Календская тропа называется так по имени села, в ущелье близ которого она и находится. Село же называется Календо, не верьте современному безликому названию Подгорное. В попытке выжечь калёным железом из Крыма память о крымских татарах после войны бездари в руководстве Крыма уничтожали и топонимику доханского периода, обязанную своим появлением отнюдь не крымским татарам.
Село Календо вероятнее всего было основано в начале нашей эры потомками готов и алан, которые смешались с местным населением (вы же помните историю крепостей Кырк-Ер, Эски-Кермен и Мангуп-Кале, о которых я рассказывал ранее?). Село входило вероятнее всего либо в зону влияния, либо непосредственно в состав княжества Феодоро, административно подчиняясь владельцам феодального замка-крепости Исар-Кая.
Опять же, тут мнения исследователей расходятся. Так, авторы Бочаров и Седелькин в своём исследовании “Селения Чембальского консульства (капитанства Готия - прим. авт.) в XIV - XV вв” указывают на то, что Календо, как и вся Байдарская долина, входила в состав консульства и капитанства, то есть владели им генуэзцы.
После вхождения в состав Османской империи в 1475 году турки транскрипизировали название на свой манер, превратив Календо в Кылынды. Примерно то же самое произошло с Каффой, она стала Кефе. Им просто было так удобнее. Население на тот момент было полностью христианским, поселение отнесли к Мангупскому кадылыку санджака Кефе, а смена администрации с христианской на мусульманскую ничем, кроме появления одного дополнительного налога на неверных, для жителей села не обернулась.
Конфессиональный состав села поменялся спустя 200 лет пребывания в составе турецкой империи. Если в 1475 году население села было полностью христианским, то к концу XVII века, по данным “Османского реестра земельных владений Южного Крыма”, по состоянию на 1686 года население села было 100% мусульманским. Интересен ярлык хана Селим Герая. Дело в том, что Календо лежало близко к пограничью османских и крымскотатарсих владений, и дорогами долины пользовались и те, и другие. Так вот за право пользования ханскими лесами и пастбищами жители Календо несли повинность в виде обязанности содержать в порядке перевал Шайтан Мердвен.
После присоединения Крыма к России население села было небольшим и состояло исключительно из крымских татар. В первой половине XIX века в деревушке насчитывалось всего 6 дворов, а на картах название претерпело ещё одну транскрипизацию и превратилось в удобное для русского уха и произношения Календия. После депортации село почти полности опустело, из 229 жителей села 227 были крымскими татарами. Полдень 18 мая 1944 года село встретило полностью обезлюдившим.
Но вернёмся к тропе. Это древняя вьючная тропа из Байдарской долины на Южный берег Крыма. Активно использовалась до прокладки дороги через Байдарский перевал.
Первым тропу описал швейцарский коммерсант Шарль Монтадон в 1833 году: “Выдвигаясь из Календьи (деревни, самой близкой к Лестнице), по узкой, очень крутой тропе, проложенной вдоль глубокого оврага, на дне которого сочится небольшой ручей, поднимаемся на скалы, находящиеся на юге. … Преодолев полторы версты по лесу, попадаем на другую утоптанную тропу, ведущую от деревни Байдары к Лестнице; от этого пересечения двигаемся еще версту, прежде чем достигнем вершины Лестницы”
Существуют версии, что эту вьючную тропу использовали ещё римляне в I веке н.э., она соединяла римский военный лагерь Харакс, расположенный на мысе Ай-Тодор рядом с современным Ласточкиным гнездом, с Херсонесом. Дорога вела (и ведёт) через перевал Шайтан Мердвен, поднимаясь с Южного берега, опускается в Байдарскую долину к селу Календо, по которому и получила своё название.
Ойконим села и реки Календы точно не известен, но на первый взгляд очень напоминает слово “календарь”. В свою очередь слово “календы” в древнеримском лунно-солнечном календаре означало первый день каждого месяца, то есть новолуние. Было ли основано это село в новолуние, была ли построена или введена в эксплуатацию римская дорога к этому сроку, была ли обнаружена речка под новолуние, мы не знаем, можем только предполагать.
Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канал на Бусти
Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос