Кто-нибудь знает, в каком возрасте пролегает грань между "он ещё маленький и ничего не понимает" и "дети теперь совсем другие, родители им - не авторитет"? Никто не знает? Но ведь никто и не сомневается, что привычки, вкусы, убеждения ребёнка формируют именно родители.
Опоздали - найдутся те, кто сделает это за них. Результатом довольны не будут. Ведь именно отсюда "современные дети любят совсем не то, что любили мы).
А чем в школе хорошие ученики отличаются от плохих? По большому счёту, одним-единственным навыком: хороший ученик научился читать ДО школы, в первом классе отточил этот навык до полного автоматизма, и в следующие два-три года отработал умение одновременно анализировать текст, выделяя главное. Чтобы пересказать. ВСЁ! Так просто! Но тому, кто этого не умеет, невозможно учиться в средней школе. В старшей - тем более.
Именно об этом книга Ираиды Ивановны Тихомировой "Уроки материнского чтения".
Много лет занимаясь проблемой чтения детей и подростков, накопив огромный опыт, Ираида Ивановна пришла к выводу, что воспитание читателя начинается именно в том возрасте, когда он ещё "ничего не понимает". И ценит возможность просто побыть наедине с никуда не спешащей мамой, насладиться звуками родного голоса, произносящего стихи или ритмическую прозу. Рассмотреть картинки. Привыкнуть к такой форме досуга и полюбить её.
Чтение - не самоцель, цель - воспитание творца, способного представить себя на месте героя, продолжить полюбившуюся историю, взяться за перо или кисть самому. Человека, которому будет интересно жить.
Просит ребёнок перечитать одно и то же в сотый раз? Нельзя морщиться: "Надоело". Радоваться надо, ведь это - сформированная духовная потребность.
Почему же чтение не "детское", а "материнское"? Мать здесь незаменима, именно её вкусы передаются ребёнку. Именно её любовь к Слову - исток будущего поэта. Да и просто увлечённого человека.
Трудно поверить, но ребёнок чувствует эмоциональное состояние матери задолго до своего рождения, а на шестом месяце плод уже СЛЫШИТ! Неужели и ему можно читать вслух стихи? Да, и менно те стихи, что он слышал ещё ДО рождения, станут для него любимой "колыбельной" на ближайший год. (А вот это я могу подтвердить - лично проверено!)
А что именно читать младенцу? Список был бы слишком обширен, проще сказать, что читать не следует: избегайте книг с "размытой" моралью. Чем меньше ребёнок, тем опаснее для него "просто смешное, просто остроумное" - всё то, из чего нельзя извлечь нравственного урока. Или даже сделать вывод, что обман, издевательство над слабым - это хорошо и похвально.
И конечно, примеры песенок-потешек-считалок-прибауток, с которых "начинается читатель".
Народные и авторские, принадлежащие поэтам, наделённым счастливым даром - говорить с ребёнком на его языке.
Книга - приглашение к разговору о самых первых читательских впечатлениях. И о влиянии этих счастливых часов на долгие-долгие годы взрослой жизни.