Найти в Дзене
ЭКСКУРС TV

Эски-Юрт: загадочный город на карте Крыма

Попытка отметить какой-нибудь значимый отрезок из жизни Бахчисарая упирается в один исторический казус: города, скажем, две тысячи лет назад тут не было. А люди жили. Даже сам ханский дворец, основанный относительно недавно, в 1532 году, далеко не единственный из построенных, но единственный из сохранившихся. Ханская столица “мигрировала” вниз по долине, “стартовав” с Кырк-Ера (Чуфут-Кале) “транзитом” через Салачик (Староселье) и наконец ставка ханов расположилась в том месте, где мы сегодня её и наблюдаем.

Азис Эски Юрт. Фото начала прошлого века
Азис Эски Юрт. Фото начала прошлого века

То есть сформировавшиеся поселения на территории современного Бахчисарая существовали очень давно. И одно из таких поселений - это Эски Юрт. Когда-то это было большое селение, а может быть даже город, расположенное на перекрёстке нескольких торговых дорог. Здесь сходились дороги из морских портов юго-западного Крыма, территорий современной Южной Украины, собственно долины реки Чурук Су, тогда именуемой Ашлама, то есть из Кырк-Ера и Салачика.

Но если подумать, это ведь был не просто перекрёсток. Это была граница целых миров: Средиземноморья и Великой Степи. Караваны грузов и путешественников из портов юга и юго-запада Крыма тут выходили в степные просторы, покидая владения Византии и выходя во владения степной империи. Она меняла облик и названия, но почти не меняла своего духа. Скифское царство, Хазарский каганат, Золотая Орда…

Мавзолей Бей Юде Султан (находится у рынка Рубин)
Мавзолей Бей Юде Султан (находится у рынка Рубин)

Никто не знает, кто и когда впервые соорудил тут рыночную площадь и первые постоялые дворы. Точно можно утверждать только одно: это произошло задолго до первого упоминания Эски-Юрта в Камеральном описании Крыма, составленном в 1784 году (об этом чуть позже). Это могло произойти и в римскую эпоху, и в византийскую. Иногда случается так, что наука не может дать точного ответа. По крайней мере до тех пор, пока тут не будут проведены полноценные археологические раскопки. А их тут, не считая экспедиции Усеина Боданинского, считай что не было.

Фото 1927 года. Возможно, датировка неверная, и мы наблюдаем фото 1924 года из экспедиции Боданинского
Фото 1927 года. Возможно, датировка неверная, и мы наблюдаем фото 1924 года из экспедиции Боданинского

Но мы можем попытаться проследить древнюю историю Эски-Юрта. В эпоху позднего средневековья долину контролировали правители крепости, которая стояла на высоком скальном мысу в истоке долины реки Чурук Су. Крепость эта сегодня известна как Чуфут Кале, ранее была известна как Кырк-Ер, а вот как она называлась тогда, неизвестно. Сначала это был один из самых дальних форпостов Византии, а с ослаблением империи крепостью стали управлять аланские князья, перенявшие греческую культуру и религию, и этот край какое-то время именовался страной Малых Алан (Асов). Принадлежал ли Эски Юрт Алании? Сложно сказать. Их разделяет всего 5 километров, но они находились в абсолютно разных цивилизационных зонах.

При этом в предгорьях полуострова к тому времени обитали тюркские племена, близкие друг другу по культуре и языку. Сначала хазары, затем печенеги (баджанаки) и, наконец, кипчаки (они же куманы, они же половцы). Кипчаки имели свою собственную государственность, и обладали большим влиянием в Северном Причерноморье, князья горной крепости признавали их своими покровителями и платили им дань. Кипчаки делились на множество больших и малых родов, и один из этих родов назывался Кырк. Это я веду к этимологии названия Кырк Азизлер и Кырк-Ер. То есть, эти названия можно расшифровать и как “сорок святых” и “сорок укреплений”, и как “святилище рода Кырк” и “укрепления рода Кырк”. Первым связать эти названия с родовым именем догадался Усеин Боданинский.

Усеин Боданинский
Усеин Боданинский

Теперь о самом названии Эски Юрт. Логично предположить, что сразу после основания город “старым” (Эски Юрт с крымскотатарского буквально переводится как “старое сельбище”) называться не может. Эски-Юртом это место стало только в период Крымского ханства. А как же оно называлось до этого? Возле Эски-Юрта существовало кладбище Кырк Азизлер. Его название, как я уже говорил, переводят как “сорок святых”, что не случайно, учитывая некое сакральное значение цифры “40” в исламской традиции. А если попробовать оттолкнуться именно от значения “Кырк - имя рода” и перевести название кладбища как “святилище рода Кырк”?

То есть, если следовать этой гипотезе, то город, расположенный на перекрёстке торговых путей в устье долины Чурук Су (ранее Ашлама) именовался Кырк. Тогда крепость в верховье долины Кырк-Ер становится “крепостью рода Кырк”, а азиз рядом “святилищем рода Кырк”, и мы получаем картину большого родового имения. Причём с приходом к власти ордынских наместников, первым из которых был 13-й сын Джучи Токай Тимур, жизнь во владениях рода Кырк, как и в целом в Крыму, можно сказать вообще не поменялась.

Мавзолей Трёх ханов. Фонтан слева находился на месте пустыря (бывшего рынка)
Мавзолей Трёх ханов. Фонтан слева находился на месте пустыря (бывшего рынка)

А вот что поменялось, так это диалекты, на которых говорило местное население. Перед ордынским нашествием на полуостров хлынули кипчаки, сгоняемые своими же сородичами с насиженных (точнее сказать, нахоженных) степных кочевий на полуостров, которые и принесли кипчакский диалект. Причём абсолютно новым он здесь не стал, язык тюрки был на полуострове давно и хорошо известен. В это время фиксируется смена сборщиков дани в долине: род Кырк уступает это право (добровольно ли, принудительно ли, мы не знаем) роду Яшлау. Те, кто усмотрел в имени рода Яшлау фамилию князей Яшлавских, не ошиблись. Они были выходцами из Орды.

Удобное расположение, наличие святилища, наличие пресной воды и источников сделало поселение цветущим и мощным. О том, что это было действительно значительное по размерам поселение, свидетельствовало всё то же местное кладбище Кырк-Азизлер. Оно находилось на северо-западной окраине Эски-Юрта и сегодня полностью уничтожено. Но несколько десятков уцелевших с того кладбища каменных надгробий было передано в Бахчисарайский музей.

Панорама азиза (святого места) начала прошлого века. Переселенческих домов ещё нет, зато пока ещё цела мечеть (угол улицы Будённого и Первомайского переулка)
Панорама азиза (святого места) начала прошлого века. Переселенческих домов ещё нет, зато пока ещё цела мечеть (угол улицы Будённого и Первомайского переулка)

Можно предположить, что Эски Юрт вполне мог использоваться как временная ханская ставка после переноса столицы Крымского юрта из Солхата сюда, в долину Чурук Су. С основанием и возвышением Бахчисарая все окрестные селения теряют свои роли как административные и экономические центры, однако приобретают новые. Кырк-Ер обретает новое имя Чуфут Кале и становится центром караимов в Крыму, Салачик остаётся образовательным центром ханства, там ещё Менгли I Гераем было построено старейшее в Крыму учебное заведение Зынджырлы медресе, а Эски-Юрт остаётся центром культа, здесь действует азиз (святое для мусульман место) Малик-Аштера.

Общий вид Азиза с целой пока мечетью
Общий вид Азиза с целой пока мечетью

Азиз располагался в центральной части поселения (не путайте с кладбищем Кырк-Азизлер, находившимся вне городской черты), центром азиза было небольшое кладбище с символической могилой азиза Малик-Аштера эн-Нахаи, жившего в 618 - 657 гг. н.э. Малик Аштер был реальным историческим персонажем, сподвижником халифа Али, который, в свою очередь, был зятем и сподвижником пророка Мухаммеда. Настоящая могила азиза находится в городе Эль-Ариш, в Северном Синае, в Египте. А вот символические захоронения, приписываемые его имени, существуют (или существовали), кроме Бахчисарая, в Мардже (Египет) и Диярбакыре (Турция).

