на основании пролитой Крови Спасителя. Новый Завет – единственный спасающий завет во все времена. В отличие от Ветхого Завета он утвержден не кровью животных, а Кровью Христа. Люди спасались через веру, а не через дела; по благодати, одной жертвой Христа, а не многочисленными жертвами животных. Грех верующего вменен Христу. Сын Божий понес за него полное наказание на кресте. А праведная жизнь Иисуса вменяется верующему. Все, кто до пришествия Искупителя доверились Богу, спасались будущей жертвой Христа, хотя и не знали о Нем так много, как мы знаем сегодня. Все, кто после пришествия Искупителя верят Богу, спасаются Его уже принесенной жертвой, если понимают и принимают Евангелие. Тот, кто пьет из чаши во время вечери свидетельствует этим о том, что является участником Нового Завета, спасенным по благодати на основании жертвы Христа. Участвуя в вечере, следует вспоминать крестную смерть Господа, Его участие в нашей жизни и спасении: «…сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:25).
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11:26).
Всякий раз совершая вечерю, следует возвещать, провозглашать этим о смерти Спасителя, умершего за наши грехи, а не беспечно объедаться, как делали некоторые коринфяне. Эта заповедь дарована не только первым христианам, но и верующим всех времен. Ее необходимо совершать до возвращения Сына Божьего. Если мы подходим к вечере всего лишь как к приему пищи: легкомысленно протягиваем руки к хлебу и вину и не видим в них знаков, символов, указывающих на Тело и Кровь Христа, на крестную смерть нашего Господа, то мы участвуем в данной заповеди недостойно. Участвовать в вечере Господней, не размышляя о смерти Христа, – это почти то же самое, что и упоминать имя Бога всуе, потому что в таком случае празднование подвига Искупителя низводится до банальной трапезы так же, как и величие святого имени Бога растворяется в ничтожной суете.
3. Исследование себя
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор. 11:27–28).
Недостойное участие в вечере делает человека виновным «…против Тела и Крови Господней…» (1 Кор. 11:27). Презрительно относиться к хлебу и вину на вечере – значит презрительно относиться к тем ценностям, на которые они указывают. Очень хорошее сравнение делает Джон Мак-Артур, комментируя 27-й стих: «Топтать ногами флаг родной страны – не кусок материи бесчестить, а ту страну, символом которой этот флаг является. Отнестись недостойно к причастию – это не просто порочить саму церемонию; это значит бесславить Того, в честь Кого эта церемония совершается». Поэтому, чтобы не оказаться виновным в столь оскорбительном отношении к Господу, прежде чем участвовать в данной заповеди, человеку необходимо испытывать себя. Докимазо («испытывать»)–«одобрять после рассмотрения». Судите себя с позиции библейского учения честно, непредвзято, объективно. Не нужно находить себе оправдания, на которые каждый из нас большой мастер. Наоборот, чем строже вы станете себя испытывать, тем яснее увидите собственные грехи и заблуждения, которые следует исповедать перед Богом и оставить.
Как это делать и с чего начинать? Во-первых, ищите в своей жизни проявления открытого непослушания Богу. Нет ли ереси в вашем мышлении, ложного учения, которое препятствует спасению и освящению? Не распространяете ли вы свои заблуждения в церкви? Может быть, делитесь с кем-то, смущая духовно незрелых верующих? Нет ли явного греха в вашей жизни: блуда, пьянства, клеветы, увлечения порнографией, финансовых афер, отказа возмещать убытки, причиненные вами, попыток внести раскол, разделение в церковь, посеять семена недоверия к библейскому руководству? Если есть явное непослушание Богу (грех или ересь), в таком состоянии участвовать в вечере Господней нельзя! Необходимо раскаяться, оставить грех и приложить все усилия для устранения его последствий. Если явного непослушания нет (вы не находите его в своей жизни, и никто вам на него не указывает), это еще не означает, что на данном этапе исследования себя можно закончить. Во-вторых, ищите в своей жизни скрытое непослушание Богу. Не живете ли вы в состоянии лицемерия, улыбаясь людям в церкви, но тая злобу в сердце? Не живете ли вы в обидах, горечи, непрощении, зависти или соперничестве с ближними? В-третьих, проверяйте свое отношение к вечере Господней. Даже если нет явного или скрытого непослушания Богу, но есть легкомысленное отношение к данной заповеди, словно к обычному приему пищи, это необходимо исправить. Исследование себя – важное условие достойного участия в вечере Господней.
В заключение поговорим о степени ответственности верующих, исполняющих данную заповедь.
III. Наказание за недостойное участие в вечере Господней
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду (1 Кор. 11:29–34).
Легкомысленно относится к вечере тот, кто не исследует себя, не оставляет открытое или скрытое непослушание Богу. Тот, вкушая хлеб и вино, «…ест и пьет осуждение себе…». «Осуждение» (греч. крима) – «приговор, решение суда». Вместо благословений человек навлекает на себя Божье воспитывающее наказание, что связано с принятием вечери, «…не рассуждая о Теле Господнем».
Вопрос в том, как истолковать слово «Тело». Существуют два толкования, каждое из которых хорошо соответствует всем правилам герменевтики. Первое толкование: под «Телом Господним» следует понимать физическое Тело Христа, распятого ради спасения грешников. Человек ест хлеб и вино, не рассуждая о Теле и Крови, на которые указывают эти символы. Данное толкование согласуется со сказанным в 27-м стихе. Второе толкование: под «Телом Господним» следует понимать Церковь. Коринфяне проявляли невероятный эгоизм: «Далее, вы собираетесь [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11:20–21). Они не понимали великую ценность единства святых церкви как членов одного неделимого Тела Христова. В этом смысле слова «…не рассуждая о Теле Господнем» означают «не думая о церкви, ее единстве, любви и мире», то есть проявляя эгоизм, равнодушие или даже враждебность по отношению к ближним на вечере вместо стремления к демонстрации единства как причастников одного хлеба, символизирующего приобщенность к одному Телу (1 Кор. 10:17). Сказать честно, оба эти толкования хороши и трудно выбрать одно из них.
От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:30).
Высокая смертность среди членов коринфской церкви, большое число больных оказались не случайным стечением обстоятельств, а результатом наказания Господнего за недостойное участие в заповеди. Если, греша против Христа, единства и чистоты Его церкви, человек участвует в вечере Господней, он не должен считать последующую за этим болезнь обычным ходом земной жизни. И смерть такого человека также следует воспринимать как наказание от Бога.
Например, человек смотрел видео аморального содержания в субботу вечером, а в воскресенье утром спокойно участвовал в хлебопреломлении. Себя не исследовал, просто автоматически исполнял привычный обряд, а вскоре тяжело заболел. Другой пример: член церкви пришел в церковь, устроил скандал, нарушил мир и единство народа Божьего. Через неделю без исповедания столь недостойного поведения участвовал в вечере, а на следующий день он погиб в автокатастрофе… Каждый пастырь с многолетним опытом служения может рассказать несколько подобных историй.
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:31–32).
Если бы мы честно выявляли свои грехи, исповедовали и оставляли их, то Господу не пришлось бы нас наказывать за них. Наказание верующих – болезни и смерть – также является одним из инструментов, сохраняющих их спасение. Чтобы не применять к верующим осуждение, которое уготовано миру, Бог наказывает их в воспитательных целях. Мудрые родители обязательно наказывают своих сыновей и дочерей с раннего детства, чтобы впоследствии представителям государственной власти не пришлось наказывать их как преступников. Так и Божье воспитывающее наказание предостерегает, защищает верующих. Хороший пастух не допустит, чтобы непослушная овца ушла из стада и пропала. Он лучше пустит ее на мясо и сделает из шкуры одежду, но не позволит ей стать добычей хищников. Господь – совершенный Пастырь. У совершенного Пастыря овцы не пропадают. Он лучше накажет смертью Свою непослушную овцу, чем позволит ей погибнуть вместе с нечестивым миром. Сказав о наказании за недостойное участие в вечере, Павел дает общие рекомендации: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:33–34).
Не начинайте вечерю Господню раньше других, ждите пока все соберутся. Не будьте эгоистами. Не приходите на вечерю голодными, чтобы просто насытиться. Подкрепитесь дома, а затем идите на церковное собрание.
Не стоит повторять ошибки христиан Коринфа и безответственно подходить к вечере Господней: не имея искреннего единства с церковью, не свидетельствуя о смерти Христа, не исследуя себя, чтобы не оказаться в числе тех, кого Небесный Отец дисциплинирует болезнью или смертью.