Решили сесть за книгу и уже видите огромные гонорары, многомиллионные контракты с издательствами и остросюжетную экранизацию? Очень здорово. Но чтобы это стало возможным, книгу еще предстоит написать.
Как сесть за работу и не сойти с дистанции раньше времени, читайте в статье.
Оцените свои силы
Эти слова прозвучат как холодный душ, но он совершенно точно не помешает начинающему автору. Подумайте, готовы ли к крупной работе? Писали ли вы раньше произведения небольших форм? Я не советую садиться за роман, если у вас нет хотя бы 2–3 рассказов, а еще лучше — одной скромной повести. Так вы будете хотя бы примерно представлять, как выстраивать сюжет, развивать характеры персонажей и доводить историю до логического завершения.
А без рассказов нельзя? Если уверены в своих силах, можно. Только вы должны быть готовы к тому, что ожидания и реальность часто не совпадают. Сесть за компьютер и за месяц написать роман, выдавая в день по главе, сложно даже в том случае, если у вас вагон свободного времени. А если вы совмещаете творчество с работой? Воспитываете детей? Ходите на фитнес? В общем, здесь нужно понимать, что игра предстоит вдолгую.
Работа над замыслом
Когда садитесь за книгу, вы уже должны представлять, о чем она будет. Что вы хотите создать: остросюжетный детектив, любовный роман, новое фэнтези с вампирами? Замысел — это идея будущего произведения, которая будет сопровождать вас всю работу над книгой. Так что рекомендую подойти к вопросу вдумчиво. Если можете описать идею только в общих чертах и сами не понимаете, как книгу писать и о чем она будет, стоит вернуться на пункт выше и убедиться, что вы готовы к масштабной работе.
Продумывание сюжета
Если идея — та причина, по которой книга в принципе существует, то сюжет — способ рассказать историю. Сюжетом в драматургии называют ряд событий, которые происходят в созданном вами литературном мире и двигают персонажей из точки А в точку Б. Подумайте, какие шаги главного героя приведут его к цели. Если он хочет стать актером, то наверняка пройдет через многочисленные кинопробы, познакомится с режиссером, поработает на вторых ролях или даже переспит с продюсером 😆 Путь к становлению супергероем и спасению мира тоже тернист. Сюжет продумывать довольно сложно, но когда он есть, останется только найти в себе мужество и сесть за дальнейшую работу над рукописью.
Создание героев
Без героев роман немыслим. Даже в абстрактных произведениях есть объекты, которые становятся центром повествования. Ну а в классических книгах персонажи — локомотив, который тянет весь поезд. Харизматичные герои — то, что заставляет делиться прочитанным. Если образ вышел запоминающимся, по персонажам делают экранизации, рисуют арты и пишут фанфики.
Планирование книги
Перед тем, как писать книгу, необходимо составить ее план. План — это буквально расширенный конспект идеи, перенесенный на бумагу. Подготовка к написанию — сама по себе большая и увлекательная работа. Вам придется переработать огромные массивы информации, придумать образы и имена десятков персонажей, подобрать географические названия и даже конкретные локации — кафе, рестораны, театры и парки. Перечислю пункты, которые должны у вас быть, перед тем, как начнете писать книгу.
- Синопсис романа. Тот самый замысел, который рассказывает, о чем ваша книга.
- Карточки персонажей. Имена, описание внешности и одежды, характер, роль персонажа в книге и отношения с другими героями.
- Карточки локаций. Описание основных мест, где будут развиваться события. Их обстановка и расположение.
- Сюжет с разбивкой на главы. Здесь вы перекладываете сюжет, который продумали ранее, на композицию. То есть разбираете основные события на главы.
Это главные элементы, но не единственные. Если действие происходит в вымышленном мире, вам наверняка понадобится карта. О том, как ее составлять и планировать локации, я написала отдельную статью.
Если повествование растягивается на несколько лет или имеет богатую предысторию, потребуется позаботиться о хронологии. В ней прописываются даты и краткие описания важных событий романа и при необходимости — вещи, которые произошли до отправной точки повествования. Про то, как планировать хронологию романа, у меня есть отдельная статья.
Предварительная работа над главами
После того, как напишете план книги, пора переходить к планам глав. Здесь вы отмечаете:
- синопсис главы;
- карточки действующих лиц;
- локации, где будут развиваться события;
- краткое описание событий с разбивкой на сцены.
Если скрупулезно работаете над характерами персонажей, можно отмечать, как меняются их настроение и мимика в результате каких-то действий. Иногда бывает полезно составить предысторию главы: обозначить события, которые не попадут в роман, но косвенно повлияют на происходящее.
Написание книги
Как писать книгу, чтобы не получилось, что вещь осталась неоконченной? Нужно настроиться на работу вдолгую, иногда через не хочу. По вдохновению можно создавать отдельные сцены и даже главы, но в общем и целом написание романа — длительный и тяжелый труд. Будут моменты сомнений, когда вы начнете скептически смотреть на собственное детище. Будет желание все бросить. Будут и эпизоды, когда вы не найдете ни одной свежей идеи. Через муки творчества проходит каждый писатель. Вы не станете исключением.
Даже если времени и сил нет, а настроение на нуле, нежелательно делать большие перерывы в работе. Они могут привести к тому, что вы охладеете к истории, а потом и вовсе откажетесь от нее. Старайтесь писать каждый день, хотя бы по несколько строчек. Или определите для себя свой удобный лимит. Под настроение можно будет его увеличивать, а когда настроения нет, лучше написать 300 слов, чем не написать ничего.
Способов, как писать книги, великое множество. Но только пара из них действительно работает.
Способ 1. Пишите и не редактируете
Иначе метод скоростного письма, цель которого — как можно скорее закончить произведение. Вы пишете так, как развивается ваша мысль, не тратя время на оттачивание формулировок. Вариант хорош тем, что вы не рефлексируете, хорошо или плохо написали очередной кусок, но увеличивает длительность следующего этапа — редактирования.
Способ 2. Редактируете по ходу написания
Это метод медленной и кропотливой работы над каждым словом, фразой, абзацем. Вы пишете так, чтобы не было возможности придраться к тексту. Редактировать работу в будущем гораздо проще, но есть риск погрязнуть в рутине и месяцами топтаться над оттачиванием одной главы.
Способ 3. Редактируете по кускам и главам
Этого способа придерживаюсь я. Вначале пишу согласно способу один дневной объем текста, потом перечитываю его, исправляю неточности и оставляю для себя пометки на будущее. Далее, когда написана глава целиком — прохожусь по ней. Так мне удается писать достаточно быстро, не думая о конкретных формулировках, при этом не увеличивать объем работы по финишной редактуре рукописи.
Редактирование рукописи
При редактировании рукописи важно не зарываться в отдельные формулировки, орфографию и стилистику, а начинать с главного — причинно-следственных связей, характеров героев, цепочек событий. Так вы заметите, не потерялись ли какие-то персонажи по ходу работы и нет ли логических провалов в истории. Только после того, как нашли и исправили основные сюжетные пробелы, имеет смысл переходить к причесыванию текста.
После того, как отредактировали рукопись, стоит показать ее своему ближайшему окружению. Задавайте читателям вопросы — смутило ли вас что-то; были ли моменты, которые не поняли? Возможно, какие-то куски книги показались скучными и их хотелось пролистать? Помечайте все эти моменты и учитывайте их в дальнейших правках. Только после этого можно отдавать книгу на проверку литературному редактору. И еще позже — на корректуру. Но это уже отдельная история, которой я посвящу еще несколько статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше о том, как писать и редактировать книги, а также издавать их на онлайн-площадках и в типографии.
Ирина РИПВАМ
P.S.: иллюстрациями для статьи стали кадры из фильма «Сияние» Кубрика.
Благодарю, что прочитали статью и поставили лайк. А также напоминаю, что автор — копирайтер и редактор. У меня вы можете заказать контент-план, пачку постов на месяц, статьи в свой блог или на сайт. Сотрудничаю с компаниями и экспертами. Опыт в контент-маркетинге — 16 лет. Мой телеграм.
Также вам будет интересно:
📖 о тех, кто пишет в стол “Страх критики и другие причины (не) публиковаться”;
📖 статья про локации в книге "Город и локации в книге: как создавать новые миры";
📖 материал про хронологию "Времена года и тайминг в книге. Как не перескакивать с лета на зиму и обратно".