Интересно, но в крымскотатарских преданиях Малик-Аштер из сподвижника халифа Али превратился в драконоборца, воителя и первого распространителя ислама в Золотой Орде и Крыму. Малик-Аштер сражался с великаном на берегах Днестра и погиб от ран в Эски-Юрте, тут и был похоронен, а его могила чудесным образом была открыта суфиям из ордена Накшбанди (по другой версии из ордена Мевлеви).

Мавзолей Ахмед бея и Малый минарет мечети
Мавзолей Ахмед бея и Малый минарет мечети

Суфии обновили могилу, привели в порядок кладбище, и с тех пор это место стало азизом. Среди крымских татар даже существовало поверье, что молитва на могиле Малик Аштера способна излечить от змеиных укусов. Об этом, кстати, сообщает никто иной, как сам Исмаил Гаспринский в своём труде “Крымские азизы”, опубликованном в “Восточном сборнике” Общества русских ориенталистов в 1913 году. Лечиться от укусов, конечно, лучше в медицинских учреждениях, но суфийская обитель при азизе Малик Аштера стала значимым культовым центром, окружённым кладбищем, на котором были и обычные могилы, и склепы, и мавзолеи.

Мечеть на Азизе
Мечеть на Азизе

Самую большую архитектурную потерю азиз Малик Аштера понёс в 1955 году. Тут была разрушена мечеть, которая одновременно являлась и текие для странствующих монахов - дервишей. В этом же текие местная суфийская община проводила свои мистические ритуалы, тут дервиши танцевали свой знаменитый круговой танец “зикр”. На кладбище азиза хоронили высшую знать и некоторых членов ханской фамилии. Так, именно на этом кладбище, а не на территории дворца, в отдельном мавзолее похоронен крымский хан Мехмед II Герай, и не только он один. Культовый центр просуществовал до 20-х годов ХХ века.

Село Эски-Юрт было переименовано в Подгородное в 1948 (по другим данным в 1945) году, после депортации крымских татар. Кладбище и азиз были превращены в пустыри и руины, территория села вошла в состав Бахчисарая и отдана под частную застройку, особенно активизировавшуюся в 50-60 годы прошлого века, на волне переселения советских крестьян со всего союза в Крым. Несмотря на это, уже в 1963 году четыре мавзолея XIV - XVI веков были взяты под государственную охрану, а с началом репатриации крымских татар ими перед райгосадминистрацией неоднократно ставился вопрос о переносе стихийного рынка, торговцы на котором буквально торговали на костях.

Мечеть на Азизе (в советские годы на этом месте соорудили гараж автошколы)
Мечеть на Азизе (в советские годы на этом месте соорудили гараж автошколы)

Документированная история селения Эски Юрт начинается с 1784 года, когда было составлено первое Камеральное описание Крыма. Согласно ему деревня до аннексии 1783 года относилась к Бахчисарайскому кадылыку Бахчисарайского каймаканства Крымского ханства. Я не буду утомлять вас перипетиями административного переподчинения в течении имперского периода владения полуостровом. Она даже в состав Новороссийской губернии входила. Но вследствии эмиграции большой части крымских татар в Турцию, вызванной политикой царского режима, уже на карте генерала Мухина 1817 года деревня Ескиюрт обозначена, как пустующая.

Правда, пустовала она не долго. Уже на карте 1836 года в ней значится 45 дворов, а на трёхверствоке Шуберта (учёного геодезиста, генерала от инфантерии, директора Военно-топографического и гидрографического депо) в деревне значатся уже 50 дворов с татарским населением. Но к 20-м годам ХХ века деревня вновь с карт исчезает, нет её и в Списке населённых пунктов Крымской АССР от 1926 года, нет её и на километровке Генштаба 1941 года, и на двухкилометровке РККА 1942 года.

Однако директор Бахчисарайского музея Усеин Боданинский абы куда не поедет, и пока его труд первой четверти ХХ века (экспедиция состоялась в 1924 году, инициатором экспедиции выступил Совнарком Крыма, а исполняющими организациями Научная Ассоциация Востоковедения ЦИКа СССР и Крымский отдел по делам музеев) остаётся главным в этом вопросе. В 1924 году была проведена обстоятельная археологическая экспедиция, накопившая богатый фактический и описательный материал.

