Найти тему
Петербургский Дюма

О ПСИХОЛОГИИ⁠⁠

Некоторые собственные заметки стоит вспоминать время от времени, ведь жЫзнь идёт, а люди остаются прежними. Они совершают алогичные, иррациональные поступки, а потом искренне удивляются: почему так?
Да потому!

Предвзятость подтверждения

Человек любит соглашаться с теми, кто соглашаются с ним. Именно поэтому принято посещать форумы, где собираются люди, разделяющие ваши политические взгляды, и общаться с обладателями вкусов и суждений, схожих с вашими.
Вам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют вас сомневаться в собственной правоте. Психолог Берес Скиннер (1904-1990) назвал это явление "когнитивным диссонансом".
Такая избирательность приводит к "предвзятости подтверждения": вы подсознательно готовы воспринимать только ту информацию, которая подпитывает ваше мнение, игнорируя или отвергая всё, что с ним конфликтует и угрожает разрушить привычный для вас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.

Ошибка игрока

Это тенденция придавать огромное значение уже совершившимся событиям в уверенности, что они могут как-то повлиять на будущее. Классический пример — подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, в вашем сознании возрастает вероятность, что следующим выпадет орёл. На самом деле она по-прежнему остаётся 50/50.
На этом принципе основана ловушка "позитивного ожидания", в которую традиционно попадают игроманы. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача обязана повернуться к ним лицом и уже следующая игра принесёт им огромный куш. Так же работает и заблуждение относительно "полосы везения". В реальности за чёрной полосой не всегда следует белая: там, как у зебры, вполне может оказаться жопа.

Пренебрежение вероятностью

Немногие боятся садиться в автомобиль, но большинство испытывает волнение, поднимаясь на борт самолёта. Полёт, конечно, неестественное состояние для человека и вызывает ассоциации с опасностью.
В то же время практически каждый знает, что вероятность погибнуть в автомобильной аварии многократно больше, чем в авиакатастрофе: статистически шанс разбиться в автомобиле — 1/84, а на самолёте — 1/5000. Но мозг отказывается воспринимать эту связь.
Тот же феномен заставляет бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более реальной опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться, например.

Эффект повального увлечения

Человек предпочитает двигаться вместе с толпой, хотя далеко не всегда это осознаёт. Когда люди вокруг выбирают фаворита — часть мозга индивидуума, которая отвечает за индивидуальность, отключается. В толпе человек впадает в состояние своеобразного "группового мышления".
Вещь, которую большинство окружающих считает крутой, имеет больше всего шансов стать предметом вожделения. Если большинство окружающих болеют за какую-то спортивную команду, трудно не поддаться общему увлечению, и т.д.

Эффект переноса

Человеку свойственно полагать, что другие разделают его мнение. Существует похожий эффект "ложного консенсуса" — необоснованная уверенность в согласии окружающих по умолчанию.
Эффект переноса — переоценка собственной "нормальности" и "типичности". Например, зачастую участники радикальных объединений уверены, что за пределами их группы многие имеют такие же убеждения, хотя сочувствующих может не быть вообще.

Эффект текущего момента

Человеку трудно соотносить себя сегодняшнего с собой завтрашним. Поэтому люди часто позволяют себе делать то, чего хочется сегодня, оставляя расплату за мимолётное удовольствие тому, кем они будут завтра.
Например, в эксперименте 1998 года участникам было предложено выбрать продукты на следующую неделю. 74% отметили в списке фрукты. А когда им предложили сделать выбор на сегодня, 70% участников потянулись к шоколаду.

Всё это и многое другое вот-вот будет опубликовано крупнейшим российским издательством АСТ в монументальном труде "АНТИКОУЧИНГ, или 81 "ошибка выжившего" [как НЕ НАДО писать книги]", где когнитивные проблемы рассмотрены с писательских позиций.