Боданинский провёл эту операцию накануне полного разграбления кладбища на стройматериалы, и буквально за несколько лет до собственной гибели. Его арестовали в 37-м в Тбилиси, обвинили в националистической деятельности и расстреляли в 38-м в Симферополе. Он успел перевезти из Азиза буквально два десятка каменных надгробий. Остальные, по всей вероятности, легли фундаментом “переселенческих” домов.

Ещё одним ценнейшим (хотя, вероятнее всего, несколько приукрасившим действительность) источником является “Книга путешествий” Эвлии Челиби, который посетил это место в эпоху его расцвета и написал нам об этом в 1666 году. И если экспедиция под руководством Боданинского работала фактически на кладбище, в мёртвом городе, то Эвлие Челеби повезло побывать в самом что ни на есть живом азизе, центре культа и культуры крымских татар.

“Под тремя куполами, крытыми свинцом, лежат, навсегда умолкнув, шахиншахи-ханы. Каждый купол полон света, там есть искусно сделанные подвески и светильники. Каждый такой купол – как будто место сошествия света. Это купола, украшенные 100 видами светильников, курильниц для благовоний, золотых и серебряных подсвечников. Полные света усыпальницы стоят на разноцветных коврах, а вокруг они украшены прекрасными изречениями, написанными изысканным почерком. На местах счастливых голов некоторых падишахов прикреплены плюмажи из перьев журавля. При каждой из усыпальниц есть тюрбедары. Это место паломничества знати и простолюдинов. Все ханы и султаны, их жены и дочери приходят сюда, возжигают амбру и алоэ, происходит благородное чтение Корана в память усопших”
Эвлия Челеби

Характерно, что Эвлия Челеби сообщал и о том, что здесь, на азизе, в большом почтении и под бдительным призором дюрбедаров (смотрителей мавзолеев) находятся и могилы правителей Крыма эпохи Золотой орды. Возможно ли, чтобы кто-то из потомков Тукайтимуридов упокоился в Эски Юрте, а не в центре юрта тех времён, городе Солхат (Старый Крым)?

Немецкое военное кладбище в Эски Юрте
Немецкое военное кладбище в Эски Юрте

Печальную известность это место приобрело после событий Великой отечественной войны и оккупации Крыма. Немцы, словно предчувствуя скорый конец своей власти на полуострове и вообще неблагоприятный для себя исход войны, провели зачистку всех казематов Бахчисарая. Расстреливали здесь. Хоронили в одной общей могиле. Ну то есть как хоронили? Побросали трупы в яму, присыпали землёй и разошлись.

Согласно документам, здесь, на азизе, было проведено две экзекуции, 29 февраля и 10 апреля 1944 года. Расстрелянные не дожили всего одного - двух месяцев до снятия оккупации Крыма Красной армией... Расстреливали в спешке, прямо в верхней одежде и без обыска, в результате чего значительно облегчили работу советской команде эксгуматоров, занимавшихся расследованием этой трагедии. Эксгумация проходила с 21 по 23 апреля только в той яме, в которую были брошены расстрелянные 10 апреля. Был составлен акт, подписанный председателем комиссии Чапчакчи. Из 92 трупов опознаны были 36 (прямо по количеству мечетей в дореволюционном Бахчисарае, как тут в магию цифр не поверишь).

Акт этот любопытен ещё и тем, что, во-первых, председателем комиссии был крымский татарин, председатель Бахчисарайского городского совета товарищ Чапчакчи. Там же в помощниках фигурирует и ещё одна татарская фамилия Селимова. И, во-вторых, в акте среди расстрелянных есть и крымскотатарские фамилии с пометкой: расстрелян за связь с партизанами. Это к слову о поголовном коллаборационизме крымских татар.

Эски Юрт по сей день ждёт своего исследователя, бережно хранит свои тайны, и пока неизвестно, поведает ли их кому-нибудь когда либо...